Павел Сухой — биография авиаконструктора и образование

Павел Сухой – известный советский ученый, авиаконструктор, профессор с докторской степенью. Ему были присуждены такие престижные награды, как Государственная премия Российской Федерации, премия имени Туполева, Сталинская премия, Ленинская премия и Государственная премия РСФСР. Он также дважды удостоился звания Героя Социалистического Труда.

Ранние годы

Павел появился на свет в небольшом селе Глубокое, расположенном в Виленской губернии, в 1895 году. Его семья принадлежала к крестьянскому сословию. Отец, Осип Андреевич, был необыкновенно талантливым человеком со своей ранней юности. За собранные местными жителями средства он смог получить образование учителя и преподавать в школе. Вместе с женой, Елизаветой Яковлевной, у них было 6 детей — один сын, Павел, и 5 дочерей.

В возрасте около 5 лет мальчик с семьей переехал в Гомель, когда отцу предложили должность директора школы для детей железнодорожников. Помимо основной работы, глава семьи Сухих еще умудрялся преподавать своим ученикам хоровое пение, так как сам обладал великолепным вокальным талантом.

Вначале Павел с родителями и сестрами жил в арендованных квартирах. Однако вскоре семья смогла купить участок земли и построить свой собственный дом. Их опыт ведения крестьянского хозяйства пришелся им весьма кстати.

Павел Осипович Сухой

В доме Сухих царила непревзойденная атмосфера. Отец уделял много времени чтению и собрал великолепную библиотеку. Дети увлекались музыкой, учились играть на скрипке, занимались музицированием и пением. Они даже самостоятельно выпускали молодежный журнал. Это творческое окружение и дружелюбное отношение положили основу для будущих достижений Павла.

В 10 лет он поступил в мужскую гимназию в Гомеле, где в 1914 году получил аттестат со средним баллом в две четверки — по немецкому и латыни. Это позволило ему получить серебряную медаль. Несмотря на трудности с изучением иностранных языков, впоследствии Павел проявил великолепные способности в этой области. Он увлекался чтением зарубежной литературы на немецком и английском.

Когда Павел был ребенком и шел домой из школы, он случайно увидел выступление знаменитого летчика Сергея Уточкина, который устраивал показательные выступления на своем самолете. Этот момент сильно повлиял на мальчика, и он заинтересовался изучением авиации, чтобы понять, как самолеты могут летать в небе.

Для осуществления своих мечт Павел отправился в путь сразу после окончания школы. Через своих родственников он подал документы в ИМТУ, но из-за ошибки не смог поступить в первый год. Его учеба началась только в 1915 году. Родители скопили достаточно денег, чтобы отправить сына в Москву. Здесь Павел успешно сдал экзамены и с головой погрузился в учебный процесс. Он стал активным участником кружка воздухоплавания, который был организован профессором Жуковским.

Однако исполнение мечты было отложено. Началась Первая мировая война, и Павел отправился служить. Он прошел обучение в школе прапорщиков и служил артиллеристом. В 1917 году Павел Сухой вернулся в Москву, но ИМТУ был закрыт. Молодой человек вынужден был вернуться в родной Гомель, а затем устроиться на работу преподавателем математики в городе Лунинец.

Павел Осипович Сухой

Однако в 1919 году, в результате наступления польских войск, часть учителей была вынуждена покинуть свои дома и эвакуироваться в Гомель. Среди них оказался и Павел. Педагоги приступили к работе в местной школе под руководством Осипа Андреевича Сухого. Однако их жизнь не была легкой. Сначала Павел заболел сыпным тифом, а затем перенес скарлатину, которая оставила осложнения в области горла. Вплоть до конца своих дней он с трудом издавал звуки и испытывал боли при попытках натянуть горло.

В 1920 году, по решению Совета народных комиссаров, разрешили студентам, обучавшимся до революции, продолжить образование. Павел решил отправиться в Москву. Осенью 1921 года он возобновил учебу в Техническом училище, которое было преобразовано в МВТУ. К тому моменту профессор Жуковский уже не жив. Преподаватели изменились. Помимо занятий, Павел подрабатывал в КБ Фомина, где занимались проектированием дирижаблей. А в 1924 году, получив образование, он устроился чертежником в ЦАГИ. Дипломный проект молодого инженера он реализовывал под руководством Андрея Туполева.

Карьера

После окончания учебы Павел присоединился к Конструкторской бригаде, которую возглавлял Александр Путилов. Позднее он сам стал лидером этой бригады. Сотрудники бригады вспоминали о Павле с теплотой, отмечая его внимательное отношение к работе и готовность подробно объяснять задачи молодым инженерам. Его считали требовательным, но справедливым руководителем, а также талантливым инноватором в области конструирования.

Павел Осипович Сухой

Именно сотрудники авиационного отдела ЦАГИ, включая Сухого, предложили начать производство металлических самолетов. Андрей Туполев возглавил комиссию по этому вопросу, и его предложение было утверждено. Первый самолет такого типа, АНТ-1, имел смешанную конструкцию, но второй, АНТ-2, уже был с цельнометаллическим фюзеляжем.

Однако Павел Сухой принимал участие в проектировании только пятой серийной версии таких самолетов, И-4 или АНТ-5. По его чертежам была изготовлена подмоторная рама, и его решение позволило существенно снизить издержки производства. Сухой также участвовал в доработке авиатехники для массового производства.

В 1930 году Павел стал заместителем Туполева и начал руководить группой, занимающейся разработкой новых самолетов. Вокруг него постепенно собрался коллектив, который в дальнейшем стал основой для отдельного конструкторского бюро.

Павел Осипович Сухой

В 1932 году Павел Осипович возглавил объединение в одну бригаду двух подразделений, руководимых Бертошем и Сухим. Новый коллектив столкнулся с масштабной и сложной задачей — создать истребитель типа моноплан с новым мотором жидкостного охлаждения до 1933 года. Сухой взялся за разработку этой крылатой машины, названной И-14. За успешные конструкторские достижения Павел Осипович был удостоен ордена Красной Звезды к 5-летию института ЦАГИ. И-14 успешно прошел испытания наравне с другими разработками бригады Сухого, такими как боевые ДБ-1 и ДБ-2.

В 1936 году инженеру предстояли новые технические задачи. В Советском Союзе был объявлен конкурс на разработку универсального самолета под названием «Иванов». Среди конкурентов были коллективы Туполева, Ильюшина и других известных инженеров, но заявка Сухого выиграла. Прототип двухместного низкоплана был испытан в 1937 году, а уже к 1939 году готовился к серийному производству под названием СУ-2.

Также в 1939 году Сухой учредил собственное конструкторское бюро. Самолеты, разрабатываемые в нем, получали индекс Су и последовательный номер. Павел Осипович провел следующие 2 года в Харькове в должности главного конструктора завода №135.

Павел Осипович Сухой

В период с 1940 по 1949 год авиационная промышленность столкнулась с трудностями. Стране необходимы были новые самолеты. Сухой вернулся в Москву, где занял должность главного конструктора в своем Конструкторском Бюро и стал директором нескольких заводов в пригородах столицы. В 1940 году Павел Осипович получил степень доктора наук, не защищая диссертацию.

Началась активная работа. За два года ОКБ создало знаменитые истребители Су-1, Су-3, Су-5, а также бомбардировщик ББ-2, основанный на Су-2 (но не пошел в серийное производство). Армия увеличивала количество авиационных полков. Су-2 был утвержден как основной ближний бомбардировщик и полностью остался в секрете. Позже была создана модификация Су-4 с другим видом двигателя. Эти самолеты служили в авиаполках СССР до 1943 года, отлично проявив себя в защите Москвы и Киева, а также в боях за Сталинград и Курскую дугу.

Павел Осипович Сухой

В период с 1942 по 1943 годы Конструкторское бюро Сухого создало и выпустило ограниченное количество штурмовых самолетов СУ-6 с броней. За эту работу Павел Осипович был удостоен Сталинской премии 1-ой степени. Полученные деньги он решил направить на нужды фронта.

Позднее КБ Сухого также занималось разработкой самолетов различных типов — от разведывательно-корректировочного Су-12 до одномоторных истребителей Су-17. Не все модели пошли в серийное производство, но в последних уже использовались тормозные парашюты, катапультируемые кабины и кресла для летчиков.

Павел Осипович Сухой

В 1949 году ОКБ Сухого был ликвидирован, и он стал работать под руководством Туполева, возглавляя бригаду до 1953 года. Однако его знания и опыт как конструктора снова понадобились для решения нетипичных задач. Сухому предложили изучить захваченные американские истребители F-86 и создать свой собственный, советский истребитель, превосходящий их по характеристикам.

Для выполнения этой задачи было создано ОКБ №51. Началась эра сверхзвуковой авиации, где Павел Осипович играл важную роль. Его конструкторское бюро создало множество экспериментальных прототипов и серийных моделей, включая сверхзвуковой Су-7, а также знаменитый штурмовик Су-25 и бомбардировщик Су-24.

Помимо своей работы, Сухой активно занимался общественной деятельностью и занимал должность депутата Верховного Совета СССР с 1958 по 1974 год.

Павел Осипович Сухой

Следует выделить, что среди других важных достижений в жизни Павла Осиповича стоит отметить то, что его конструкторское бюро стало первым в стране, которое перешло на автоматизированное проектирование. Этот шаг оказался реальным прорывом, который ускорил развитие данной отрасли.

Личная жизнь

Павел Сухой был счастлив в личной жизни еще с молодости. В 23 года, работая в школе в Лунинце, он встретил юную учительницу французского языка Софью Тенчинскую. Хотя они расстались на время, у них сохранялись взаимные чувства. Вновь встретив Софью в Москве в 1923 году, Павел не упустил свой шанс и сделал ей предложение руки. Пара поженилась, их первые годы семейной жизни были скромными. Софье была выделена комната в институте физкультуры, где она работала преподавателем.

Павел Осипович Сухой

Ирина появилась на свет в 1925 году как дочь Сухих, а спустя 8 лет появился их сын Дмитрий.

Смерть

По многим годам Павел Сухой переносил осложнения заболеваний, которые он преодолел в молодости. У него часто возникали проблемы с дыханием, и после 1974 года ему потребовался кислородный баллон. Ему приходилось все чаще обращаться к специалистам для специального лечения, но результаты были неутешительными.

Павел Осипович Сухой

В сентябре 1975 года скончался знаменитый авиаконструктор в санатории Барвиха. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. После смерти мужа, Софья Феликсовна прожила еще 7 лет.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий