Все его жизни исходил казацкий дух, которому он был верен – высокий, статный, с густыми усами. Петр Зайченко был не только талантливым, но и оригинальным актером, способным играть самые разнообразные роли. Его фильмография включает в себя множество работ, большая часть из которых была снята в советское время. Однако это лишь увеличивает интерес к его творчеству среди современного поколения, их хочется смотреть снова и снова.
Популярность Петра Зайченко пришла к нему после выхода фильмов "Легавый", "Такси-Блюз", и укрепилась благодаря более поздним работам — "Дальнобойщики", "Марьина роща", "Ленинград-46".
Детство и юность
1 апреля 1943 года в деревне Кайсацкое появился на свет Петр Зайченко. Его отец сражался на фронте и был награжден краткосрочным отпуском за мужество и героизм под Сталинградом в 1942 году. Через девять месяцев после возвращения отца родился мальчик по имени Анатолий, но после смерти отца его имя было изменено на Петр по настоянию деда. Таким образом, Зайченко стал Петром Петровичем.
Питер вырос без отцовского внимания, его воспитывал дед по отцовской линии – Пантелей Иванович. Он был настоящим казаком, сильным, ловким и умелым. Умел делать печи и работать сапожником, что принесло ему уважение всех жителей села. Дед старался быть в тренде, у них дома первым появился патефон, а потом радиоприемник, в то время как для многих сельчан это было чем-то необычным. Дом был полон книг, и дед был доволен, когда видел, что внук интересуется чтением.
В своих мечтах дед всегда видел Петра будущим учителем, но парень желал стать артистом. Дед долго противился этому выбору своего любимого внука, но Петр был настойчив и серьезно настроен, поэтому родным пришлось согласиться с его решением. После окончания школы он поступил в Волгоградское культурно-просветительское училище, а затем поступил в Саратов, где был принят на актерский факультет театральной школы имени Слонова. Это учебное заведение в разные годы выпустило из своих стен таких известных актеров, как Борис Андреев, Олег Янковский, Владимир Конкин, Евгений Миронов. В 1971 году Петр Зайченко получил красный диплом об окончании учебы.
Театр
Театральная карьера молодого актера началась в том же году на сцене Волгоградского театра. Там он проработал три года, а затем перешел в филармонию, где показал себя с новой стороны. В это время он проявил свой талант декламатора. Петра часто приглашали выступать в программе «Росконцерта». В его репертуаре были произведения Фазиля Искандера, Владимира Маяковского, Льва Толстого.
Некоторые отрывки его выступлений даже показывали по телевидению Ленинграда, что стало лучшей наградой для начинающего актера из провинции.
В девяностых годах Петр Зайченко был приглашен в казачий театр, где он выступал в течение некоторого времени. Однако вскоре он получил новое предложение и присоединился к артистам Молодежного станичного казачьего общества.
Фильмы
Карьера актёра в кино началась сравнительно поздно, уже после пятидесяти. Однако именно кинематограф принес Петру Зайченко настоящую известность, его имя стало широко известно публике.
Сам актёр считал, что в кино он попал благодаря Василию Шукшину. Однажды он прочитал роман Шукшина «Я пришел дать вам волю», и он понял, что очень хочет снять его на кино. Петр написал Шукшину письмо, в котором просил написать сценарий по этому произведению. Шукшин согласился, у него были планы на съёмки фильма "Разин".
Шукшин был в восхищении от живописного казака, и его изображение было добавлено в базу киностудии «Мосфильм». Но сотрудничество между режиссером и актером не состоялось. Через десять дней после их встречи Шукшин скончался. Петра Зайченко пригласили сняться в кино только через восемь лет.
Режиссер Вадим Абдрашитов пригласил его на съемочную площадку фильма «Парад планет» в 1983 году. Петр всегда с теплом вспоминал свой дебютный фильм, атмосферу на съемочной площадке и партнеров по проекту – Сергея Шакурова, Олега Борисова, Алексея Жаркова, Сергея Никоненко.
