Павел Федотов — биография и картины художника

Художник Павел Федотов был представителем русского живописного искусства XIX века и стал основателем направления критического реализма в русской живописи.

Ранние годы

Биография Павла Федотова в раннем возрасте хорошо изучена. Его место рождения — Москва, 4 июля 1815 года (по новому стилю 22 июня). Его семья не была богатой. Отец, Андрей Илларионович, служил в армии, после ухода на пенсию получил дворянство. Его жена, Наталья Алексеевна, родила ему еще двух дочерей помимо сына. Семья проживала у Красных ворот, в Харитоньевском приходе в Огородниках.

В детстве Павел часто оставался без присмотра и был оставлен самому себе. Он не был послушным ребенком, часто дрались на улице. Он вырастал в обычной московской среде со своими кухарками, сапожниками и мастеровыми, что дало ему способность замечать мельчайшие детали, которые нельзя было получить искусственно.

Павел Андреевич Федотов

В 11 лет Павла отправили в Кадетский корпус, чтобы получить военное образование. Других вариантов не было. Все детство мальчик провел на государственном обеспечении. В Кадетском корпусе была обширная программа – уроки живописи, географии и истории. Но в те годы его мало интересовало рисование. Павла привлекали географические открытия и боевые сцены. Он изображал все, что приходило в голову, на полях тетрадей.

Особенно удачно молодой человек рисовал карикатуры. Не имея академического образования, он изображал великих путешественников и исторических деятелей так, как видел на портретах. А своих товарищей по учебе рисовал с остроумными деталями, но не обидно, а удивительно смешно. Карикатуры Федотова были популярны, он сам был любимцем. Кроме того, он отлично успевал в учебе, прекрасно пел, играл на гитаре, был душой компании.

На заключительных годах обучения в Кадетском корпусе у Павла произошел рост интереса к живописи. Он с увлечением занимался акварелью и графикой, однако использовать масло в своих работах не решался.

В 1830 году, во время обучения в кадетском корпусе, Федотов был назначен унтер-офицером. По окончании курса он уже стал фельдфебелем. Он успешно завершил учебу, что принесло ему почетное место на мраморной доске.

В декабре 1833 года Федотов был направлен служить в лейб-гвардии Финляндский полк в звании прапорщика по указу императора. Следующие 10 лет он посвятил военной карьере, но не забыл о своей любви к рисованию.

В 1836-1837 году он был зачислен в Академию художеств, чтобы посещать вечерние курсы рисования. В своем доме он постоянно практиковался, творя работы в акварельной технике и графике. Особенно хорошо Федотову удавались портреты, в основном его товарищей по службе. Но обладая отличной памятью, начинающий художник брался за более сложные задачи. Его портреты и офорты с изображением великого князя Михаила Павловича были с удовольствием покупаемы заказчиками и торговцами произведениями искусства.

Павел Андреевич Федотов

В начале 1937 года полк Павла отправился в поход протяженностью 167 верст, из Пулково в Петербург. За участие в нем он был отмечен, вместе с другими офицерами, высочайшей благодарностью. В скором времени в расположение Красносельского лагеря, где квартировался полк Федотова, прибыл после лечения за границей сам великий князь. Гвардейцы приветствовали его так бурно, что Павел немедленно захотел запечатлеть этот момент в истории.

Впервые за годы службы он взял трехмесячный отпуск и написал акварельную картину. Работа под названием «Встреча великого князя» вышла великолепно. Настолько, что ее решили показать самому Михаилу Павловичу. Оценив талант живописца, он пожаловал Федотову бриллиантовый перстень из своей сокровищницы. Первый успех окрылил художника.

Совсем скоро он приступил к созданию нового полотна, вдохновленного участием Павла в церемонии освящения знамен в восстановленном после пожара Зимнем дворце Санкт-Петербурга. По завершении картины Федотов решил представить ее перед венценосными персонами. Михаил Павлович показал ее своему брату, императору. Восхищенные талантом художника-военнослужащего, они издали специальный указ. В соответствии с этим указом, «рисующий офицер» был способен уйти со службы и получать ежемесячные выплаты в 100 рублей из казны.

Некоторое время Павел сомневался в правильности этого решения и обратился за советом к Карлу Брюллову, который не рекомендовал ему уходить в отставку. По мнению знаменитого русского художника, становиться художником в таком возрасте было поздно.

Карьера живописца

В 1844 году Павел Федотов начал свою карьеру свободного художника, занимаясь созданием картин в батальном жанре, который был понятен ему. Частично такой выбор был связан с коммерческими интересами, так как император Николай Павлович был заинтересован в баталистических произведениях и военных делах в целом.

Поначалу художник поселился на окраине Васильевского острова, где смог найти доступное жилье, и стал более усердно посещать занятия в Академии художеств. Улучшая свое мастерство и стиль живописи, Павел проводил долгие часы, занимаясь рисованием и создавая множество этюдов с природы.

Федотов получил много знаний в академической школе. Он заинтересовался творчеством Хогарта и начал изучать анатомию людей и животных под руководством профессора Зауервейда. Из тех времен сохранились только эскизы и карандашные наброски боевых сцен и повседневной жизни в казармах. Его друзья уже тогда отмечали точность и детальность работ Федотова. Он умел передать не только внешность, но и внутренний мир своих героев на своих полотнах.

Павел Андреевич Федотов

Произведения Федотова были популярны среди покупателей. Однако ему было очевидно, что жанр боевой живописи стал для него тесным. Все изменилось, когда Павел неожиданно получил письмо от известного баснописца Ивана Крылова. В своем послании он настойчиво советовал художнику попробовать себя в жанровой живописи. Федотов последовал этому совету, переработав некоторые из своих эскизов маслом. Картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», созданные в 1847-1848 годах, произвели большое впечатление.

Павел даже осмелился показать их великому художнику Карлу Брюллову, который в то время преподавал в Академии. Он высоко оценил работы и выдвинул Федотова на звание академика, а также добился для него финансовой поддержки. Это позволило художнику творить дальше, не беспокоясь о поиске средств к существованию.

В 1848 году было готово 3 полотна для академической выставки, в том числе первый вариант картины «Сватовство майора». Второй Федотов написал через три года. Выставка была очень успешной, и Художественный совет единогласно принял Павла в звание академика. Критики написали множество похвальных отзывов.

Федотову пришла заслуженная слава. Помимо этого, еще одним юношеским увлечением Павла было сочинение стихов, элегий и басен. К «Сватовству майора» он написал несколько четверостиший под названием «Рацея». Это придало живописному произведению еще большую яркость. Художника с радостью принимали в модных салонах.

Материальное положение Павла значительно улучшилось после выставки и получения звания академика. Он получил стипендию в размере 300 рублей в год для поддержки талантов.

Павел Андреевич Федотов

В это время работы художника наполняются лиризмом и нежностью, особенно удачными для него становятся женские портреты – светлые и легкие. В дополнение к этому, он трудится в качестве иллюстратора, однако эта часть его жизни не приносит больших доходов. Цензоры поочередно запрещают альманахи и издания, а друзья Федотова подвергаются преследованиям из-за своих связей с неблагонадежными людьми.

Весьма сердитый, художник создает несколько басен, в которых он критикует эти эксцессы. В то же время его живопись становится все более дерзкой и сатирической, отдаляясь от того, что хорошо продается. Он начинает создавать новые картины с коммерчески выгодными сюжетами, но не завершает их. Это приводит к потере доверия его благодетелей.

Творения 1851-1852 годов уже пропитаны горечью и печалью. Федотов создает картину с заглавием «Вдовушка», изображающую унылый и скорбный сюжет. Он начинает, но не успевает закончить еще две картины – «Анкор, еще анкор!» и «Игроков», не успев довести их до конца. В этих работах художника присутствуют сложные аллюзии и скрытый смысл. Они содержат фатализм, иронию и трагизм.

«Свежий кавалер»

Первая работа художника в жанре критического реализма. Картина написана маслом в 1846 году и имеет второе название: «Утро чиновника, получившего первый крестик».
Появление этой работы предвосхитило смену тенденций в искусстве – от восхваления к критике чванства и стремления к наградам. Гоголь первым запечатлел эту смену в литературе, а в живописи первопроходцем и основоположником был Федотов.
Главный герой картины – молодой мужчина, изображенный в позе античного оратора, одетый в домашний халат вместо тоги, а на его голове заметны папильотки, создающие изящные завитки в волосах.

Вторая версия названия хвастливо отображается на лацкане халата в виде награды, хотя на стуле висит военный мундир. Атмосфера прошедшего веселья дополняется оборванными струнами на гитаре и остатками спиртного на столике.

Павел Андреевич Федотов

На картине изображена служанка, второстепенный персонаж, с улыбкой и иронией смотрит на своего хозяина, протягивая ему сапог, намекая на окончание развлечений. В то время как хозяин серьезен и полон самодовольства. Его утренние заботы явно не беспокоят его так же, как полученная награда.

Эта картина была высоко оценена критиками за правдивое отображение бюрократической чванственности и высокомерия. Особенно восторженно отозвался о ней Стасов. Однако сам Федотов не ставил перед собой задачу обличить все грехи чиновничества. В «Свежий кавалер» присутствует не только ирония, но и отчетливое сострадание к герою. Изображенный чиновник явно небогат, и видит полученный крест как источник будущего благосостояния в своей недостаточной жизни.

«Разборчивая невеста»

Не достигнувший собственного счастья, Павел Федотов часто делал центральными фигурами своих произведений женские образы. Картина «Разборчивая невеста», сегодня украшающая собой коллекцию Государственной Третьяковской галереи, была написана в 1847 году маслом в реалистическом стиле.

В этом сюжете также явно прослеживается легкая ирония мастера. Женщина, принимающая кавалера в роскошной обстановке, явно выглядит не слишком молодой. И пасьянс на столике рядом с ней намекает на то, что она все же ждет подходящего жениха. Однако ее статус невесты показывает зрителю, что она очень разборчива и не спешит отвечать на приглашения кавалеров.

Павел Андреевич Федотов

Поза у претендента на ее руку также очень выразительна. Он уважительно смотрит на объект своего восхищения снизу вверх, желая поцеловать руку избранницы. Пригибаясь в полный подчинения, этот кавалер явно надеется на выгодный брак. И он готов делать все возможное, чтобы угодить требовательной невесте.

Отдельное внимание заслуживают и второстепенные персонажи полотна. Скрывающиеся за занавесками слуги усердно подслушивают происходящее в комнате. И один из них даже перекрестился, не веря в счастливое развитие этого сватовства. Детали, в которых сцена изображена на картине, впечатляют даже настоящих знатоков живописи.

«Сватовство майора»

Одна из значимейших работ Федотова была выполнена в 1848 году в Санкт-Петербурге в жанре живописи. Картина входит в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

На полотне изображены 8 персонажей, однако особенно выделяются невеста и ее жених. Сюжет разворачивается в роскошной, но безвкусно перегруженной обстановке, характерной для купеческой среды того времени. Майор-сват, очевидно, понимает благополучие своего положения — такая уверенность отражается на его лице. Главный герой картины отделен от основного действия, находясь в смежном помещении и готовясь войти. Его образ прорисован в мельчайших деталях, включая изысканные усы и военную форму.

Павел Андреевич Федотов

Главной фокусной точкой картины является невеста, которая отчетливо наслаждается своей ролью. Ее великолепное платье из парчевой ленты и нежного кружева украшает ее белоснежные плечи. Ожерелье на ее шее и аккуратно уложенные волосы завершают образ. Последние штрихи к ее наряду добавляются на ходу.

Родители, наоборот, выглядят намного скромнее. Отец, с пышной бородой, одет в простой, но ухоженный наряд, демонстрируя свою готовность к сватовству сияющими сапогами. Мать, почти также нарядная, как и дочь, возносит все усилия, чтобы удачно провести сватовство. И она с легкостью предотвращает попытку невесты убежать из комнаты своей твердой рукой.

Не менее захватывающей является фигура свахи, которая появляется в проеме между комнатами. Она успевает не только подготовить присутствующих к приходу жениха, но и поговорить с отцом невесты. Элемент покоя в общей суете сюжета вносит лишь кошка, спокойно вылизывающая лапу на переднем плане картины.

«Все холера виновата»

Это произведение Федотова в традиционном для него жанре сатирического или критического реализма было создано в 1848 году. В настоящее время оно находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. На обратной стороне холста, как обычно, художник поместил пояснительное стихотворение-экспромт.

Павел Андреевич Федотов

История картины проста: во время застолья один из гостей не смог выдержать спиртные напитки и упал с стула. Изображение пьяного человека не редкость в работах художников-карикатуристов. Однако в данном случае оно уникально, поскольку Федотов изобразил своих родственников, а мужчину в мундире с поднятой рукой смоделировал по себе. Не многие художники могли себе позволить такой непарадный автопортрет.

Федотов создал картину в период эпидемии холеры в Петербурге. На первый взгляд можно подумать, что центральный персонаж картины мертв. На самом деле он просто пьян и не в состоянии встать. Однако во всем виновата холера, и именно это факт художник высмеивает в своих стихах, прилагающихся к полотну.

Эта картина, как и многие другие произведения художника, имеет альтернативное название — «Львица». Федотов создал ее в 1849 году при помощи масляных красок на картоне, в стиле жанровой живописи с элементами Бидермайера. Это произведение находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

В этой картина Федотова особенно ярко проявляется его талант сатирика, способного высмеивать недостатки и страсти общества. Основной героиней картины является молодая женщина, одетая по последним модным тенденциям. Очевидно, что она только что вернулась из-за границы, и резко контрастирует с окружающей ее обстановкой. В ее губах дама держит папиросу. Рядом стоит «экзотический сувенир» — арап, одетый в свою национальную одежду.

Павел Андреевич Федотов

Федотов сочинил стихотворение, объясняющее сюжет этой картины, как всегда. Он рассказывает о барышне, которая превратилась в «светскую львицу» после поездки в Париж. Она отчетливо демонстрирует свое презрение к домашним делам и быту, показывая свой новый статус, даже когда ее муж показывает ей лоскут ткани для пошива. На нем не заметен ребенок, и он плачет, требуя внимания, но взрослые не обращают на него внимания.

Художник не закончил эту картину. Это всего лишь набросок, но с очень тщательно проработанными деталями. К тому времени, когда он написал эту работу, обличительный, карикатурный стиль Федотова надоел издателям и спонсорам. Его новые картины не находили покупателей.

«Завтрак аристократа»

Одно из наиболее известных произведений Федотова, написанное им в 1850 году, можно назвать самым известным среди его поздних полотен. Эта картина, выполненная масляными красками, сейчас находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Исходно автор назвал полотно «Не в пору гость», но для выставок было выбрано более привлекательное название.

Изобразив эту картину, Федотов был вдохновлен фельетоном Гончарова о жизни аристократии в столице. В нем описывался контраст между блеском жизни в обществе и действительным, скромным бытом дворянства.

Павел Андреевич Федотов

Сам он также выглядит весьма нарядно. Золотые шелковые туфли, красные атласные штаны, белоснежная рубашка, черный шелковый халат, аккуратно зачесанные под сеточку волосы. Даже находясь наедине, этот молодой мужчина предпочитает сохранять свою внешнюю привлекательность.

Однако его завтрак резко контрастирует с роскошным образом жизни. Скромный кусочек черного хлеба сильно расходится с изысканностью его стиля. И герой пытается скрыть простоту своего завтрака от гостя, который уже входит в комнату, закрывая его книгой.

Контраст между богатством и нищетой усиливается отсутствием слуг, которые должны были оповестить хозяина о визите, раскрытой колодой карт под столом и вывернутым кошельком. Герой явно живет не по карману, и в своей собственной комнате выглядит как захватчик, пытающийся соответствовать духу времени.

«Вдовушка»

Один из последних сохраненных до наших дней картин Федотова — «Вдовушка», существует в трех различных вариантах. Художник долго искал идеальное воплощение своей идеи, но из-за болезни так и не смог довести работу до совершенства. Вариант из 1852 года с лиловыми обоями находится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина «Вдовушка» значительно отличается от более ранних работ Федотова. В этом произведении художник отходит от обычного критического реализма и создает нежный, трогательный образ женщины, похожей на его сестру, которая оказалась в таком же трудном положении после смерти супруга.

Центральный персонаж картины изображен с типичным для Федотова реализмом. Это молодая женщина, находящаяся в интересном положении, погруженная в глубокую печаль и тревогу. Окружающая атмосфера также подчеркивает ее состояние, ведь комната погружена в полумрак. Видно, что когда-то это была богатая женщина, но не сейчас. Стопки вещей, приготовленных к продаже или переезду, указывают на изменение ее материального положения.

Павел Андреевич Федотов

Создание картины стало более сложным из-за того, что художник привык работать с живописными персонажами. Однако сестра, которая живет в Москве, не смогла приехать к нему. Из-за этого образ стал композитным.

Еще одним тайным элементом картины является присутствие автопортрета самого художника. Именно его лицо изображено на портрете умершего мужа героини. Федотов создавал его, глядя в зеркало, не обращая внимание на неудачные знаки.

Особенно сложной было световое решение для художника. Он долго боролся, чтобы реалистично показать отражение свечи и одновременно осветить фигуру женщины лучами света, падающими из окна. «Вдовушка» стала пиком творчества художника, его «лебединой песней», последним моментом осознания перед горьким исчезновением.

Посвятивший себя искусству и военной службе, Павел Федотов не испытывал счастья в личной жизни. Несмотря на привлекательность внешности и обаяние, женщины не вызывали у него интереса. Более того, занятый своими творческими замыслами, он просто не находил времени на романтические отношения. По словам современников, сам художник заявлял, что не готов делить свою жизнь между искусством и женщинами.

Хотя известно, что у Федотова были любовные связи, он страшился брака и старался избегать его.

Ситуацию усложняло то, что Павел был вынужден содержать свою большую семью. Отец, который ушел на пенсию с маленькими доходами, требовал финансовой поддержки. Одна из сестер осталась беременной без мужа, и Федотов исправно посылал ей деньги на содержание. Из-за этого у него просто не хватало средств на свои личные нужды.

Смерть

Павел Федотов умер в возрасте 37 лет. После ухода из армии у него начались проблемы с поведением. Он стал замкнутым и депрессивным. Постоянные головные боли и потеря зрения стали для него настоящими муками.

Начиная с 1852 года, состояние здоровья Федотова сильно ухудшилось. Он вел себя странно, необдуманно тратил деньги. Он делал предложения всем женщинам вокруг, вызывая удивление и недовольство. Неподобающее поведение привело к проблемам с полицией. Беспокоясь за его психическое состояние, друзья настояли на госпитализации в психиатрическую больницу Лейдесдорфа.

Однако существовавшие в то время методы лечения, включая физические наказания, оказались неэффективными. Федотов игнорировал записки друзей, а на их редкие посещения выдавал бредовые идеи. Моменты ясности происходили все реже. Врачи жаловались, что пациент вырывает гвозди из стен и рисует на всех поверхностях. Скоро стало известно о смерти художника. Он скончался в ноябре 1852 года, один, в больнице Всех скорбящих, от осложнений плеврита.

Павел Андреевич Федотов

Перед своей кончиной Федотов попросил своего слугу Коршунова вызвать друзей, чтобы попрощаться. Но верный слуга ушел в трактиры. А Павел скончался от лихорадки и был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в военной форме, с полными воинскими почестями. В прессе не было ни единой статьи о смерти Федотова — так решил Цензурный комитет. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополь Александро-Невской лавры, в специальном секторе для художников и мастеров искусств.

В настоящее время творения Павла Федотова находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Однако в свое время он вел очень скромный образ жизни. Он закалялся холодной водой, много гулял, чтобы набраться впечатлений для своих зарисовок. Уже в 40-х годах XIX века у него появилась привычка «охотиться» за самыми колоритными персонажами. Художник мог преследовать их на протяжении нескольких километров, стараясь уловить каждую мелочь образа и мимику.

Такая страсть к реализму и привлекла внимание общественности. Федотова прославляли за его способность передать бытовые сцены и сюжеты на холсте. Люди толпами сбегались на его выставки, чтобы полюбоваться не на парадные портреты императора и аристократов, а на людей, близких им по духу и сословно.

Творческое наследие художника представлено разнообразными стилями. В его коллекции можно найти картины в различных жанрах — критический реализм, романтизм, стиль Бидермайер. Также художник использовал множество техник — акварель, масло, тушь, карандаш, графит, уголь, сепия.

Помимо картин, творческое наследие Федотова включает в себя гравюры, эстампы, карикатуры, выполненные в его характерном легком и юмористическом стиле. Сегодня они находятся в музеях и частных коллекциях.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий