Петр Чаадаев — биография, личная жизнь, причина смерти

Петр Яковлевич Чаадаев – известный русский публицист и философ, который столкнулся с острыми отзывами властей из-за своего главного произведения «Философические письма», а его личность была определена как ненормальная.

Детство и юность

Известный русский мыслитель был ассоциирован с нравственными принципами своего времени, но после публикации своего главного произведения, правительство назвало его «государственным сумасшедшим». Это произошло из-за того, что его идеи не соответствовали царскому строю. Биография этого ученого послужила основой для создания таких литературных персонажей, как Александр Чацкий, Евгений Онегин, Пьер Безухов и князь Мышкин. В отличие от них, Петр Чаадаев предпочитал уединение и скончался в полном одиночестве.

Петр Яковлевич появился на свет в столице России 27-го мая 1794-го года. Его отец, Яков Петрович, занимал пост советника в Нижегородской уголовной палате, в то время как мать, Наталья Михайловна, принадлежала к роду Щербатовых. В роду Петра также был старший брат Михаил. Оба мальчика остались сиротами после того, как их родители скончались в раннем возрасте. С 1797 года их воспитанием занялась Анна Щербатова, тетка со стороны матери и сестра Натальи Михайловны.

Получив хорошее образование в семейной обстановке, Петр в 1808 году принял решение продолжить свое обучение в Московском университете. Один из его учителей был известный педагог Федор Баузе, который читал лекции по истории права и стал известен благодаря исследованию рукописи Священного Писания Христиан-Фридриха Маттеи. Философ и ученый Иоганн Буле относил Чаадаева к числу своих любимых студентов. Во время учебы Петр заинтересовался модными течениями, и поэтому мемуарист Михаил Жихарев в одном из своих трудов написал о своем современнике следующее: «Петр, обладая отличным вкусом и чувством стиля, превратил искусство одеваться в целый исторический культ».

Общественная деятельность и военная служба

В 1812 году два брата Чаадаева, находившихся в числе математиков Москвы, вступили в отечественную войну. Имея чины подпрапорщиков, они служили в лейб-гвардии Семеновского полка. За мужество на Бородинском поле Петра Чаадаева был награжден званием прапорщика и орденом святой Анны. Позднее ему был вручен Кульмский крест за участие в штыковой атаке в сражении под Кульмом. Он также принимал участие в битве под Малоярославцем, которую впоследствии историки назовут Тарутинским маневром.

В 1813 году по его просьбе Петра Яковлевича перевели в гусарский полк в Ахтырск. Поступок философа, который совершил декабрист и его современник Сергей Муравьев-Апостол, был назван «желанием покрасоваться в мундире гусара». Прошло еще три года, и Чаадаев продолжил свою службу в лейб-гвардии Гусарского полка, уже находясь в звании поручика. Через год его повысили до должности адъютанта Иллариона Васильчикова, будущего генерала русской армии.

В то время армейский полк гусар был стационирован в Царском селе. Именно здесь произошла встреча двух известных личностей того времени — Александра Сергеевича Пушкина и Петра Яковлевича Чаадаева. Эта встреча состоялась в доме Николая Карамзина, который впоследствии описал её в своих произведениях. Пушкин, в свою очередь, вдохновленный этой встречей и дружбой, посвятил Чаадаеву несколько стихотворений, известных миру под названиями «К портрету Чаадаева», «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» и «К чему холодные сомненья». Сам Чаадаев в своих беседах и письмах к Пушкину заставлял поэта размышлять на различные темы, включая и философские.

По официальным данным, Петр Яковлевич ушел со своего поста, потому что не мог смотреть на то, как наказывают его друзей, участвовавших в бунте. По другой версии, философ больше не хотел составлять доклады, которые для него были доносами на товарищей и соратников. Среди разных версий современников философа была и та, что Чаадаев опоздал на встречу с главой государства, потому что не мог выбрать наряд. Предполагалось также, что Петр Яковлевич сказал императору что-то, что противоречило идеям царской России.

После завершения военной службы выдающийся ум ушел в духовный кризис, который длился продолжительное время. В 1923 году он отправился в Европу из-за проблем со здоровьем и больше не планировал возвращаться на родину. Во время путешествия Чаадаев с удовольствием пополнял свою личную библиотеку, добавляя все больше духовной литературы. По словам историков, его особенно привлекали книги, в которых духовность и наука тесно переплетались.

Через три года странствий здоровье философа начало ухудшаться, и он в итоге решил вернуться на родину. Сразу же по возвращении его арестовали, обвинив в участии в восстании, которое произошло годом ранее в декабре. Позже философ написал заявление о том, что не является членом тайных обществ. Впрочем, было очевидно, что обвинения были ложью.

Еще до отъезда в Европу Петр Чаадаев был членом Петербургской Ложи Соединенных друзей, где смог получить звание «мастера». Однако он скоро осознал, что идеи этого общества не вдохновляют его, и поэтому в 1921 году он покинул его членов. В это же время он стал участником Серебряного общества и выступил против декабристов, которые при помощи оружия пытались изменить ход развития страны, тем самым вернув Россию в ее развитии назад на полвека.

После возвращения из путешествия мыслитель поселился неподалеку от Москвы. Стоит отметить, что среди его соседей была Екатерина Панова, с которой Чаадаев поддерживал дружеские отношения. Мужчина и женщина в основном обсуждали веру и религию. Екатерина переживала из-за своих духовных размышлений, и ответом на их переписку стали «Философические письма», которые автор написал в 1929-1931 годах.

Это произведение было создано в форме писем и вызвало огромное возмущение среди религиозных деятелей и политиков. Идеи, высказанные в этой философской работе автором и его подругой, были признаны Александром I безумными. Хотя Чаадаева подвергли лишь медицинскому наблюдению, его подругу сразу же отправили в психиатрическую больницу.

Если говорить о причинах такой реакции на «Философические письма», то следует понимать, что автор разоблачал православие в России в своих публикациях. Он утверждал, что религия насилует народ в России, в отличие от западного христианства, которое освобождает. Позже Александр Герцен назвал идеи Чаадаева «революционным католицизмом».

В 1836 году в одном из выпусков периодического издания «Телескоп» было опубликовано первое «письмо» из серии восьми. За это редактора отправили на каторгу, а сам журнал закрыли. В течение года Петр Яковлевич ежедневно проходил медицинское освидетельствование, чтобы продемонстрировать свое полное умственное здоровье. Надзор с философа был снят, но с условием, что он уже больше не будет писать.

Однако это обещание было нарушено в тот же год, когда Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего». Это произведение было опубликовано уже после смерти автора. В книге раскрывалась тайна отсталости народа и отвечали на обвинения в отсутствии патриотизма.

Возможно, Петр I выделялся среди всех российских правителей своим уважением к мыслителю, потому что именно он сумел вернуть стране ее прежнюю мощь и величие, внедрив в культуру элементы, заимствованные у европейцев. По словам исследователей, Чадаев был выдающимся представителем западников, но и славянофилы уважали этого мыслителя.

Личная жизнь

Петра Яковлевича обвиняли в зависти и недоброжелательстве, называя его «дамским философом». Однако это было по причине того, что он привлекал внимание женщин вокруг себя. Казалось, что ему было легко покорять женские сердца, даже тех, кто был верен своему супругу, и в то же время Петр не замечал этого. Если говорить о его личной жизни, то здесь было не все гладко.

За свою жизнь Чаадаев влюблялся всего трижды. Екатерина Панова была первой его любовью, той самой, кому он адресовал свои «Философические письма». И даже после того, как она вышла из лечебницы, она никогда не винила Петра в произошедшем несчастье, хотя она стала жертвой его мужского амбициозности. Девушка много лет искала встречи с возлюбленным, но умерла одинокой, так и не услышав от него ни одного слова.

Многие знают, что именно Чаадаев послужил прототипом для создания литературного героя Евгений Онегин. Тем не менее, образ Татьяны Лариной был заимствован у второй возлюбленной философа Авдотьи Норовой, Александром Пушкиным. Авдотья, не помнящая о прошлом, была влюблена в Петра и даже предложила ему бесплатно присматривать за его домом, когда у него закончились деньги.

Однако мужчина не оценил ее любовь и заботу, и вскоре переехал к Левашовым в Москву. Норова, страдая слабым здоровьем и переживая уход возлюбленного, скончалась в тридцать шесть лет. Она писала ему письма, но не получала ответов. Последний раз они встретились незадолго до ее смерти, когда Петр посетил ее в больнице.

Что касается третьей любви Чаадаева, то известно, что она была замужней женщиной по имени Екатерина Левашова, которая искренне любила Петра. Ни ее дети, ни муж не могли понять, почему философ не оплачивает проживание. Но ее нежное отношение к гостю не осталось незамеченным. Он прожил у нее в доме шесть лет, пока она не умерла.

Во второй половине апреля 1856 года в газете «Московские ведомости» появилась информация о кончине выдающегося мыслителя, ученого и философа, широко известного во всей стране. Согласно опубликованному некрологу, Петр Чаадаев, один из известных обитателей Москвы, скончался в пять часов вечера после продолжительной болезни, оставив свой след практически в каждом кругу столичного общества.

По официальным данным он ушел из жизни из-за воспаления легких, не дожив до своего шестьдесят третьего дня рождения. Известный мемуарист Михаил Жихарев рассказал о том, как он спросил у Чаадаева, почему тот всегда избегал женского внимания «как черт от ладана», на что философ с улыбкой ответил: «Об этом вы узнаете только после моей смерти».

В своем завещании писатель и ученый просил похоронить его рядом с любимой женщиной, возле Екатерины Левашовой на Покровском храме или возле могилы Авдотьи Норовой в Донском монастыре. Был выбран второй вариант.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий