Петр Наумович Фоменко — талантливый режиссер, который оставил свой след в истории советского и российского театра и кино. Он также является художественным руководителем известного театра "Мастерская Петра Фоменко" в Москве. В своей карьере он также занимался преподавательской деятельностью, получил звание народного артиста России и был удостоен государственной премии.
Детство и юность
Пётр Фоменко увидел свет 13 июля 1932 года в Москве. В детстве он проявлял интерес ко всему новому и разнообразным увлечениям. Он активно занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и классическим хоккеем. Кроме того, увлекался игрой на скрипке.
Более того, Пётр стал настоящим мастером этого инструмента, успешно окончив обучение в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Биографы, изучавшие его жизнь, отмечали, что любовь к искусству он унаследовал от матери, которая ввела его в мир театра и искусства еще в раннем детстве.
После посещения одного из спектаклей, парень был так впечатлен игрой актеров и музыкальным сопровождением, что начал задумываться о своей будущей профессии. Однако по окончании школы, он по каким-то неизвестным причинам поступил в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, которое успешно закончил, изучая скрипку. Во время учебы в студии, он все больше понимал, что не хочет развиваться в этом направлении, а больше хочет связать свою жизнь со сценой и театральными постановками.
В своё время Петр смог пройти отбор в одно из подразделений Школы-студии МХАТ. Однако его учёба завершилась получением прозвища «талантливый инакомыслящий». Для своего времени Фоменко был слишком передовым во многих аспектах, включая театральное искусство, что не понравилось консервативным преподавателям. Из-за разногласий между студентом и педагогами постоянно возникали конфликты. Споры продолжались до третьего курса, когда Петра просто отчислили по записи «за буйство».
Неудача не сломила целеустремленного студента, который сразу же подал документы в ГИТИС и был принят на режиссерский факультет. В то же время он продолжал учиться в МГПИ имени Ленина на филологическом факультете. Именно в этот период он познакомился с такими звездами кино, как Юрий Коваль, Юрий Визбор и Юлий Клим, что сыграло важную роль в его биографии. Впоследствии с этими артистами он организовал первые так называемые "капустные" выступления.
Начало
Прямо сразу после окончания ГИТИСа молодому артисту поступило предложение о работе в театре имени Маяковского. Вопреки общепринятому мнению, здесь будущую звезду вовсе не ждал "успех", и "признание" не сразу приходило. Постановки, в которых Петр Фоменко выступал в качестве режиссера, не подпадали под стандарты Советского Союза.
Среди запрещенных спектаклей оказалась постановка под названием "Смерть Тарелкина", хотя зритель увидел ее не более пятидесяти раз. В то же время пьеса "Новая Мистерия-Буфф" вовсе не была допущена к показу советскому зрителю.
Театральные подмостки
Пришедши к заключению, что в его родной стране его не поймут и не удастся найти работу, молодой и талантливый режиссер решил отправиться в Грузию, чтобы попытаться обрести свое счастье там. Здесь ему по-настоящему улыбнулась удача, и в течение двух лет он работал в театре имени Грибоедова в Тбилиси.
В начале 70-х годов Петр Наумович вернулся в Россию и присоединился к театру Комедии в Ленинграде. Под управлением Фоменко были поставлены спектакли "Измена", "Родственники" и "Мизантроп". Одна из актрис театра, Ольга Антонова, отмечала, что благодаря работе с Фоменко она научилась воплощать в жизнь самые разные образы.
Однако вскоре режиссера уволили из-за идеологических разногласий. Несколько месяцев спустя он переехал в Москву, где его приняли в театр имени Маяковского, а затем в театр имени Вахтангова. Среди его наиболее известных работ были постановки "Пиковая дама" и "Без вины виноватые".
В это время Петр Наумович принял предложение о занятии должности преподавателя в ГИТИСе. Сначала он работал в студии Оскара Ремезе как часть преподавательского коллектива. Однако вскоре его успехи были отмечены присвоением профессорского звания, что позволило ему организовать собственный курс по обучению молодых талантов. Его опыт преподавания насчитывает более двадцати лет.
Из его класса вышли такие известные звезды кино и театра, как Сергей Пускепалис, Марина Глуховская, Галина Тюнина, Илья Любимов, Полина Агуреева, Евгений Цыганков, Андрей Казаков и многие другие. Со временем выпускников класса Фоменко стало настолько много, что они смогли успешно поставить полноценный спектакль.
Открытие «Мастерской Петра Фоменко» в Москве произошло в 1993 году под руководством самого мастера. Основной актерский состав театра составили выпускники ГИТИСа, ранее прошедшие обучение у Петра Наумовича.
На сегодняшний день в театре трудятся сразу несколько поколений «фоменок», которые почитают высказывания своего учителя как заповеди. Среди известных спектаклей театра «Три сестры», «Волк и овцы», «Таня-Таня», «Семейное счастье», «Сказка Арденнского леса».
В 2015 году по телевидению вышел десятипродылжительный фильм, посвященный карьере Петра Фоменко, названный «Легкое дыхание».
Карьера в кино
Хотя театр оставался главным приоритетом в жизни Фоменко, он также оставил свой след в кинематографе. Особенно ярким примером является его сценарий к фильму «На всю оставшуюся жизнь», созданный вместе с Борисом Вахтином. Фоменко также принял участие в качестве сценариста и исполнителя одной из песен в этом фильме. Его партнером в этом была Таисия Калинченко.
Петр Фоменко пришлось поработать над фильмами «Почти смешная история» и «Поездки на старом автомобиле» в качестве режиссера. Он также сыграл небольшие роли в своих фильмах «Черный монах», «Джентльмены из Конгресса» и «Поездки на старом автомобиле».
Личная жизнь
В своей личной и творческой жизни Петр Фоменко проявлялся как человек с ярким темпераментом, что нашло отражение в его романах. В его жизни было всего три основных женщины. Первой супругой режиссера стала Лали Бадридзе, затем ее сменила Майя Тупикова. Третьей возлюбленной мужчины стала Аудроне Гирдзияускайте, о существовании которой в принципе знали все окружающие. Следует заметить, что именно она родила Фомину наследника, который получил имя Андрюс.
Несмотря на то, что пара не официально расписывалась, Фоменко признал своего ребенка, и всегда оказывал помощь мальчику и его матери, поддерживая дружеские отношения. К сожалению, у режиссера не было других детей.
9 августа 2012 года в Москве скончался Фоменко Петр Наумович. По словам врачей, причиной его смерти стал сердечный приступ.
Известного и всеми уважаемого фильммейкера погребли на Ваганьковском кладбище.