Петр Кончаловский — биография и картины художника

Петр Кончаловский – известный русский и советский художник. В 1943 году удостоился Сталинской премии I степени, в 1946 году получил звание народного художника РСФСР, спустя год ему присвоили звание академика АХ СССР.

История запомнила множество случаев, когда творческие личности не были поняты своими современниками, и признание им приходило лишь после их смерти. Петру Кончаловскому повезло — он стал известным еще при жизни. Его работы ценятся не только в России, и многие европейские коллекционеры мечтают приобрести его бессмертные произведения.

Детство

День рождения будущего знаменитого художника – 9 (21) февраля 1876 года в Славянске Харьковской губернии. Его отец, Петр Кончаловский, был дворянином, успешным издателем и переводчиком. В детстве Петр жил на имении своих родителей, но его отца скоро арестовали за участие в революционной деятельности. Отец отбывал наказание в Холмогорах, а семья переехала в Харьков. Именно здесь восьмилетний Петр поступил в художественную школу.

В 1889 году семья Кончаловских снова переезжает, на этот раз они обосновываются в Москве. Петр все больше увлекается живописью, он посещает вечерние курсы в Строгановском училище. Отец настаивал на том, чтобы сын выбрал другую профессию, хотел видеть его студентом естественных наук в Московском университете. Петр вначале соглашается, но его страсть к живописи оказывается сильнее. Он умоляет отца и уезжает в Париж, чтобы продолжить учебу в этой области.

В течение двух лет, в период с 1896 по 1898 год, молодой человек посещает академию Жулиана. В это время он осознаёт, что его призвание — живопись, и он решает посвятить этому свою жизнь. Во Франции Петр получил признание за своё творчество. После возвращения на Родину, он продолжает обучение в Академии художеств под руководством художника-баталиста Павла Ковалевского.

Петра мало интересовали батальные картины, его привлекал ботанический сад, где он проводил часы, увлечённо рисуя природу. В 1907 году Петр Кончаловский получил диплом об окончании Академии художеств.

Живописная биография художника насыщена различными событиями, которые влияли на его творчество. Несколько раз он менял направление своей живописи: сначала увлекся классическим стилем, затем долго искал способы выразить свою индивидуальность в искусстве, и в конце концов выбрал реалистическую стилистику. Этот творческий путь артиста отчетливо прослеживается в его автопортретах, написанных в разные годы, в разных стилях и цветовых решениях.

В начале своей карьеры работы Кончаловского могли быть спутаны с творчеством Константина Коровина, но после поездки в Париж и знакомства с работами Ван Гога, он полностью изменил свой стиль. Сам Петр признавался, что именно великий фламандец помог ему увидеть свое творчество в совершенно новом свете.

Творчество Кончаловского в те годы было оказано влияние работ Матисса и Сезанна, которыми он восхищался.

В 1910-х художник и его друзья создали группу под названием «Бубновый валет», где они отвергали реалистическую живопись в пользу кубизма, постимпрессионизма и фовизма.

Этот период был ключевым для формирования собственного стиля Петра Кончаловского. Его картины стали яркими, насыщенными и лишенными лишних деталей, а также они часто отличались отсутствием динамики в портретах, натюрмортах и композиционных работах.

В 1912 году Петр помогал Антону Рубинштейну поставить свою оперу «Купец Калашников». Он создал декорации, а также костюмы для персонажей. Кончаловский был очень доволен своей работой и считал ее лучшим произведением в жанре лубок на протяжении всей своей жизни. В те годы его картины начали переполнены внутренней энергией и «движением». Яркими примерами стали картины «Сухие краски» и «Печка».

Когда началась Первая мировая война, Кончаловский отправился на фронт, но для него она закончилась быстро. После получения контузии в 1915 году он был отправлен на лечение в тыл, и больше не участвовал в боевых действиях.

Через некоторое время художник присоединился к выставке картин левых направлений, покинув "Бубновый валет" и присоединившись к другому художественному объединению — "Мир искусства".

После Октябрьской революции Петр Кончаловский перешел к работе в стиле реализма, сохраняя яркие краски в своих работах. Он был увлечен "радостью жизни" и мастерски сочетал ее с реальностью, из-за чего его картины воспринимались как комические и трагические одновременно. Прекрасным примером этого является портрет режиссера Всеволода Мейерхольда, который ушел из театра. Художник использовал более мягкие оттенки, и чувства режиссера были буквально отражены на его лице.

Кончаловский часто создавал натюрморты, особенно с использованием цветов. Нельзя сказать, что он очень любил эту работу, но считал ее необходимой, подобно гаммам, которые обязаны учить пианисты.

Среди наиболее выдающихся работ художника в жанре "цветочных" натюрмортов — "Пионы у окна", "Сирень в корзине", "Всякие цветы".

Заключение советов не повлияло на искусство Кончаловского — он не участвовал в политике и не шел на открытый конфликт с ней.

Однажды ему было предложено нарисовать портрет вождя всех народов, но он смог избежать этого сложного положения, не обижая власть своим отказом. Художник объяснил, что он реалист и что ему нужна живая модель, а не фотография, чтобы изобразить кого-то на холсте. Однако допустить, чтобы Петр нарисовал великого вождя с натуры, было невозможно, и его отказ не рассматривался как пренебрежение власти. Несмотря на это, в 1943 году художника наградили Сталинской премией за его многолетний вклад в развитие искусства.

Личная жизнь

С первого детства Петр был знаком с своей будущей женой, которую звали Ольга, дочь известного художника Василия Сурикова. Встретившись в четырнадцать лет, они потеряли друг друга из виду на двенадцать лет, пока Петр не решился написать ей письмо и признаться в любви. После этого они встретились, а через три дня уже стали мужем и женой, 10 февраля 1902 года.

Пара всегда нежно называла друг друга, Петр называл Ольгу "Лёлечка", а она его "Дадочка".

В 1903 году на свет появилась их дочь Наталья, а через три года семья пополнилась еще одним членом – сыном Михаилом. Дочь художника стала знаменитым писателем, а сын продолжил дело отца, став художником. Родители любили своих детей нежно и заботливо, но не баловали их слишком излишне. Кончаловский активно участвовал в воспитании детей, читая им сказки, укладывая спать и передавая основы живописи.

У Ольги был сильный и строгий характер, но он никогда не проявлялся по отношению к ее мужу. Прежде чем они стали супругами, они договорились создать особенную семью, и им это удалось. Ольга никогда не упрекала своего мужа, а он всегда относился к ней с большим уважением. Для него Ольга была не просто женой — Петр получил настоящего друга и советчика.

Всегда перед принятием решения Кончаловский консультировался со своей женой. Это правило распространялось и на вопросы творчества.

Только три недели недоставало известному художнику до достижения возраста в 80 лет. Его сердце перестало биться 2 февраля 1956 года. Могила Петра Кончаловского расположена на Новодевичьем кладбище.

В столице России, в 2017 году, был открыт музей-мастерская Петра Кончаловского на Большой Садовой улице. Семья Кончаловских проживала в этом доме под номером 10 с 1912 года. Этот дом описывает Михаил Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита».

Для церемонии открытия музея были приглашены потомки известного художника, среди которых особенно популярными оказались внуки Кончаловского – Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий