Леопольд Дефей — знаменитый кинорежиссёр и актёр из Франции. Его работы включают в себя такие фильмы, как «Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка», «Невезучие», «Папаши».
У Леопольда Дефея уникальный талант и артистическое очарование. В СССР он был одним из самых популярных французских актёров. Его пик популярности пришёлся на 1970-1980-ые годы, когда появились фильмы «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Игрушка», «Невезучие» и «Папаши».
Детство
16 августа 1934 года в Валансьене появился на свет Пьер Ришар, чьё полное имя звучало как Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей. Он родился в семье богатого текстильного промышленника и был потомком аристократического рода. Его отец, Леопольд Дефе, до его рождения промотал всё своё состояние, делая ставки на скачках. Когда Пьеру было три года, отец бросил его мать и оставил сына на попечение своего отца, который жил на севере Франции.
Его дед, набожный католик, отдал внука в обычную школу-пансион для детей простых работяг и крестьян, несмотря на то, что был богат. Детей из пансиона забирали домой только на выходные, а всю неделю они проводили там. Дети из бедных семей испытывали неприязнь к Ришару, потому что его привозили в школу на лимузине, и он был хорошо одет. Чтобы завоевать их симпатию, он старался рассмешить их ужимками и небылицами.
Вне школы ему запрещалось общаться с обычными людьми, скучные выходные проводились в загородном доме деда, огороженном высоким забором. Единственным утешением были его визиты к другому деду, простому моряку итальянского происхождения, который отличался веселым и добрым нравом. Вместе они ловили рыбу, именно ему Пьер рассказал о своей мечте стать актёром. Дед всегда верил в своего внука и единственный из родственников поддержал его желание. Когда ему было 12 лет, дед умер, и Пьер остался без поддержки. Он находил утешение в организации импровизированных домашних представлений и декламации стихов. Их любимым героем был Сирано де Бержерак. Домашние любили наблюдать за этим, но все они были против его желания стать актёром.
Ришар всё чаще начал прогуливать уроки, чтобы посмотреть какой-нибудь комедийный фильм в кинотеатре.
Увлекался джазовой музыкой, коллекционировал виниловые пластинки и даже пытался научиться играть на трубе. Идолом для него стал американский артист и комик Дэнни Кэй. Ришар просмотрел все его фильмы и часто пытался повторять перед зеркалом его танцевальные движения.
Известно, что он был очарован актрисой Мариной Влади и в своих фантазиях он мечтал о встрече с ней. Спустя много лет его мечта осуществилась, однако Ришар так и не сказал ей, что она когда-то была объектом его внимания.
Когда ему было 18 лет, Пьер Ришар не послушал семью и уехал в Париж. Там он учился на драматических курсах у Шарля Дюллена (Charles Dullin) и проходил стажировку у Жана Вилара, руководителя Национального народного театра (TNP). В театре Ришару постоянно давали второстепенные роли, но он жаждал выразить себя.
Вместе со своим другом, Виктором Лану, Ришар начал создавать небольшие скетчи и выступать с ними в театрах-кафе и театрах-кабаре в Латинском квартале. Однажды они показали свои миниатюры в престижном мюзик-холле «Бабино» и получили громкие аплодисменты. Актёр был хорош в движениях, и даже почти попал в труппу знаменитого Мориса Бежара. Хотя то, что Ришар показал на просмотре, не имело ничего общего с балетом, но маэстро отметил гибкость и музыкальность актёра.
В то время Пьер Ришар придумал себе образ неловкого рассеянного простака, который стал его характерной чертой в кино.
Выступая в кабаре, Пьер Ришар тайно мечтал о том, что его заметит режиссер и пригласит сняться в кино. И мечта сбылась.
Кино
Пьер Ришар впервые появился на экране в фильме о жизни Амадео Модильяни под названием «Монпарнас, 19» (1958 год), где он сыграл роль студента художественной студии. Его имя даже не было указано в титрах, но он имел возможность поработать на одной съемочной площадке с известным Жераром Филипом, исполнявшим главную роль.
Ив Робер, режиссер этого фильма, стал наставником и крестным отцом Ришара в кинематографе. Именно он увидел в нем талантливого актера и решил снимать его в своих будущих проектах. Это знакомство стало для обоих нечто особенным, подарком судьбы.
Сначала это был фильм «Блаженный Александр» (или «Счастливчик Александр») (1967 год). Однако в 1972 году была выпущена комедия «Высокий блондин в чёрном ботинке», что открыло дорогу для героя Ришара Франсуа Перрена во французском кинематографе, так как у фильма, завоевавшего огромную популярность, было несколько продолжений. Ришар Франсуа Перрен пять раз играл нелепого чудака Перрена.
Другого странного персонажа, постоянно попадающего в различные нетипичные ситуации, Франсуа Пиньона, он исполнил дважды, уже в работах Франсиса Вебера.
