Телепередача «Больше, чем любовь» на канале «Культура» рассказывает о Петре Чайковском и Надежде фон Мекк.
Эпизод под названием «Жизнь и смерть Чайковского» из сериала «Гении и злодеи. Петр Чайковский» был выпущен в 2005 году.
Петр Чайковский — биография
Петр Ильич Чайковский, удивительный композитор, дирижер, учитель и музыкальный критик, оставил свой след в истории. Его творения знакомы каждому россиянину, вне зависимости от их отношения к классической музыке.
Детство и юность
Петр Чайковский появился на свет в поселке Воткинск (ныне — в Удмуртии) 7 мая 1840 года. Отец будущего композитора – представитель казачьего рода Чаек, известного на Украине. Илья Петрович работал инженером. Мать большой семьи также была образованной женщиной. В Училище женских сирот Александра Андреевна Ассиер изучила целый ряд предметов – литературу, географию, арифметику, иностранные языки, риторику.
В этом уральском городе Чайковский-старший управлял Камско-Воткинским сталелитейным заводом. Это было крупнейшее предприятие в Российской империи, где руководитель получал высокую зарплату и множество привилегий. Для проживания Чайковский получил огромный дом от государства, у директора завода было даже свое собственное войско, состоящее из сотни казаков. Семья проживала в изобилии, часто приглашая к себе домой гостей – местных дворян, иностранных инженеров и молодежь из столицы.
Родители будущего музыкального гения были настоящими меломанами, умелыми музыкантами. Отец виртуозно исполнял мелодии на флейте, а мама умело играла на арфе и фортепиано. Александра Андреевна обладала сильным вокалом и прекрасно исполняла романсы. Даже гувернантка, не умеющая играть на инструментах, тоже обожала музыку. Отец купил два музыкальных инструмента – рояль и оркестрион (то был механический орган в те времена). Маленькому Петруше игры на рояле учила крепостная крестьянка Марья Пальчикова, она обладала музыкальным талантом.
В молодости Чайковский с большим увлечением изучал основы игры на рояле. Кроме того, у него была страсть к поэзии, он не только с увлечением читал стихи различных авторов, но и сам сочинял их на французском языке. В то время он восхищался Людовиком XVII, старательно изучал биографию французского короля и пытался узнать как можно больше фактов о его жизни. Для Чайковского этот исторический лидер стал примером для подражания.
Когда Петруше исполнилось восемь лет, их многодетная семья перебралась в Москву. Илья Петрович в это время вышел на заслуженный отдых, искал хорошую работу. Через пару месяцев Чайковские остановились в Санкт-Петербурге, где отец сразу устроил своих старших сыновей в пансион Шмеллинга. В северной столице Петруша продолжает заниматься музыкой. Он познает балет, оперу, симфонический оркестр. Мальчик долго приспосабливается к северному климату Петербурга, часто болеет. В подростковом возрасте он переболел корью, серьезное заболевание оставило свои последствия. На протяжении всей жизни у композитора время от времени случались неприятности.
Образование и служба
С детства Петруша увлекался музыкой, и его родители замечали его талант. Однако им не приходило в голову, что музыка может стать профессией для их одаренного сына. Казалось, это было несерьезно. Интересно, что также думал и сам будущий композитор. Он с удовольствием посещал оперу, балет, наслаждался концертами выдающихся музыкантов, но не видел себя в будущем связанным с музыкой.
Пришло время определиться с выбором образовательного учреждения. В начале у Петрушки была идея его отправить учиться на горного инженера, как его старшего брата. Однако выбор пал на Императорское училище правоведения в северной столице. С 10 лет Петрушка занимается изучением юриспруденции. Здесь он провел 10 лет своей жизни. В начале ему было очень сложно, он скучал по родителям и привычной жизни. Его родители жили слишком далеко и не могли часто навещать сына.
В Санкт-Петербурге у семьи Чайковских был друг по имени Модест Вакар, который стал настоящим попечителем для молодого студента. Однако для самого Вакара теплые чувства и забота о юном Чайковском закончились трагически. Молодой студент случайно занес скарлатину в дом Вакара, и его сын заболел этой болезнью, от которой не удалось его спасти.
В 1852 году Илья Петрович оставил свою службу, и всё большое семейство переехало в Петербург. Для Петруши это стало намного легче, теперь он не только общался со своей семьей, но и часто посещал русский балет и оперу. У молодого Чайковского появился близкий друг, его одноклассником стал будущий поэт Алексей Апухтин. Этот человек оказал большое влияние на формирование личности и взглядов Петра Ильича.
С 1855 по 1858 год Петр Ильич получал уроки игры на фортепиано у Рудольфа Кюндингера, известного немецкого пианиста. Отец будущего композитора нанял этого музыканта, но спустя три года занятия пришлось прекратить из-за финансовых проблем. Музыканту нечем было оплатить его работу из-за финансовых трудностей, однако инженер Чайковский был удачлив и вскоре стал главой Технологического института.
Петр закончил училище правоведения в 1859 году, где его все любили, включая педагогов и сверстников. Чайковский всегда был умел в общении с людьми, привлекая их своим теплым отношением и добрым характером.
