Пётр Николаевич Мамонов — замечательный русский артист, который сочетает в себе таланты музыканта, актёра, поэта и радиоведущего. Его творчество известно благодаря группе «Звуки Му» и главным ролям в фильмах «Такси блюз», «Остров» и других.
Его жизненный путь насыщен разнообразными событиями: яркие выступления с «Звуки Му», мировые гастроли, огромное количество поклонников, тяжелые периоды депрессии. Талантливый художник не ограничивается рамками какого-то одного искусства. Сегодня Пётр Мамонов — преданный отец и муж, приверженец православия, счастлив, что наконец-то нашел свое истинное призвание.
Детство и юность
Пётр Николаевич Мамонов пришел к этому миру 14 апреля 1951 года в известном Большом Каретном переулке в Москве, о котором пел Высоцкий. Его отец занимался инженерной работой, а мать была переводчицей скандинавских языков. У Петра также был сводный брат по матери по имени Олег.
Ещё в детстве будущий музыкант проявил бунтарскую натуру. Пётра исключали из двух школ из-за своих клоунских выходок, хотя учился он хорошо. К примеру, он был исключен из 187 школы за взрыв, который он устроил рядом с кабинетом химии. В школьные годы он также проявлял художественные способности. В его дневнике была запись: "Устроил цирк на уроке".
По словам друзей, Пётр отлично танцевал и, не имея специального обучения, мог исполнить шейк, твист и рок-н-ролл.
Интерес к музыке в Мамонова возник во время учебы в старших классах. Он создал дворовый ансамбль под названием «Экспресс», который исполнял песни таких западных групп, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», Led Zeppelin, а также многих других. Его вдохновением стали иностранные пластинки, доставленные отчимом друга из-за границы. Со временем Мамонова заинтересовали американские представители так называемой «чёрной» музыки, включая Рэя Чарльза, Майлса Дейвиса и Айка Тернера. Одним из друзей музыканта, Сергей Гурьев, считает, что это увлечение послужило основой для той «животной, буреломной русской дикости», которой отличалось творчество исполнителя.
В молодости Мамонов оказывался в различных юношеских переделках, принимал участие в драках «стенка на стенку». Однажды в схватке во дворе «Эрмитажа» он получил удар напильником в область сердца и едва уцелел. На груди у него остался характерный шрам.
Он одевался оригинально, как стиляга. Ради шумихи, он некоторое время носил в ухе в качестве серьги ручку от унитаза.
После окончания школы Мамонов поступил в полиграфический техникум, а затем, в 1979 году, поступил в полиграфический институт. Он овладел двумя языками: норвежским и английским. Сам он зарабатывал на жизнь – его мать приучила к этому (она закрывала на замок холодильник). Как и многие молодые люди, он то работал грузчиком, то стал кочегаром, то банщиком, а иногда и корректором в журнале «Пионер», либо работал по специальности, наборщиком в типографии. Все, что он зарабатывал, он тут же прогуливал с друзьями.
Для того чтобы уклониться от службы в армии, будущий рокер притворился сумасшедшим и в результате оказался в психиатрической клинике на обследовании. Там он встретился с Артемом Троицким, который впоследствии сильно повлиял на его музыкальную карьеру.
В 80-ые годы Мамонов проживал в коммунальной квартире в Чертаново и творил музыку. За это время у него накопилось около семидесяти песен, и в итоге он пригласил к себе Троицкого, который уже был известным музыкальным критиком. В 1983 году рок-группа «Звуки Му» была создана. В группу вошли гитарист Алексей Бортничук (брат Мамонова), клавишник Павел Хотин и бас-гитарист Липницкий.
Сам Мамонов играл на гитаре и выделялся своими криками, хрипами и молчаниями. Группа устраивала традиционные квартирники для того времени, знакомилась с другими андеграундными группами русского рока, такими как «Браво», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино». Концерты стали приносить доход. Первый концерт на настоящей сцене состоялся зимой 1984 года в актовом зале спецшколы №30, где учились Липницкий и Мамонов несколько лет назад. Согласно Троицкому, музыкант в то время представлял собой смесь «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».
В апреле 1985 года группа «Звуки Му» прошла прослушивание перед комиссией Московской рок-лаборатории, чтобы получить право на легальные выступления. Это решение вызвало негодование у некоторых музыкантов подпольной рок-сцены, которые увидели в этом предательство. В то время лидер группы, Петр Мамонов, уже был женат и имел троих детей, и ему нужно было обеспечить свою семью.
Поэтому он подписал коллективное письмо, осуждающее антиподпольную позицию, за что теперь сильно сожалеет. Под руководством рок-лаборатории группа дала несколько концертов, включая поездку в Латвию по приглашению местного рок-клуба. В конце 1986 года на выставке молодых художников «Звуки Му» дали свой лучший концерт, который был отмечен музыкальным критиком Сергеем Гурьевым в журнале «Юность». После этого группа с гастролями объехала всю страну от Владивостока до Харькова, вызывая разнообразную реакцию у зрителей.
Увлекательное поведение руководителя команды привлекло внимание молодого кинорежиссера Рашида Нугманова, именно поэтому он решил пригласить Мамонова на участие в съёмках фильма «Игла».
В 1988 году были выпущены два студийных альбома группы с названиями «Простые вещи» и «Крым», а также в Лондоне был выпущен виниловый диск с названием «Zvuki Mu». Именно Троицкий познакомил Мамонова с английским продюсером Брайном Ино, который также предложил им тур по западным странам. Музыканты посетили Венгрию, Италию, Францию, Германию и Великобританию. Перед этими гастролями группа впервые выступила на центральном телевидении в передаче «Музыкальный ринг», после чего отправилась на западное побережье Северной Америки.
Несмотря на увеличившуюся популярность, в 1989 году группа «Звуки Му» распалась после записи альбома «Транснадёжность». После ухода Липницкого, жены Мамонова, Ольга, взяла на себя руководство и оформление сцены коллектива.
Следующим шагом для Петра Мамонова стало восстановление группы "Звуки Му", где он пригласил опытных музыкантов: Евгения Казанцева на бас-гитаре и Андрея Надпольского за ударные. Этот состав смог создать совершенно новое звучание, создав плотную "стену звука". В 1993 году был выпущен альбом "Грубый закат", а в 1996 году — виниловый диск "Жизнь амфибий, как она есть". Из-за непостоянства лидера и его частых отъездов, группа распалась.
В 2003 году состоялось знаменитое выступление Петра Мамонова в программе "Земля-Воздух" на канале ТВС, где он впервые за долгое время исполнил старые песни "Звуков Му" и отвечал на вопросы музыкальных критиков. Это выступление получило огромный резонанс, и телестудии пришлось выпустить DVD-запись этого эфира.
В 2011 году Мамонов внезапно появился на фестивале «Рок на Волге» в Самаре, исполнив главный хит «Звуки Му» «Досуга-буги» и новую песню «Блюз скрытой тоски по дому одинокого человека».
Кино
У Петра Мамонова примерно двадцать ролей в кино. Зрители помнят его оригинальную игру в фильме Павла Лунгина «Такси блюз» (1990 год), где он исполнил глубокую драматическую роль пьяного саксофониста. Этот фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Следующие картины с участием музыканта («Анна Карамазова» (1991 год), «Нога» (1991 год), «Терра инкогнита» (1994 год), «Время печали не пришло» (1995 год) не имели такого успеха, но, возможно, остались интересными для поклонников Петра Николаевича.
В 2005 году зрители увидели другую сторону Мамонова в фильме Сергея Лобана «Пыль». На тот момент музыкант сменил свою жизнь, обратился к православию и переехал жить в деревню Ефаново Московской области. Фильм получил различные награды в области независимого кино.
В 2006 году все снова заговорили о Мамонове — вышел пронзительный по своей искренности фильм Павла Лунгина «Остров». В этом картина актёр практически не играет отшельника, искупающего своё малодушие в прошлом, он живёт на экране.
В 2009 году появился в кинотеатрах исторический фильм от Павла Лунгина под названием «Царь». Ивана Грозного сыграл Пётр Мамонов, а митрополита Филиппа – Олег Янковский. Несмотря на большие усилия, фильм не произвёл такого сильного впечатления на зрителей, как «Остров».
Годом своего участия в съемках расширенной версии фильма «Игла» «Игла Remix» Мамонов считает 2010. Он также специально записал свою лекцию о вреде алкоголизма для этой картины.
В 2011 году Мамонов принял участие в работе над фильмом «Шапито-шоу» художественной группы СВОИ2000, а затем вместе с Сергеем Лобаном выпустил видеофильм «Мамон + Лобан», посвященный теме гордыни и тщеславия.
В ноябре 2015 года в картине "Иерей-сан" режиссёра Евгения Баранова с Петром Мамоновым в главной роли также снялись Иван Охлобыстин, Надежда Маркина, Игорь Жижикин, Пётр Фёдоров и Кэри-Хироюки Тагава.
Театральные подмостки
Во время своей работы в театре, Пётр Мамонов был не только автором и постановщиком, но и основным исполнителем.
Начиная с 1992 года, он начал сотрудничать с Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского, где были поставлены его спектакли: успешный «Лысый брюнет» и менее удачный «Полковнику никто не пишет». В конце концов, Мамонов понял, что не может работать в коллективе, и у него зародилась идея делать моноспектакли, в которых он смог бы раскрыть все свои таланты без лишнего напряжения.
В 1997 году в театре Станиславского произошла премьера спектакля «Есть ли жизнь на Марсе?», основанного на одноактной пьесе Антона Чехова «Предложение». Этот проект был создан Петром Мамоновым. В спектакле исполнитель читал текст, под который играли аккорды гитары, куклы выходили на сцену вместо актёров. Эта нестандартная постановка имела успех, была показана в театре в течение четырёх лет и издана на DVD в виде смонтированных фрагментов.
Для празднования нового проекта, музыкального спектакля под названием «Шоколадный Пушкин», в 2001 году автор придумал совершенно новый жанр и назвал его лит-хопом. Текст был исполнен в стиле трип-хопа. На сцене звучали случайные аккорды гитары, и актёры совершали не связанные между собой вымученные движения. Спектакль прошёл на разных площадках Москвы в течение четырёх лет.
После длительного перерыва в 2012 году Мамонов создал моноспектакль под названием «Дед Пётр и зайцы».
Свой 65-летний юбилей на сцене Театра Эстрады музыкант отметил музыкальным спектаклем «Приключения Незнайки» (2016 год) в рамках нового проекта «Совершенно новые Звуки Му».
В 2019 году после операции на сердце Пётр Мамонов возобновил свою творческую деятельность.
Литературная деятельность
В 2005 году я опубликовал книгу под названием «Птица Зу», где поделился своими философскими мыслями. Также в этом году я выпустил аудиоальбом «Сказки братьев Гримм», где пересказал одну из сказок братьев Гримм. Я планировал создать моноспектакль на основе этого материала, но из-за финансовых проблем проект так и не состоялся.
С 2008 года на книжных полках начали появляться книги с афоризмами Петра Мамонова под названием «Закорючки». Пять вышедших томов содержат религиозные мысли автора.
Личная жизнь
Первый брак Петра Мамонова закончился из-за чрезмерного употребления им алкоголя, в результате чего родился его сын Илья.
В 80-е годы музыкант был влюблён в Ольгу Горохову и посвятил ей такие песни, как «Вчера ты дала мне», «Муха — источник заразы» и «Отдай мои вещи».
Уже много лет Пётр Мамонов состоит в браке с Ольгой, бывшей артисткой кордебалета. Она не только заботливая супруга и мать, но также является менеджером музыканта. У пары есть трое взрослых детей и даже внуки.
Во время интервью в передаче Бориса Корчевникова «Наедине со всеми» Пётр Мамонов поделился своей историей обретения веры и переезда в деревню. Он уверен, что семья – это малая церковь.
Журналисты часто навещают Петра Николаевича в его подмосковном «поместье». Он, как всегда, откровенно дает интервью, рассказывая о многом, что понятно каждому русскому человеку.
Смерть
Семнадцатого июля две тысячи двадцать первого года, Пётр Николаевич Мамонов скончался в больнице в Коммунарке, достигнув возраста семидесяти лет. Причиной его кончины стала инфекция COVID-19, вызванная коронавирусом. В начале июля, с первого числа, он был госпитализирован и находился в реанимации, где был присоединён к аппарату искусственной вентиляции легких.
Избранная фильмография
- 1986 Как только натянешь тетиву
- 1988 Игла
- 1990 Такси-блюз
- 1991 Нога
- 1991 Анна Карамазофф
- 1995 Ещё не наступило время горести
- 2005 Пыль
- 2006 Остров
- 2009 Царь
- 2010 Игла Remix
- 2011 Шапито-шоу
- 2013 Пепел
- 2014 Иерей-Сан
- 2017 Чай