Питер Рубенс — биография и произведения художника

Питер Рубенс — знаменитый фламандский (нидерландский) художник, стоявший у истоков развития барокко, коллекционер и дипломат.

Его современники называли его «Королем художников и художником королей». Его талант, разносторонность и глубокие познания, а также жизненная энергия сделали его, пожалуй, самой выдающейся фигурой в европейской культуре 16-17 веков. Биография Питера Рубенса наполнена блестящими успехами. Самый плодовитый художник в истории мировой живописи оставил огромное творческое наследие в виде трех тысяч картин, причем большинство из них имеют гигантские размеры.

Детство и юность

Питер Пауль Рубенс был рожден в Зигене, Германия, 28 июня 1577 года, но точная дата его рождения всегда вызывала сомнения из-за постоянно изменяющейся биографии художника. Его семья переехала из Бельгии в Германию из-за гражданской войны и преследований протестантов в Нидерландах.

Его отец, Ян Рубенс, был судьей в городе Антверпене в Бельгии до 1568 года, а его мать, Мария Пейпелинкс, была домохозяйкой и воспитывала четырех детей. После переезда в Германию у них родилось еще трое детей, включая Питера.

Питер Пауль Рубенс

Отец продолжал занимать высокий пост, мама растила детей, семья жила в достатке, считалась благополучной и благочестивой. Однако все изменилось, когда Ян Рубенс начал роман с Анной Саксонской, женой Вильгельма Оранского, и она от него забеременела.

Из-за этого он лишился имущества и права занимать адвокатскую должность. Теперь Мария, жена Яна, торговала на рынке овощами, чтобы обеспечить семью. В 1571 году Яна арестовали, и он провел два года в заключении. После суда его сослали в город Зиген Нассаутского герцогства. Жена отправилась за ним, и в 1573 году семья воссоединилась. В следующем году родился сын Филипп, а спустя три года и Питер. В 1581 году семьедво Рубенса перебралось в Кельн. Они жили в большом съемном доме на Штернегассе. Там же родился еще один ребенок – Бартоломеус, который вскоре скончался. Ян Рубенс раскаялся в содеянном, его снова приняли в католическую церковь, и он смог заниматься адвокатской практикой. Семья зарабатывала с помощью его гонораров и денег, получаемых от сдачи комнат в доме.

Сам Ян уделил много внимания своим детям, занимаясь ими. Под его руководством они изучили Священное Писание, французский и латинский языки. Однако в 1587 году его жизнь прервала короткая болезнь, и мужчина скончался. Старший сын решил уехать в Италию, но болезнь унесла жизни еще троих детей. Вдове пришлось заботиться о старшей дочери и двух сыновьях — Филиппе и Питере. Она приняла католическую веру и вернулась в Антверпен, где ее сыновья начали обучаться в латинской школе.

В те времена Антверпен был в состоянии постоянных изменений. Торговлю пришлось оставить из-за закрытия морских путей. Дети Рубенса столкнулись с выбором, они должны были решить, как жить дальше. Дочь вышла замуж за состоятельного мужчину, старший сын посвятил себя живописи, а Филипп продолжил отцовское дело и пошел учиться на юриста.

В то время мир искусства находился в периоде значительных изменений. Фламандцы создали новую, более практичную и удобную краску для рисования на основе льняного масла, что дало краскам большую яркость, но их высыхание занимало гораздо больше времени. Теперь произведения искусства излучали особую глубину, а их создание занимало много времени и приносило удовольствие.

Искусство увлекало Питера Пауля с ранних лет. В четырнадцать лет он начал учиться у местного художника, а затем обучался основам живописи у Тобиаса Вархахта, отличного пейзажиста и его дальнего родственника.

Следующим наставником для Питера стал его родственник, Адам ванн Ноорт. Рубенс стремился усвоить у него все то, чего не смог получить у Вархахта. В течение четырех лет он работал под его руководством. Фламандская атмосфера все больше привлекала его, и это сказалось на всем его последующем творчестве.

Питер Пауль Рубенс

В 1595 году Рубенс начал обучаться у одного из самых влиятельных художников периода – Отто ван Веена, что помогло ему совершенствовать свое мастерство.

Несмотря на то, что он не стал копировать стиль своего наставника, именно мировоззрение Веена сформировало его собственный стиль. Веен был образцом эрудиции и многогранности, обладал отличными знаниями, владел шестью языками и был знаком с гуманитарными науками.

Питер продолжал обучаться у третьего наставника до 1599 года, после чего отправился в «свободное плавание» – Италию, где продолжил совершенствовать свое мастерство и изучать античные произведения.

Молодой художник в возрасте 23 лет уже имел свой уникальный стиль и получил приглашение на работу от Винченцо Гонзаги, правителя Мантуи. Герцог был поклонником античного искусства, восхищался картинами эпохи Возрождения. Именно Питер Рубенс создал копии этих произведений искусства, предназначенные для коллекции герцога.