Карьера юриста
Молодой юноше предложили работу в Министерстве юстиции, где он занимался делами крестьян. В свободное время Петр Ильич посещал оперу и занимался музыкой. Когда юному юристу исполнилось 21 год, он впервые посетил зарубежные страны, побывал в нескольких европейских государствах. За границей Чайковский выступал в роли переводчика, сопровождая инженера Писарева, друга своего отца. К тому времени будущий композитор отлично владел двумя иностранными языками — французским и итальянским.
Творчество
Молодой работник Министерства Юстиции никогда не задумывался о том, чтобы стать музыкантом. Он не осознавал своего таланта, но отец будущего композитора уже понимал, что его сын обладает великим даром. Однажды Илья Петрович даже посетил Кюндингера, чтобы убедиться в том, что он правильно оценивает талант Петра.
Прослушайте Tchaikovsky: Symphonies 6 Romeo and Juliet — Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Bournemouth Symphony Orchestra на Яндекс.Музыке Однако немецкий пианист был не очень впечатлен способностями молодого Чайковского, он относился к ним довольно холодно. Кроме того, его ученику уже исполнилось 21 год, а в таком возрасте заниматься музыкой считалось немного поздно. Но Илья Петрович настаивал, чтобы сын сочетал работу с получением музыкального образования.
Кантата «К радости» — это творение Чайковского, созданное на основе русскоязычного перевода оды Шиллера с тем же названием. Петербургские музыканты высказали свое негативное отношение к этой музыкальной работе. Особенно резко отреагировал на нее критик Цезарь Кюи, который назвал Чайковского слабым композитором и обвинил его в консерватизме. Однако на самом деле это было совсем не так — для Чайковского музыка была и оставалась символом свободы, его вдохновляли музыканты, игнорирующие стандарты и авторитеты.
Молодой композитор вынес критику и успешно окончил консерваторию, получив серебряную медаль — высшую награду того времени. Сразу после этого он начал активную творческую деятельность. Николай Рубинштейн, брат знаменитого музыканта, предложил ему стать профессором в Московской консерватории.
Расцвет музыкальной карьеры
Юный Чайковский проявил себя как выдающийся преподаватель. Он внес огромный вклад в организацию учебного процесса, так как учебников по его специальности было немного, и сам профессор писал методические пособия, а также занимался переводами зарубежных учебников. В течение двух лет ему удалось и преподавать, и развивать свое творчество. Однако это было очень трудно, и Петр Ильич принял решение покинуть консерваторию.
В тот момент ему очень помогала состоятельная покровительница, Надежда фон Мекк, которая была вдовой. Ежегодная сумма в 6000 рублей позволяла молодому композитору не заботиться о своем материальном благополучии. Он мог посвятить все свое время творчеству. В те годы он познакомился с композиторами из знаменитой «Могучей кучки». Во главе этого союза стоял Милий Балакирев, именно он советовал Чайковскому написать увертюру-фантазию по мотивам «Ромео и Джульетты» (1869).
В это время композитор создает не менее известное произведение — симфоническую фантазию «Шторм» (1873), идея которого возникла у музыкального критика Владимира Стасова. В это время Петр Ильич часто путешествует, находит вдохновение для своего творчества. Семидесятые годы можно считать периодом расцвета его музыкальной карьеры. Он создает балет «Лебединое озеро», оперу «Опричник», Вторую и Третью симфонии, Фантазию «Франческа да Римини», оперу «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года».
В последние годы своей жизни он проводит время в подмосковном Клину, занимается благотворительностью, выделяет средства на строительство школы, помогает бороться с частыми пожарами. В этом городе он создает балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», «Иоланту», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Композитор получает признание за границей, в 1892 году он становится членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, в 1893 году — почетным доктором Кембриджского университета.
Личная жизнь
У Петра Ильича была очень дружелюбная натура, и у него было много снимков с его мужскими друзьями. И, несмотря на то, что это обычные фотографии, они привлекали внимание определенных индивидуумов, которые явно завидовали композитору. Еще при жизни композитора общество часто обсуждало необычную сексуальную ориентацию известного музыканта.
Ходили слухи, что братьями Сафроновыми (Алексеем и Михаилом), Владимиром Давыдовым и Иосифом Котеком являются мужчины Игоря. Однако в его жизни также были женщины. Одной из них, Надеждой фон Мекк, уже упоминалось ранее. Француженку Арто Дезире все считали избранницей Петра. Но она вышла замуж за испанца Мариана Падилью. Официальной женой композитора стала Антонина Милюкова. Она была моложе своего талантливого мужа на восемь лет. Этот брак был кратковременным, через несколько недель супруги разошлись, хотя развестись они так и не успели.
Недоброжелатели утверждали, что все отношения Чайковского с женщинами были вымыслом, за которым он скрывал свое привлечение к мужчинам. Настоящая правда остается неизвестной, но, возможно, это просто клевета завистников, стремящихся порочить великого музыканта. Вот, например, Рудольф Кюндингер, который так яростно отрицал талант Чайковского без какой-либо основательной причины. Вряд ли опытный педагог мог настолько ошибаться в оценке таланта своего ученика. Скорее всего, здесь играла обыкновенная зависть.
Что касается личной жизни музыканта, мы не вправе судить его. Важнее всего здесь — гениальность русского композитора, который оставил нам свои бессмертные произведения.
В 1893 году в ноябре произошло уход из жизни композитора, вызванный холерой. Его останки были помещены в Некрополь мастеров искусств.