Жена Петра Фоменко — Майя Тупикова. Дети — Андрис Гирдзияускас. Родители — Александра Петровна Фоменко, Наум Осипович Элинсон.
Вконтакте:
https://vk.com/fomenko.theatre
Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фоменко,_Пётр_Наумович
Петр Фоменко — известный режиссер, учитель актеров и режиссеров, который прожил до 80 лет и до своей кончины не отпускал свой любимый театр — Мастерскую, названную его именем. Он постановил спектакли на различных сценах нашей страны и сотрудничал с несколькими европейскими творческими коллективами.
Всю свою жизнь он трудился без перерывов, часто не имел денег, но всегда отдавался работе полностью. Его спектакли привлекали преданных зрителей. Интерес к театру «Мастерская Фоменко» до сих пор не угасает. Это потому, что его дело продолжают талантливые ученики, которых он воспитал.
Жизнь до театра
Петр Фоменко появился на свет в Москве 13 июля 1932 года. Он знал своего отца, но видел его редко, так как родители не состояли в браке. Наум Иосифович (Осипович) Элинсон во второй половине 30-х годов стал первым начальником Военного факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Перед этим он занимал должность заместителя инспектора военных оркестров.
Наум Иосифович иногда навещал Петю и его мать, но Фоменко всю жизнь сохранял обиду на отца из-за недостатка отцовского внимания.
Мама будущего известного Александра Петровича Фоменко трудилась в Министерстве внешней торговли. Она была образованной женщиной, знала русскую и зарубежную поэзию, увлекалась классической музыкой. Гены родителей сыграли роль в формировании интересов наследника: он занимался музыкой, мечтал стать музыкантом, окончил училище М.М. Ипполитова-Иванова, а затем – музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, оба по классу скрипки.
Впоследствии он утверждал, что в театр пришел благодаря музыке. Но Петя не был типичным «ботаником». Он занимался спортом: играл в теннис, футбол, хоккей. Одним из его серьезных увлечений были коньки. Он также не был примерным: как многие мальчишки из двора, иногда буянил. И эта черта осталась с ним на всю жизнь.
В зрелом возрасте Фоменко продолжал заниматься катанием на коньках, иногда делая это вместе со своими студентами.
Александра Петровна ознакомила своего сына с театром и внушила ему любовь к драматургии.
Студенчество
После окончания обучения в средней школе, Петр поступил в Московское Художественное актерское театральное училище, чтобы осуществить свою мечту стать актером. Преподаватели заметили в нем большой талант, но его непокорная натура и склонность к авантюрам мешали учиться. Нестандартное видение театра Петра Фоменко вызывало недоумение у консервативных учителей, что приводило к конфликтам. Кроме того, Фоменко вместе с однокашником часто устраивал розыгрыши, не всегда безобидные. И вскоре он за это поплатился.
В 1953 году его исключили из Школы-студии на третьем курсе. В то время он и его друг сыграли знаменитую актрису Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову и ее сопровождающего, которые якобы приехали в университет, чтобы встретиться со студентами, в то время как она отложила визит на другое время. «Гостью» (переодетого друга) встречали с большим уважением и не сразу раскрыли обман. Организатором считали Фоменко и исключили из университета.
Впоследствии Петр Наумович радовался, что его выгнали из Школы-студии, потому что благодаря этому обстоятельству он поступил в ГИТИС и стал заниматься режиссурой. В то время как его преподаватель в МХАТе, Борис Вершилов, считал, что Фоменко мог стать выдающимся актером. И продолжал заниматься с ним даже после отчисления.
Фоменко учился на режиссерском факультете ГИТИСа очно, а также на филологическом факультете Московского педагогического института имени Ленина заочно (его зачислили сразу на 4-й курс). В то время среди студентов были такие известные личности, как Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Коваль. Конечно, они вместе устраивали первые в стране студенческие «капустники».
Театр
Завершив ГИТИС, режиссер начал работать в театре имени В. Маяковского. Известная театральная критик Марина Тимашева полагает, что после постановки им своего первого спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухова-Кобылина, Фоменко мог бы стать известным режиссером уже в Европе или Америке.
Однако не все сразу осознали, что здесь появился великий режиссер. Спектакль был запрещен после 50 постановок. А второй спектакль – «Новая Мистерия-Буфф» – вообще не был представлен зрителям: его отменили до премьеры, объявив антисоветским.
С самого начала было очевидно: Мастер работает
Петра Фоменко прозвали «уничтожителем русской классики», и частично он соглашался с этим, как с молью, подъедающей классический театр, стремясь поднять его на новый уровень. В течение нескольких лет он оставался без постоянной работы в Театре Мельпомены. Зарабатывал на жизнь случайными работами на телевидении, ставил спектакли в небольших провинциальных театрах, занимался научной деятельностью.
Два года он работал в Тбилиси, в Театре имени А. Грибоедова. В начале 70-х вернулся в Россию, чтобы работать в Ленинградском театре комедии. В начале 70-х Петр Наумович вернулся в РСФСР и присоединился к Ленинградскому Театру Комедии. Здесь он работал до 1981 года, а с 1977 года – как главный режиссер. Поставил несколько спектаклей. И опять невезение: в постановках постоянно находили идеологические недочеты.
И вот опять Москва. С 1982 года – театр им. Маяковского, с 1989 года – театр им. Вахтангова. С начала 1980-х Фоменко начинает преподавать в ГИТИСе. Его бывший учитель Андрей Гончаров пригласил его читать лекции и вести занятия в студии Оскара Ремеза. Некоторое время спустя, получив звание профессора, он создал свой курс.
Помимо яркой режиссерской деятельности, он также оказался великим педагогом. За 20 лет преподавания его учениками стали многие известные актеры: Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Илья Любимов, Галина Тюнина, Андрей Казаков, сестры Кутеповы, Евгений Цыганов и другие.
По мнению театроведов, Петру Наумовичу удалось создать уникальный театр с цельной программой, а не просто отдельными хорошими спектаклями. Некоторые спектакли просто считают выдающимися.
В 1993 году вышедшие из труппы Фоменко стали основой нового театра, который получил название «Мастерская Петра Фоменко». Постановки этого театра были полюбились как театральным критикам, так и зрителям, что не часто бывает. При этом Петр Наумович не считал, что зрители «должны дорасти» до его творчества и не ставил себя выше них. Он только расстраивался, если его идеи были неправильно поняты или искажены.
Жизнь Фоменко – это целый театр
В период формирования театра в «Мастерской…» выходных не существовало. Режиссер работал без перерыва и искренне не мог понять, зачем нужно отдыхать от театра? Люди же не отдыхают от жизни или от любви. Позже он осознал, что у актеров есть семьи, дети, повседневные проблемы, которые нужно решать, и он установил выходной в понедельник. Однако часть труппы все равно приглашалась на репетиции.
Ученики и близко знакомые с Фоменко люди замечали, насколько выразительно он говорил. Было трудно передать услышанное, потому что (по словам Евгения Каменьковича) каждое выступление могло стать предметом диссертации. Выпускники курсов Петра Наумовича работают в разных уголках мира. Режиссер долго размышлял о том, чтобы собрать всех учеников, чтобы они могли показать свои спектакли. К сожалению, не удалось осуществить задуманное.