Петр Дмитриевич — пример настоящего профессионала, чьи таланты всегда востребованы, независимо от политических изменений. Начав свою карьеру во времена Советского Союза, он продолжил развивать транспортную инфраструктуру современной России. Сменялись правительства, политические реалии, но Петр Дмитриевич оставался на своем месте, преданной своей профессии. Он отвечает за строительство главных транспортных артерий столичного мегаполиса.
Талант из украинской глубинки
Петр Дмитриевич Кацыв увидел свет 5 февраля 1953 года в украинской ССР, в городе Славута Хмельницкой области. Этот маленький западноукраинский городок был известен своими промышленными предприятиями, на которых трудилось основное население. Уважение к труду и к успеху в профессии было внушено Петру Дмитриевичу еще в детстве. Он вырос в обычной советской семье со средним достатком, но без особых нужд. В школьные годы он увлекся точными науками и смог поступить в один из лучших вузов Советского Союза – МАДИ (Московский автодорожный институт) в возрасте семнадцати лет, полагаясь только на собственные способности, без посторонней помощи или связей.
Сразу после защиты диплома Петр Кацыв нашел работу. Жизнь молодого специалиста в то время была насыщенной событиями: он работал инженером по безопасности движения на одном из предприятий Подмосковья – пассажирской автоколонне. Он также занимался диссертацией, женился, и в 1977 году стал отцом. Однако, молодой и целеустремленный Петр успешно преодолел все трудности. Он закончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Еще в то время он начал разрабатывать тему, которая определила его деятельность на всю жизнь. Он занимался разработкой усовершенствованных технологий пассажирских перевозок, а также методов управления крупномасштабными организационными системами на примере пассажирского автомобильного транспорта в крупных регионах.
Карьера в транспортной сфере
С начала своей трудовой деятельности Петр Кацыв проявил себя как опытный специалист. Успешные пять лет работы инженером по безопасности движения на подмосковном транспортном предприятии (1975 — 1982 гг.) сыграли решающую роль в его карьерном росте.
Получивший практический опыт и углубившийся в теоретическую базу, он был вполне готов к управленческой деятельности. Власть признала потенциал молодого специалиста. В 1982 году, в возрасте 29 лет, он стал начальником отдела безопасности движения в Московском управлении пассажирского автотранспорта. Затем последовали другие, более высокие должности. После реорганизации столичного управления в областное, Кацыв был назначен заместителем начальника по безопасности движения. Немного позже он стал заниматься перевозками — сначала работал вице-замом, а затем первым замом начальника соответствующего отдела.
В 1987 году началась новая рабочая пятилетка, и с этим связано изменение места работы для Петра Дмитриевича. Он вернулся на высокую должность: первый заместитель начальника объединения по перевозкам госпредприятия «Мострансавто», где он ранее занимал должность заместителя гендиректора. Здесь он прожил период распада Советского Союза. В тот момент стране особенно требовались профессионалы высокого уровня, способные квалифицированно управлять предприятием в быстро меняющихся условиях становления капитализма. И в 1994 году Кацыв стал генеральным директором «Мострансавто».
На службе у государства
В начале 2000-х годов Петр Дмитриевич Кацыв сменил свою должность управленца на должность правительственного чиновника. В 2001 году он был назначен министром транспорта в правительстве подмосковного губернатора Бориса Громова, где проработал до 2012 года.
В 2003 году он также стал Зампредом правительства Московской области наряду с прежней должностью. При Громове он был ответственен за транспорт, связь, информатизацию, промышленную, научно-техническую и инновационную политику. Один из важнейших проектов, реализованных под руководством Петра Дмитриевича, – строительство Центральной Кольцевой Автодороги.
Этот проект является одним из важнейших для государства. Центральное автокольцо было задумано для того, чтобы уменьшить поток грузового транспорта на главных московских дорогах и перенаправить его на новую обходную дорогу. Проходя мимо населенных пунктов, она соединяет основные шоссе за пределами МКАД, проходящие через Москву.
Помимо того, что Петр Кацыв был ценен для правительства, его опыт был также востребован и в других структурах. В качестве члена Совета директоров аэропорта «Шереметьево» он контролировал вопросы безопасности, а его заслугами можно считать улучшение стандартов безопасности международной аэропортовой инфраструктуры. В своей должности он также наблюдал за развитием железнодорожных путей, соединяющих столицу с аэропортами.
В 2012 году, после ухода главы подмосковного правительства Бориса Громова, Петр Кацыв остался на своей должности, чтобы так сказать, «не попасть под раздачу», в отличие от общепринятой практики полной смены команды при приходе нового губернатора. Кацыву довелось также поработать с последующим главой правительства Сергеем Шойгу после ухода Громова. В 2012 году в роли министра подмосковного правительства он возглавил главное управление по взаимодействию с федеральными органами власти.
Инфраструктурные проекты в столице
В 2014 году Петр Дмитриевич Кацыв покидает государственную службу и возвращается в транспортную сферу. В октябре он был назначен вице-президентом ОАО «РЖД». Учитывая его опыт в развитии транспорта и работе в органах государственной власти, для него была создана новая структура, Центр по развитию московского транспортного узла, которую он возглавил. Задачами новой организации стала комплексная реорганизация малого железнодорожного кольца вокруг столицы, включая реконструкцию ветки, создание пересадочных пунктов и радиальных ответвлений.
Особой заслугой Петра Дмитриевича на новом рабочем месте стал проект реконструкции Московского кольцевого железнодорожного пути.
В 2016 году проект, разработанный Центром по развитию Московского транспортного узла под непосредственным руководством Кацыва, был признан одним из лучших в Московской области. При разработке проекта дорога была включена в транспортную систему города. По словам Петра Кацыва, до начала реконструкции МКЖД эта дорога была «ржавым поясом» города, считавшимся практически балластом до его прихода в РЖД.
Петр Кацыв, профессионал со многолетним опытом, воплотил в жизнь мировой тренд крупнейших мегаполисов, сделавших ставку на развитие общественного транспорта. Москва явно нуждалась в создании интегрированной транспортной системы в масштабах агломерации. Запуск в 2016 году движения поездов по Московскому центральному кольцу оказался ответом на современные потребности города. Однозначно можно сказать, что заброшенная железная дорога обрела вторую жизнь и стала одной из важнейших артерий столичного мегаполиса. Одно из главных заслуг Петра Кацыва – использование скрытых ресурсов инфраструктуры, к которым относилась никому не нужная железнодорожная ветка.
На сегодняшний день Московское Центральное Кольцо представляет собой:
- Интегрированную с московским метрополитеном систему перевозки пассажиров;
- 31 остановку;
- Возможность пересадки на 10 линий метро;
- 9 железнодорожных направлений имеют пересадки;
- 54 километра железнодорожных путей образуют Садовое кольцо на расстоянии до 9 километров.
Также планируется запуск беспилотных поездов на МКЦ в 2021 году.
В этом проекте Кацыв активно поддерживал эффективное взаимодействие с властями Москвы и Подмосковья, что способствовало развитию важного проекта для РЖД.
Заслуги Петра Дмитриевича были признаны.
В ноябре 2017 года он был назначен заместителем генерального директора и начальником Центра по развитию Московского транспортного узла ОАО «РЖД».
В 2019 году Кацыв ушел с последней на данный момент должности из-за достижения пенсионного возраста — ему исполнилось 66 лет.
Петр Дмитриевич Кацыв вступил в брак еще в молодости, и этот союз продержался до сегодняшнего дня. Его жена, Людмила Ейликовна Кацыв, посвятила свою жизнь преподавательской работе, начиная с учителя физики и заканчивая директором муниципальной школы №11 в Химках. Как и ее мужа, она всегда проявляла интерес не только к практической, но и научной деятельности. Она защитила диссертацию, имеет звание кандидата педагогических наук, и у нее также есть звание заслуженного учителя России.
В настоящее время Людмила Ейликовна возглавляет Ассоциацию «Лидеры образования Подмосковья». Их единственный сын, Денис, занимается бизнесом.
Проекты на века
Петр Дмитриевич Кацыв — имя, которое тесно связано с двумя важнейшими проектами в Москве. Он участвовал в строительстве Центральной кольцевой автодороги, чтобы разгрузить центр от грузового транспорта, а также в создании надземки, которую называют «легким метро».
Эти два проекта навсегда изменили жизнь жителей Москвы. ЦКАД еще не раскрыла свой потенциал, так как находится на стадии реализации, в то время как надземное метро уже считается великим строительством века. Петр Кацыв, безусловно, будет вписан в историю Москвы вместе с первыми строителями метро и другими знаменитыми реформаторами. Это станет лучшей наградой за его труд, кроме многочисленных званий и наград, которые он уже получил.