Художник служил при дворе герцога восемь лет. В это время церковная власть начала бороться с ересью, которую изображали на своих полотнах современные художники, поэтому работа у Гонзаги была очень выгодным решением.

За время пребывания в Италии Рубенс посетил Рим, Венецию, Флоренцию и часто бывал там с дипломатическими миссиями.

Питер Пауль Рубенс

В городе Антверпене Рубенс познакомился с настоящей популярностью. Он старался быть повсюду – украшал собор, работал над заказами для эрцгерцога и создавал полотна по запросам местной знати. В 1618 году Питер представил свою работу под названием «Союз Земли и Воды». На этой картине явно видно влияние итальянских художников на стиль Рубенса. Некоторые считают, что основная идея этой работы заключается в объединении города Антверпена и реки Шельды.

Когда количество заказов взлетело ввысь, Рубенс осознал необходимость собственной мастерской. Он собрал молодых талантов и сам стал их наставником. Некоторые имена его учеников дошли до нас – Якоб Йордане, Франс Снейдерс. Именно им маэстро поручал создание картин для своих многочисленных клиентов. Так появилась продуманная система и школа искусств.

Питер Пауль Рубенс

Художник в то время активно трудился над созданием очередного великолепного произведения, являющегося вершиной его творчества – картиной «Персей и Андромеда». Это полотно создано по мотивам античного мифа, который всегда привлекал художника.

и «Суд Париса». В них просматривается природа автора, увлеченного красотой и пластичностью женского тела.

Одной из настоящих жемчужин фламандской живописи является картина «Сусанна и старцы», рассказывающая о событиях Ветхого Завета. Произведения Рубенса, посвященные Священному Писанию, такие как «Самсон и Далила», «Тайная Вечеря», отражают его художественные предпочтения. Однако сам художник был больше заинтересован не столько в богослужебной тематике, сколько в яркой, драматичной стороне жизни. Следует отметить, что далеко не все его произведения, посвященные религиозным темам, вызвали одобрение. Одной из наиболее спорных работ была картина «Воздвижение креста».

Картина «Избиение невинных» изображает один из библейских сюжетов о том, как Ирод, опасаясь появления Иисуса, приказал уничтожить всех новорожденных. По мнению историков и биографов, это произведение Рубенса считалось им самым любимым из всех его работ.

Питер Пауль Рубенс

Живописное произведение «Медуза» служит ярким примером барокко. Рубенс, создавая его, хотел увидеть, какое впечатление производит картина на современников. Их лица выражали шок от откровенности произведения и вызывали уважение у автора.

Антверпенская политическая атмосфера всегда привлекала внимание художника. На протяжении длительного времени его творчество было тесно связано с политикой. Поэтому «Медуза» также интерпретировалась местными жителями как символ и предостережение.

Питер Пауль Рубенс

За благополучие отношений между Мадридом и Лондоном несомненно стоит благодарить не только политические устремления, но и искусство Петра Рубенса. Его картины и дипломатические навыки играли значительную роль в установлении мирных отношений между двумя столицами. Питер Рубенс мечтал поспособствовать урегулированию конфликтов на своей родине, но, к сожалению, не смог добиться успеха. Он устал от постоянных путешествий и окончательно обосновался в своем родном городе Антверпене, достигнув пятьдесятилетнего возраста.

Личная жизнь

После возвращения из Италии, художник вступил в брак с восемнадцатилетней дочерью местного чиновника по имени Изабелла Брант. Несмотря на то, что это был полностью расчетливый союз, молодая жена испытывала нежные чувства к своему мужу и заботилась о нем. В течение семнадцати лет брака Изабелла родила троих наследников художнику Рубенсу. Однако их спокойная и уютная жизнь оборвалась в 1630 году, когда оба супруга скоропостижно скончались. Изабелла умерла от сердечного приступа.

Питер Пауль Рубенс

Петр Пауль Рубенс в пятьдесят лет вступил в брак с шестнадцатилетней Еленой Фоурмен. Она не только стала его женой, но и основной вдохновительницей, радуя его любовью и заботой в последние годы его жизни. У них родилось пятеро детей.

В течение всей своей жизни Рубенс страдал от приступов подагры, которые стали еще более тяжелыми после 1635 года. В апреле 1638 года приступ подагры лишил художника возможности пользоваться правой рукой, что прекратило его работу над картинами. В феврале 1639 года состояние Рубенса настолько ухудшилось, что его близкие опасались за его жизнь. 27 мая 1640 года Питер Рубенс пригласил нотариуса для составления завещания, но спустя три дня у него произошел сильный приступ, который стал причиной его смерти в этот же день.

Питер Пауль Рубенс

Вопреки наличию завещания, наследники разделяли наследство и урегулировали все конфликты между собой в течение пяти лет.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий