Павел Третьяков, известный предприниматель, коллекционер и меценат, заслуженно считается одним из виднейших деятелей российской культуры. Он был основателем Третьяковской галереи, которая стала национальным достоянием, а также в 1896 году был удостоен звания почетного гражданина Москвы.
Павел Третьяков всегда четко представлял, какие цели он хочет достичь в своей жизни. Он шел к ним настойчиво, не отклоняясь ни на малейшую долю градуса. Этот умный, предусмотрительный и твердолобый человек написал подробное завещание, регулирующее распределение его имущества после смерти. Не удивительно, что Павел подробно изложил, куда направить свои финансовые активы, дав ясные указания относительно выбора места, внешнего вида и внутреннего дизайна галереи. Удивительно, что Третьяков составил это завещание в возрасте 28 лет. Он начинал как обычный любитель искусства, но со временем стал великим знатоком живописи, который с легкостью отличал подделки от настоящих произведений искусства.
Детство и юность
15(27) декабря 1832 года в Замоскворечье, историческом районе Москвы, родился Павел Третьяков. Его дед по материнской линии занимался экспортом сала в Англию, а отец владел бумагопрядильными фабриками и торговал полотняными изделиями. Хоть его семья не была коренной московской, а переехала из Малоярославца в 1774 году. В семье Павла было еще десять детей, но из-за эпидемии скарлатины выжили только пять. Дети не посещали школу, а учились дома под строгим контролем отца, который следил за каждым их шагом.
С самого детства Павел и его младший брат Сергей были активно вовлечены в семейное дело. Павел работал в магазине, занимался закупками и привлекал клиентов. Когда ему было всего пятнадцать лет, он уже самостоятельно вел учетную документацию, а к двадцати годам успешно управлял всем предприятием.
Карьера
Смерть отца в 1850 году стала поворотным моментом для Павла, который решил взять на себя управление семейным бизнесом. Совместно с братом им удалось не только сохранить дело, начатое отцом, но и расширить его в различных направлениях. Когда Михаил Третьяков умер, у него было всего пять магазинов, а его наследники превратились в успешных промышленников. Они торговали хлебом, дровами и тканями в местных магазинах, а в 1866 году Павел Третьяков стал главой Ново-Костромской льняной мануфактуры.
Братья Третьяковы приложили максимум усилий, и их фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Даже экономический кризис, случившийся в 1880 году, не сумел испортить производство. Вскоре фабрика стала лидером по объему выпускаемой продукции среди подобных предприятий в России. Братья открыли еще один магазин на Ильинке, где покупатели могли приобрести как отечественные товары, так и импортные. Третьяковы занимались торговлей шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками и одеялами.
С каждым годом богатство братьев увеличивалось. Они уже приобрели два доходных дома в Москве и Костроме, а также земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но они не вели ссоры из-за каждой копейки. Напротив, все нажитое распределялось разумно, учитывая личные потребности, интересы и семейные нужды каждого из них.
Семье Третьяковых всегда везло, но их нельзя назвать баловнями судьбы. Все, что достигли братья, было результатом упорного труда, энергии и трудоспособности каждого из них. Они вкладывали душу в свою работу и получали заслуженное вознаграждение. Братья были надежными партнерами, ни разу не подводили друг друга, не стремились получить больше, чем заслужили. Их объединяла крепкая дружба и истинная родственная любовь, которую они испытывали на протяжении всей своей жизни.
Спустя много лет историк Павел Бурышкин отметит, что история почти не знает примеров, когда жизни двух братьев так тесно переплетались, как в случае с Павлом и Сергеем Третьяковыми.
У братьев Третьяковых была общая страсть — к искусству, они всегда появлялись вместе на любом концерте или театральной постановке. Возможно, Третьяковская галерея могла бы носить немного другое название — галерея братьев Третьяковых.
Коллекция и меценатство
Все купцы в Москве считали своим долгом заниматься благотворительностью. Так поступали и братья Третьяковы, которые осознавали, что это дело является обязательным и почетным для каждого избыточно обеспеченного человека. Они выделяли деньги на школы и приюты, отдавая часть своего заработка на нужды общества. Братья руководствовались христианскими принципами, считая, что, принесенная ими жертва, является проявлением благодарности Богу за успех в бизнесе, кроме того они придерживались мнения, что избыток денег может оказывать на человека «растлевающее влияние».
В основном богатые люди предпочитали составить так называемый «завещание об отказе». Это означало, что на большие пожертвования меценат готов только после своей смерти, а при жизни все вкладывалось в оборот производства. Павел Третьяков стал первым, кто нарушил эту традицию, он вкладывал деньги при первой же возможности, как только получал большую прибыль или заключал удачную сделку. С каждым годом Третьяков наращивал суммы, отдаваемые на благотворительность.
Сначала он стал заботиться об учебном заведении, где учились глухонемые дети. Павел не отказывал никому, и делал это тихо, без лишнего шума вокруг своего имени. Соседи, друзья, и представители местных церквей обращались к нему, и никто из них не получал отказа. В 1876 году Третьяков стал одним из финансистов экспедиции в Южные моря Николая Миклухо-Маклая, спустя несколько лет приличная сумма была пожертвована на строительство православного храма в японском городе Токио.
С детства у Павла было увлечение — он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Каждый раз, когда у него появлялась возможность, он приобретал их в небольших лавках и на рынках. Никто и подумать не мог, что это только начало и что Павел сможет собрать огромную коллекцию исключительно за свой счет. Вскоре у него появилась новая цель — создать единую коллекцию произведений отечественных художников и передать ее общественности.
Интересно, что изначально Третьяков предпочитал работы российских художников. Его выбор не только определяли патриотические чувства, но и то, что коллекционер имел мало понятия о настоящем искусстве и казалось, что ему легче работать с русскими художниками. Но со временем он стал отлично разбираться в живописи и считался признанным знатоком искусства.
Третьяков посещал множество выставок как в России, так и за границей. Он заказывал у художников портреты и пейзажи. Известные художники, такие как Перов, Крамской, Репин и Серов, создавали для него свои произведения. Третьяков приобретал картины целыми сериями и готовыми коллекциями.
В 1869 году коллекционер начал собирать портреты знаменитых современников. Так в его коллекцию попал портрет Александра Грибоедова, написанный Иваном Крамским по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Также Третьяков приобрел портрет Михаила Глинки, созданный Ильей Репиным по описанию, данному сестрой композитора. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. Однако настоящие гении неохотно соглашались позировать. Особенно сложно было договориться с Львом Толстым. В конечном итоге Крамской все-таки уговорил его, но с условием, что будет два портрета, и один из них (на выбор Толстого) останется у него. В итоге у писателя остался менее выразительный портрет, и он решил, что лучшие работы должны находиться в галерее.
В 1874 году богатый коллекционер возведет отдельное здание для своей галереи, а через четырнадцать лет сделает вход на экспозицию бесплатным. В 1892 году Павел Третьяков подпишет документы, которые перейдут право собственности на помещение и его содержимое городу. В своем завещании он укажет, что коллекция должна пополняться за счет процентов от его капитала. Павел продолжит покупать новые полотна для своей галереи до самой своей смерти, тратя на это свои личные средства.
Через много лет Лев Анисимов представит публике биографию Павла Третьякова, где будет описано, как происходила передача галереи в дар городу. Когда император Александр III пришел к промышленнику в Лаврушинский переулок, он попросил Третьякова продать ему полотно «Боярыня Морозова», написанное Василием Суриковым. Однако Павел Третьяков отказал императору, заявив, что он не вправе этого сделать, так как с этого момента законным владельцем всей коллекции является город Москва. На это Александр отступил на шаг и сделал поклон меценату.
Герой нашей истории – Павел Третьяков, известный как человек щедрый, но в то же время бережливый. Он обожал искусство, однако не торопился заплатить за каждую картину, стараясь выторговать что-то пониже, но это не означало его жадности, скорее, это был вычислительный подход. Ведь чем меньше денег он потратит на одно произведение, тем больше у него останется средств на покупку еще одного шедевра, и в итоге, его коллекция обогатится не одним, а сразу двумя экспонатами.
Художники считали за честь попасть в коллекцию Третьякова своими работами. Конечно, его называли скрягой, но все же с удовольствием отдавали свои картины. Когда художник Константин Флавицкий отказывался снизить цену на свою работу «Княжна Тараканова», Павел Михайлович терпеливо ждал. После смерти художника его родные продали картину Третьякову за четыре тысячи рублей, в то время как сам художник хотел за нее пять.
За пятьдесят рублей серебром Василий Перов передал свою известную картину «Тройку» в собственность Третьякова. После смерти художника меценат купил недоделанную работу Перова под названием «Никита Пустосвят. Спор о вере» у его родных за семь тысяч рублей. Этим поступком он помог семье художника и пополнил свою коллекцию очередным шедевром.
Если где-то проявлял жесткую экономию, так это было на себе и своих близких. Третьяков всегда фиксировал все расходы, даже сумму, которую давал в качестве милостыни. Эти записи до сих пор сохранились, и по ним можно оценить, сколько Павел Третьяков тратил на благотворительность.
Личная жизнь
Так занят был Третьяков своим делом и коллекционированием картин, что у него не было времени на личную жизнь. Кроме того, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого его друзья прозвали его Архимандрит. Он вступил в брак в возрасте 33 лет. Его женой стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.
Невеста, не обладавшая привлекательной внешностью, зато обладала умом, образованием и любовью к искусству. Ее интересовала не живопись, а музыка. В то время многие браки заключались по расчету, но брак Третьякова и Мамонтовой был основан на любви. Они прожили вместе много лет, оставаясь в любви и согласии, никогда не разлучаясь. Вместе они посещали концерты и занимались хозяйством. Когда один из них уезжал, они обменивались нежными письмами, подтверждая искренность своих чувств.
Жена родила меценату шестерых детей. В 1866 году появилась на свет первая дочь Вера, годом позже — дочь Александра, в 1870 году — дочь Любовь, в 1871 году — сын Михаил, в 1875 году — дочь Мария, и в 1878 году родился сын Иван, который стал любимцем всей семьи. Ваня ушел из жизни в 1887 году, ему было всего 9 лет, и Третьяков тяжело пережил эту утрату. Михаил был слабоумным с самого рождения.
В 1892 году умер любимый брат Павла Третьякова – Сергей. Он также собирал картины, но не с таким упоением, как Павел. Братья предварительно договорились объединить свои коллекции и передать их городу. Смерть Сергея была внезапной и стала большим утратой для старшего Третьякова. Павел считал, что Сергей был значительно более человечным, чем он.
Смерть
В последние годы своей жизни Павел Третьяков был назначен советником коммерции и присоединился к Совету торговли и мануфактур. Он также стал членом Совета Петербургской академии искусств. Однако радость от этих событий была омрачена ухудшением его здоровья. У Павла была диагностирована язва желудка, которая причиняла ему много страданий, и в конечном итоге стала причиной его смерти.
Заранее позаботившись о своем состоянии, Третьяков составил завещание, по которому большие суммы были выделены интернату для детей, Московской консерватории, богадельне и дому, где бесплатно проживали вдовы известных художников. Кроме того, Павел Михайлович устроил выплаты стипендий и пенсий для рабочих своих фабрик. Он также не забыл о своих родных и близких, выделив определенные суммы каждому слуге в доме.
4 декабря 1898 года произошло кончина Павла Третьякова. В его последнем обращении к своим чадам он выразил пожелание здоровья и настоятельно приказал беречь галерею. Супруга прожила после мужа всего три месяца, и ее похоронили рядом с любимым супругом Павлом. Местом погребения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, возле могилы брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Имя этого выдающегося человека живет в названиях улиц российских городов, а на острове Новая Земля назвали ледник его именем. Памятник известному меценату установили прямо возле здания галереи.
Анна Федорец выпустила свою книгу с названием «Павел Третьяков». Автор показала разносторонность образа известного мецената, используя широкий спектр документов, сохранившихся до наших дней.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.