Художник и график Питер Брейгель родом из Нидерландов, и он стал основателем династии художников с фамилией Брейгель. В своем творчестве он изображал пейзажи и бытовые сцены, и его прозвище было «Мужицкий».
Картины Питера Брейгеля можно сравнить с замерзшим кусочком средневековья, который дошел до нас из глубины веков. В отличие от многих других художников своего времени, он как родился, так и умер в Нидерландах, и его творчество принято считать высшим достижением нидерландского Ренессанса. В его работах можно увидеть национальное своеобразие, которое стало основой для уникальных нидерландских традиций. Брейгель был истинным выразителем духа своего времени и народного колорита. Его подлинная народность проявлялась в каждом его произведении – в мыслях, взглядах на жизнь, в народной мудрости, которая иногда была горькой и ироничной, но всегда отличалась мужественностью. Питер Брейгель не только оставил после себя огромное творческое наследие, но и династию талантливых художников, хотя ему уже не довелось узнать об этом.
Детство
Биографы Питера Брейгеля изрядно потрудились, прежде чем смогли собрать все факты его жизни воедино и создать подробную биографию художника. Точная дата и место рождения Брейгеля остаются неизвестными до сих пор. Предполагается, что он родился в небольшом городке Бреда, на территории современной провинции Северный Брабант, в 1525 году. Однако есть версия, что его местом рождения была деревня Брегел, что объясняет его фамилию. Некоторые исследователи утверждают, что он родился позже указанной официальным источниками даты.
Информации о детстве будущего известного художника нет в достаточном объеме. Предполагается, что Питер был рожден в крестьянской семье, поэтому удивительно, что вдруг возникли его творческие способности, учитывая отсутствие одаренных людей в семье.
В 1540-е годы Брейгель поступил учеником к художнику Куку ванн Альсту, который обучал его основам графики и живописи. После смерти учителя Питер вступил в гильдию живописцев Антверпена и в 1551 году начал учиться у художника Иеронима Кока. Он одновременно учился у Кока и работал на него. Иероним стал главным заказчиком для молодого таланта.
Живопись
После продолжительного времени работы в цехе нового учителя и работодателя, Брейгель впервые увидел картины знаменитого художника Иеронима Босха. Отпечатки этих полотен, которыми торговал Кок в своей мастерской, произвели на него неизгладимое впечатление. Питеру захотелось самому воплотить на холсте удивительные сюжеты этих картин. Иеронима Босха прозвали «мастер ужаса», и его картины действительно вызывали какой-то мистический страх.
Иероним Кок заметил заинтересованность Питера и решил использовать его для своей выгоды. Он предложил Брейгелю нарисовать несколько скетчей в стиле Босха, на что художник согласился. Позже Кок смог успешно продать работы Питера, подделав подпись Босха и продавая их как произведения известного художника. Одной из таких работ была картина под названием «Большие рыбы поедают малых».
В 1561 году Петр покинул мастерскую Кока и переехал в Брюссель, где он написал свои картины для кардинала де Гранвеля и других богатых коллекционеров, среди которых особое внимание уделялось купцу по имени Николас Йонгелинк.
В 1557 году художник создал серию гравюр и иллюстраций, посвященных семи смертным грехам.
Картина «Триумф смерти» является одним из самых значимых полотен Брейгеля того времени. На ней изображена пустынная земля, усеянная скелетами и людьми, находящимися на грани смерти. Также изображены орудия пыток, которые вызывают ужас даже спустя несколько веков. И в этом ужасе присутствует человек, играющий на лютне, подчеркивающий безысходность происходящего.
Также знатоками были отмечены картина «Вавилонская башня» и цикл полотен под названием «Картины месяцев и времен года». Питер создал 6 (или, по некоторым данным, 12) полотен, отражающих красоту разных времен года. К сожалению, до наших дней дошли только пять из них, включая «Жатву» и «Охотников на снегу».
Живопись Питера Брейгеля отличается простотой и доступностью, отражает восхищение красотой природы, повседневные сцены деревенской жизни и образы простых трудящихся людей. На картинах этого нидерландского художника изображены одежда и быт простых людей, что четко видно на полотнах «Крестьянская свадьба» и «Фламандские пословицы».
Известно, что Брейгель не создавал портретов на заказ и не изображал обнаженные тела. Существует несколько портретов, приписываемых художнику, но только один из них документально подтвержден как его работа – «Портрет старой женщины», выполненный в 1564 году. Возможно, к Питеру иногда обращались с просьбой нарисовать портреты, но он отказывался от таких заказов.
Большая часть из почти 45 полотен Брейгеля посвящена природе, деревне и ее жителям. Главными персонажами работ художника являются анонимные крестьяне. Художник никогда не изображал их лица, но в его последних работах можно заметить совершенно новую тенденцию.
Интерес Брейгеля к конкретным персонажам на его полотнах увеличивался с каждой новой работой. Теперь фигуры на картине становятся все более крупными, а их окружение становится все более важным. Такую тенденцию можно наблюдать в работах Брейгеля «Разоритель гнезд», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».
Личная жизнь
Питер не только стал успешным художником, но и встретил свою возлюбленную — Марию (Майкен), которая была дочерью первого наставника Брейгеля – Кука ванн Альста. Питер признался в своих чувствах перед ней, и она согласилась выйти за него замуж. Их свадьба состоялась в 1563 году, после чего они переехали в Брюссель, к матери Майкен Верхюлст. У них родились трое детей – два сына, Питер и Ян, и дочь Мария.
Никто не знает, как сложилась судьба дочери художника. Однако известно, что сыновья Брейгеля продолжили дело отца и стали известными живописцами.
Питер Брейгель Младший создавал картины определенной тематики, что привело к его прозвищу «Адский». Напротив, Ян Брейгель Старший был прозван «Райский». Сам основатель династии Брейгелей, Питер, получил прозвище «Мужицкий». После этого они никогда не путались. Внуки выдающегося художника, Абрахам и Ян, уже третье поколение художников семейства Брейгель.
Удивительно то, что в данной ситуации любовь к изобразительному искусству, возможно, передалась от отца к сыновьям на генетическом уровне. Иначе нельзя объяснить этот феномен, поскольку Питер скончался, когда его старшему наследнику Питеру исполнилось всего пять лет, и он не успел познакомить своих мальчиков со всеми тонкостями своего мастерства.
Когда испанские войска под предводительством герцога Альбы захватили Брюссель, Питеру Брейгелю было немногим за сорок. Город был в хаосе, жители жили в постоянном страхе за свою жизнь и перестали доверять друг другу. Герцогу было поручено уничтожить еретиков в Нидерландах, и он отправил несколько тысяч горожан на смерть. Эта атмосфера террора и страха негативно сказалась на здоровье художника, и он постепенно ослабевал, пока не умер 5 сентября 1569 года. По версии биографов, причиной его смерти стала неизвестная болезнь. Он был похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель, где в 1578 году похоронили и его жену. На их могиле Ян Брейгель Старший установил памятную доску.
Два известных полотна Питера Брейгеля, которые называют последними работами художника, — «Сорока на виселице» и «Торжество правды». Первое из них он оставил своей жене по завещанию, но существование второго вызывает серьезные сомнения. Полотно не дошло до нас, и многие историки утверждают, что оно никогда не существовало.
Большинство произведений великого художника находятся в музеях Европы или в частных коллекциях. Ни один российский музей не может похвастаться наличием хотя бы одной картины Питера Брейгеля.
Лента польского кинорежиссёра Леха Маевского под названием «Мельница и крест» увидела свет в 2011 году. Основой для неё послужила биография нидерландского художника и сюжеты его знаменитых полотен. Фильм получил огромное признание зрителей и положительные отзывы кинокритиков. Кроме того, ему были присуждены многие престижные кинонаграды. Рутгер Хауэр исполнил роль Питера Брейгеля, а его партнерами по съемочной площадке стали Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк и Йоанна Литвин.