Свою всемирную известность Ришар приобрел именно благодаря комедии «Игрушка». Этот фильм был популярен не только в Европе, но и в Америке и даже в СССР. Идея картины зародилась в уме Вебера еще пятнадцать лет до её съемок. Будучи журналистом, Вебер всегда замечал интересные детали в окружающем мире. Однажды он увидел витрину универмага, где состоятельные родители баловали своего ребенка. Именно эта сцена послужила основой для небольшого рассказа. И когда Ришар увидел этот сюжет, он настоял на том, чтобы Вебер написал сценарий. Таким образом, комедия «Игрушка» стала дебютом Франсиса Вебера в качестве режиссера и проектом Пьера Ришара в качестве продюсера.
Во время съемок фильма «Невезучие» сложился неповторимый комический дуэт Ришара и Жерара Депардье. Неловкому и неуклюжему персонажу Ришара нашелся уверенный в себе антипод в лице Депардье. В течение сюжета герои Ришара и Депардье попадают в абсурдные ситуации благодаря контрасту в их характерах.
В спектакле «Папаши» произошло снова восхитительное выступление дуэта. Пьер Ришар внес новые характеристики в своего героя Пиньона, которые режиссер даже не предвидел. Будучи талантливым комедийным актёром, Ришар всегда придает своим персонажам некий подтекст: они не только забавные, но и немного грустные, немного унылые, в них есть какая-то усталость, так что они вызывают не только смех, но и сострадание.
В 1984 году Ив Роббер и Ришар встретились снова во время съемок фильма «Близнец». В этой комедии актер сыграл две роли – Маттиаса и его вымышленного брата Маттье, что привело к массе смешных ситуаций из-за путаницы с братьями.
В время успеха Ришара, многие французские режиссеры стремились занять его в своих фильмах. В 70-е и 80-е годы у актера не было проблем с предложениями. Особенно удачными были его работы с режиссером Клодом Зизи в фильмах «Он начинает сердиться» (1974 год), «Не упускай из виду» (1975 год) и «Короли шутки» (1985 год).
Также удачными были выступления Ришара в фильмах Жерара Ури с названием «Укол зонтиком» (1980), Эдуара Молинаро с названием «Налево от лифта» (1988) и Моше Мизрахи с названием «Гвоздоед» (1988) вместе с Шарлем Ознавуром и другими актерами.
Этот артист большой любитель России и неоднократно посещал нашу страну. Он навестил не только Москву, но и Дальний Восток, Урал и Волгу, снимался в таких фильмах, как «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» (1996), «Лето, или 27 потерянных поцелуев» (2000) и в сериале «Парижане» (2006), где сыграл роль учителя в маленькой деревушке под Тамбовом, которая называется Париж.
За главную роль в фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» Ришар был удостоен приза на кинофестивале в Карловых Варах.
В 2000-х годах он начал играть совсем непохожих на себя персонажей — бродячий артист в фильме «Без семьи» (2000) и Робинзон Крузо в одноименном фильме (2003).
Пьер Ришар, хотя и реже появлялся на экране, все еще активно выступал на сцене театра. Он поставил свои спектакли в различных странах, и российские зрители имели уникальную возможность увидеть представления: «Убийство в Вальпараисо», «Пьер и сын» и «Страсти по Ришару» в театре «Алеф», в котором он работает с 1996 года.
Почти через 30 лет после этого в 2015 году, актерский дуэт Пьера Ришара и Жерара вновь порадовал зрителей на премьере фильма «Агафья», основанном на произведениях А.П. Чехова.
В фильме «Мистер Штайн идет в онлайн» (2017 год) главную роль исполнил актер, изображавший старика-вдовца, обрелшего новую любовь благодаря социальным сетям. Сам этот актер признался, что не очень-то знаком с интернетом. Он пытался использовать Facebook для общения, но не слишком успешно, зато научился пользоваться WhatsApp, на что был очень горд.
В том же 2017 году вышла ещё одна картина, в которой Ришар также сыграл – «Малыш Спиру». Здесь он исполнил роль трогательного дедушки, беспокоящегося о судьбе внука, которого угрожают отправить в интернат.
В прошлом году Ришар принял участие в съемках двух комедий: «От семьи не убежишь» и «Мадам Миллс, идеальная соседка». В этом году его можно увидеть в фильмах «Старые хрючах» и «Всё из-за девушек». Хотя актера все еще часто приглашают на съемочные площадки, он все чаще отказывается. Причиной этому не столько возраст, сколько «ужасные сценарии».
Режиссёрские работы
У Ришара в активе восемь фильмов, которые он снял как режиссер.
В 1970 году он впервые попробовал себя в качестве режиссера и сыграл главную роль в своем фильме. Главный персонаж его кинокомедии «Рассеянный» Пьер Малаке напоминает тех нелепых героев, которых он создавал в фильмах Робера и Вебера.
Если пристально взглянуть на авторские работы Ришара, то становится ясно, что они имеют ярко выраженный авторский почерк. Например, вторая работа Ришара-режиссера «Несчастье Альфреда» (1971 год) осуждает манипуляцию людьми через телевидение. А фильм «Я ничего не знаю, но все скажу» (1973 год) обличает торговцев оружием.
В 1988 году Пьер Ришар добился значительного успеха с выходом своего документального фильма о Эрнесто Че Геваре под названием «Расскажите мне о Че». Фильм был представлен на Х фестивале Нового Латиноамериканского кино и вызвал оживленные дискуссии. Он включал в себя воспоминания людей, тесно связанных с Че Геварай, а также кадры из кинохроники. Идея создания этого фильма зрела в уме Ришара почти 20 лет. Он считал, что этот герой кубинской революции был ему близок по духу.
Пьер Ришар был удостоен награды за свой вклад в развитие кино на Монреальском фестивале комедийного кино «Все ради улыбки» (Just for Laughs) в 2004 году.
В 2006 году он также получил премию «Почётный Сезар» от Французской киноакадемии.
Личная жизнь
Внимание средств массовой информации неизменно привлекает личная жизнь Пьера Ришара. Актёр всегда демонстрировал свою влюбчивость и окружал себя очень привлекательными женщинами, которые откликались на его чувства.
Ришар поженился четыре раза, но официально зарегистрированы были только два брака.
Актёр вступил в брак с известной балериной из Парижской Оперы Даниэль Минацолли. Свадьба состоялась в 1960 году, и вместе они прожили двадцать лет, воспитав двоих сыновей. Оба их детей являются музыкантами. Оливье играет на саксофоне в группе «Blues Trottoir», снимается в сериалах и выступает вместе со своим отцом в спектакле «Страсти Ришара». Кристоф играет на контрабасе. В 1991 году он снялся вместе со своим отцом в фильме «Витание в облаках». В 2018 году Ришар передал управление своей винодельней Кристофу.
После развода Ришара, его избранницей стала актриса Мюриэль Дюбрюль.
Затем он влюбился в марокканку по имени Айша.
В настоящее время Ришар женат на бразильской топ-модели по имени Сейла Ласерда. Она моложе мужа почти на тридцать лет.
Пьер и Сейла живут вместе уже двадцать лет, и Пьер не может поверить своей удаче. Когда они встретились, Сейла плохо говорила по-французски и не знала, что Пьер знаменитость, потому что не смотрела его фильмы. Но между ними возникло такое сильное влечение, что они понимали друг друга даже без слов.
С 80-х годов Ришар жил на барже, пришвартованной у берега Сены. Благодаря Сейле, он продал баржу и переехал в прекрасную квартиру в центре Парижа.
У актёра есть своя кинокомпания «Фиделин фильм», ресторан «Au Pied de Chameau» и виноградник в Южной Франции, который он приобрел по совету Депардье. На его винодельне производится розовое вино под названием «Chateau bel Eveque». Туда часто приезжают туристы, чтобы купить бутылку с автографом хозяина.
Ришар считается автором следующих книг: «Маленький блондин в большом парке» (1989 год), «Как рыба без воды» (2003 год) и «Почтовые привилегии» (2008 год). Кроме того, он придумал ряд сказок для детей.
У звезды выросли три внучки и один внук. Из-за постоянной занятости он недостаточно уделял внимания своим сыновьям. Теперь он старается наверстать упущенное, уделяя время своим внукам и стараясь встречаться с ними как можно чаще.
Пьера Ришара считает своим лучшим другом актера Жерара Депардье.
Он предпочитает заниматься лыжами. Парижем, как и в молодости, он предпочитает передвигаться на мотоцикле, не пользуется автомобилем.
Избранная фильмография
- 1958 – Монпарнас, 19
- 1968 – Счастливчик Александр
- 1970 – Рассеянный
- 1971 – Несчастья Альфреда
- 1972 – Высокий блондин в чёрном ботинке
- 1973 – Джульетта и Джульетта
- 1973 – Я ничего не знаю, но всё скажу
- 1974 – Возвращение высокого блондина
- 1974 – Он начинает сердиться
- 1975 – Не упускай из виду
- 1976 – Дальше некуда
- 1976 – Игрушка
- 1978 – Я робкий, но я лечусь
- 1978 – Побег
- 1980 – Это не я, это – он!
- 1980 – Укол зонтиком
- 1981 – Невезучие
- 1983 – Как снег на голову
- 1983 – Папаши
- 1984 – Близнец
- 1985 – Короли шутки
- 1986 – Беглецы
- 1988 – Налево от лифта
- 1988 – Гвоздоед
- 1991 — Не вредно мечтать
- 1992 — Старый канализационный люк
- 1994 — Игра в шахматы
- 1996 — Тысяча и один рецепт влюбленного повара
- 2000 — Без семьи
- 2000 — Лето, или 27 утраченных поцелуев
- 2003 — Ваша новая вдова
- 2003 — Робинзон Крузо
- 2004 — Когда мы исчезнем
- 2005 — Кактус
- 2006 — Жители Парижа
- 2008 — Париж! Париж!
- 2009 — Король Гийом
- 2014 — Размахни крыльями
- 2016 — Чудеса в Париже
- 2018 — От семьи не убежишь
- Фейсбук
- Страница в Википедии