Первые успехи на большом экране быстро привели к новым проектам. Сотрудничество с режиссером Абдрашитовым привело к созданию фильмов «Плюмбум, или опасная игра» и «Армавир». Петр Зайченко стал известен и узнаваем на родине. Однако за ее пределами актерский талант приобрел известность благодаря фильму «Такси-блюз», снятому Павлом Лунгиным в сотрудничестве с французскими режиссерами. Зайченко исполнил роль умелого таксиста, а его партнером по фильму стал Петр Мамонов, сыгравший роль пьющего музыканта.
На Каннском фестивале в 1990 году была показана данная картина. Павел Лунгин получил награду за выдающуюся режиссерскую работу, а актеры, участвовавшие в проекте, стали известными за пределами России. В это время Петр Зайченко получил множество предложений от иностранных режиссеров из Польши, Франции, Испании и Бельгии. Он соглашался на съемки, учитывая кризисную ситуацию в России в 90-е годы, когда многие актеры оказались без работы.
Одной из самых важных работ Зайченко за границей была лента «Крапчук», которую снял испанский режиссер Энрике Габриэль. За свою работу в этой комедии Петр получил награду как лучший актер на фестивале в Испании. Зарубежные проекты, в которых участвовал Зайченко, так и не были продемонстрированы на родине. Но помимо этого у него было много фильмов, снятых отечественными кинематографистами.
Его пригласили сниматься в исторической ленте «Гроза над Русью», где артист сыграл роль опричника Ивана Грозного – Матвея Хомяка. Роль Грозного досталась Олегу Борисову, а Сергей Бондарчук стал боярином Морозовым.
С наступлением нового века Зайченко оставался таким же востребованным, как и раньше. Он получил роли в лентах «Крестоносец», «Завещание Сталина», «Дальнобойщики», «Темная лошадка».
У художника не возникало творческих затруднений, его яркий внешний вид был востребован в современных проектах. Молодые режиссеры по очереди предлагали ему роли в своих фильмах, и Зайченко отмечал, что молодые мастера не менее талантливы, чем те, с кем он работал раньше.
До глубокой старости Петр Зайченко оставался активным в киноиндустрии. Среди его последних фильмов стоит отметить работы в лентах «Легавый» под режиссурой Рустама Уразаева, «Ленинград-46» с режиссером Игорем Копыловым, «Марьина роща» от Александра Хвана и «София», которую поставил Вячеслав Росс. В фильме «София» пожилому актеру доверили роль митрополита. В общей сложности, фильмография Петра Зайченко насчитывает более шести десятков работ в самых разнообразных жанрах. Он выступал одинаково убедительно как в ролях главных героев, так и в персонажах второго плана.
Личная жизнь
Петр Зайченко всегда проявлял непоколебимость и устойчивость. В его жизни присутствовали две важные составляющие — любовь к искусству и к жене Валерии Николаевне, с которой он прожил многие счастливые годы. Так же как и его профессиональный рост, личная жизнь художника складывалась благополучно.
Жена артиста, благодаря своей профессии, занимала педагогическую должность и руководила кафедрой педагогики и психологии в Волгоградской академии физкультуры. В течение брака у них родилась дочь по имени Елена, которая в свою очередь сделала их счастливыми дедушкой и бабушкой двух внуков — Артема и Ксении.
Петр Зайченко ушел из жизни 21 марта 2019 года, ему было 76 лет. Он скончался в одной из больниц Волгограда. Врачи диагностировали у него третий инфаркт, который и привел к остановке сердца.
Актера похоронили на Центральном кладбище Волгограда, возле своей возлюбленной супруги, которая скончалась несколько лет назад.
Избранная фильмография
- 1984 — Парад планет
- 1990 — Такси-блюз
- 1992 — Гроза над Русью
- 1995 — Концерт для крысы
- 1995 — Мусульманин
- 2001 — Дальнобойщики
- 2003 — Участок
- 2007 — Последний забой
- 2009 — Тарас Бульба
- 2011 — Дом
- 2012 — Легавый
- 2013 — Марьина роща
- 2015 — Ленинград 46
- 2016 — София
- 2019 — Годунов