Павел Флоренский, персоналия «Серебряного века», был ученым и священником в русской православной церкви. Его фундаментальные научные труды о математике, астрономии, философии и искусстве впечатляют своей глубиной и масштабом.
Этот выдающийся мыслитель и ученый, которого порой называют русским Леонардо да Винчи или гением тяжелых времен, в своей жизни стремился к поиску истины не только в религии и философии, но и в точных науках, таких как математика, физика и геометрия.
Хотя прошло уже много лет со времени его жизни, и прогресс в науке ушел далеко вперед, его научное наследие остается актуальным и востребованным в наше время.
Детство и юность
Уникальный интеллектуаль мыслитель пришел к этому миру 9 января 1882 года в северокавказском городе Евлах, расположенном на берегах реки Куры. Семья будущего священнослужителя была большой: помимо Павла, у Александра Ивановича Флоренского и Ольги Павловны Сапаровой было еще шестеро детей — два мальчика и четыре девочки.
Отец происходил из династии священнослужителей, но сам жил мирской жизнью. Благодаря его образованности и техническому мастерству, он занимал должность инженера на строительстве Закавказской железной дороги. Предки матери были известными карабахскими армянами, которые владели несколькими поместьями в Елизаветпольской губернии.
В доме Флоренских всегда царила атмосфера творчества: все члены семьи с увлечением читали и слушали музыку великих мировых классиков. Паша вырос на произведениях Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки и Шуберта, которых позже он считал непревзойденными мастерами искусства.
Религиозный образ жизни в семье был уникальным: отец был православным, а мать посещала армяно-григорианскую церковь. Поэтому было принято молчаливое соглашение не обсуждать религиозные темы. Сам философ потом вспоминал, что между отцом и матерью никогда не было разговоров о вере, даже на поверхностном уровне.
С ранних лет парень увлекся изучением математики, а после поступления в Тифлисскую гимназию заинтересовался физикой, астрономией, иностранными языками и геологией. По образцу известного ученого Фарадея он начал вести дневники «Экспериментальные исследования», куда записывал все свои наблюдения и первые научные выводы. Обычной учебной программы ему было мало, и он самостоятельно изучал все имеющиеся на тот момент учебники.
Ещё в студенческие годы Флоренский опубликовал свои первые научные работы. В 1904 году в журналах «Новый путь» и «Весы» появились его статьи «Об одной предпосылке мировоззрения» и «О символах бесконечности», которые затрагивали философские и математические аспекты науки.
Интерес к христианству у Павла возник еще в юности под влиянием трудов Льва Толстого. Во время учебы в университете он углубился в учение архимандрита Серапиона и в статьи Владимира Соловьева. Перед выпуском университета ему предложили остаться на математической кафедре, но он уже решил поступать в Московскую духовную академию.
Общественная и научная деятельность
Во время своего обучения в духовной академии, Флоренский стал участником «Христианского братства борьбы», в состав которого входили С. Булгаков, А. Ельчанинов, В. Эрн, В. Светницкий и А. Волжский. Весной 1906 года он выступил на собрании Московской духовной академии с резонансной речью «Вопль крови», осуждающей смертельный приговор лейтенанту Шмидту и призывающей к прекращению кровавых конфликтов. После этого выступления он был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму.
Когда освободился от других дел, активист решил приступить к написанию книги «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», которая впоследствии стала его магистерской диссертацией и первым значительным трудом. В этой книге он собрал результаты многолетних лингвистических исследований и выявил четыре аспекта истины, воспринимаемой славянами, греками, римлянами и евреями. Книга была хорошо воспринята духовенством, но вызвала разнообразные отзывы в обществе. Все же, после публикации этого труда, Флоренский был удостоен Макариевской премии.
В 1910 году мыслителям было суждено встретиться со своей будущей женой, Анной Гиацинтовой, студенткой Московских женских курсов из Рязани. После окончания Академии Павел вернулся в свою учебную альма-матер и начал преподавать философию. Год спустя он был принят во священники и назначен редактором журнала «Богословский вестник».
В 1912 году молодой священник начал свою службу в Сергиево-Посадском храме Убежища сестер милосердия Красного Креста.
В период революции началось изъятие церковной собственности, и Флоренский решил встать на защиту главных христианских храмов, таких как Троице-Сергиева Лавра. Он искал возможность обратиться к властям и убедить их, что нельзя уничтожать великие духовные ценности и превращать церкви в мертвые музеи. Павел Александрович присоединился к комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры и стал руководителем хранилища ее сокровищницы.
Вместе с другими известными священниками Флоренский участвовал в разработке методики описания и эстетического анализа древних артефактов. Благодаря деятельности комиссии был осуществлен опись огромного фонда предметов искусства этого уникального монастыря. Кроме того, единомышленники не дали возможности разграбить и вывезти за границу десятки предметов искусства, являвшихся многовековым достоянием Лавры.
Во время Гражданской войны и революции священнослужителям пришлось столкнуться с трудностями, но отец Павел продолжал заниматься исследованиями. В 1918 году он завершил работу под названием «Очерки философии культа», а через четыре года увидел свет его труд «Иконостас». Последняя книга выражала протест против жестокого уничтожения икон и храмов с святыми мощами. В этом произведении автор разъяснял метафизическое значение иконы, описывал ее взаимосвязь с мощами и доказывал ее ценность для человечества.
В 1921 году закрыли храм, где служил Флоренский. Он был приглашен на работу в несколько советских НИИ, где за несколько лет сделал ряд важных научных открытий. Ученого привлекли к исследованиям Главэлектро ВСНХ в рамках плана ГОЭЛРО. Павла Александровича включили в состав Карболитной комиссии ВСНХ и назначили на должность старшего научного сотрудника Комитета электрификации Советского Союза. Богослов вошел в профессуру Высших художественно-технических мастерских и занял место на кафедре печатно-графического факультета.
В 1924 году вышла следующая фундаментальная научная работа профессора. Книга «Диэлектрики и их техническое применение» была признана важнейшим научным трудом того времени. В 1927 году Павел Флоренский стал главным редактором журнала «Техническая энциклопедия» и написал более 150 интересных статей. Также в этот период были опубликованы книги «У водоразделов мысли» и «Мнимости в геометрии».
В конце 1920-х годов произошли массовые задержания священнослужителей, которые, как утверждалось, были связаны с движением «черносотенцев». Флоренский также не избежал этой участи и был отправлен без всяких обвинений в Нижегородскую область. Благодаря вмешательству супруги Максима Горького, Екатерины Пешковой, ученому удалось вернуться из ссылки. Ему даже разрешили эмигрировать, однако он решил остаться на родине и продолжить свою работу в области электротехнических исследований.
С начала 1930-х годов советская пресса буквально преследовала ученого. Ежедневно публиковались разгромные статьи, обвиняющие Павла Александровича в антисоветской деятельности.
В феврале 1933 года ученого арестовали и приговорили к десяти годам по статье 58 за антигосударственную агитацию и пропаганду.
Флоренский был отправлен в лагерь «Свободный» на Дальнем Востоке, где он присоединился к научно-исследовательскому отделу БАМЛАГа. Через год его перевели в село Сковородино, где он занимался исследованиями в области строительства в условиях вечной мерзлоты. В 1934 году ученый был переведен на Соловецкие острова, где он занялся разработкой технологии добычи и производства йода. Здесь он сделал несколько открытий и запатентовал несколько полезных изобретений, основанных на использовании морской водоросли.
Смерть
Трое год Павел Александрович отработал на Соловецких островах, после этого его переместили в город Ленинград.
В 1937 году 8-го декабря профессор был осужден на смертную казнь и казнен по решению особой тройки НКВД.
- Один из четверых братьев отца Павла был известным военным конструктором, который был удостоен Сталинской премии.
- В 1934 году правительство Чехословакии обратилось к советским властям с просьбой освободить ученого и разрешить ему эмигрировать в Прагу, но его запрос был отклонен.
- Родственники богослова были уведомлены о его казни 15 декабря 1943 года, хотя он был расстрелян намного раньше – 8 декабря 1937 года. Павла Александровича расстреляли вместе с пятью сотнями других заключенных на этапе. По мнению историков, тело священника похоронено на Левашовской пустоши под Ленинградом вместе с другими 40 тысячами репрессированных.
- Личная жизнь философа была весьма насыщенной, у него было пятеро детей и двенадцать внуков.
- Талантливый ученый был реабилитирован лишь после своей смерти в мае 1958 года.
- Обсуждали вопрос о канонизации отца Павла, однако Священный Синод занимает по этому вопросу определенную позицию. Согласно церковному уставу, тот, кто признал себя виновным в вымышленных обвинениях, считается лжесвидетелем, и канонизировать таких нельзя.