Пол Пот, выдающийся политический и государственный деятель Камбоджи, занимал должность Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Кампучии и возглавлял движение Красных кхмеров. Он признавал себя последователем марксизма-ленинизма в сталинском воплощении и считал себя учеником Сталина, чьи идеи сформировали его как политического деятеля. Под его руководством была предпринята радикальная попытка перестройки общества с целью установления коммунистического строя, что привело к массовым репрессиям, этническим чисткам и голоду. Во время его правления произошел геноцид, в результате которого, по разным оценкам, погибло от 1 до 3 миллионов человек.
Детство
Жизнь Салота Сара, известного как Пол Пот, окутана тайной и многие ее аспекты остаются неизвестными из-за его стремления сохранять приватность. Считается, что он появился на свет в 1925 году в деревне Прексбаув в семье состоятельных кхмерских крестьян Пека Салота и Сок Нем, занимая восьмое место среди девятерых детей. С самого детства он был образован. Меак, его двоюродная сестра, обладала статусом кхун преаб ме неанг (что означает «дама, заботящаяся о женщинах») при королевском дворе и была любовницей наследного принца Сисовата Монивонга, от которого родилась ее сын Коссарак. Его старший брат, Лот Суонг, также служил при дворе, а сестра Салот Роёнг участвовала в исполнениях королевского балета и стала любовницей короля Монивонга.
Когда Сару было девять лет, его отправили к родственникам в Пномпень. После переезда он прожил некоторое время в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучил кхмерский язык и основы буддизма.
В 1937 году он поступил в католическую школу École Miche, где были заложены основы классического образования. Окончив ее в 1942 году, Сар перешел в Колледж Нородома Сианука в Кампонгтяме, где освоил профессию столяра и краснодеревщика. Попытка продолжить обучение в Лицее Сисовата в 1948 году закончилась неудачей из-за несдачи экзаменов, что вынудило его перейти в Техническую школу в Пномпене.
В 1949 году Сару была предоставлена государственная стипендия для обучения во Франции, где он должен был продолжить образование в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.
Приехав во Францию в 1949 году, Сар отправился в Париж для изучения радиоэлектроники.
Вспоминая о своем первом годе учебы в университете Парижа, Сар отмечал свои усилия в учебе и превосходную успеваемость. Летом 1950 года он отправился в Югославию, где работал в Загребе в течение почти месяца. В конце года его старый друг Иенг Сари приехал в Париж и познакомил его с Кенгом Ваннсаком, националистом с патриотическими убеждениями, с которым Сар ранее учился в Лицее Сисовата. Именно в квартире Ваннсака был организован марксистский кружок под руководством Иенга Сари и Рата Самоёна, где в числе прочего анализировался «Капитал» Карла Маркса.
В декабре 1952 года Сар покинул Францию и вернулся в Камбоджу, где поселился в доме своего старшего брата Лота Суонга в Пномпене. Через месяц он попытался установить связи с антифранцузскими партизанами и познакомился с Фам Ван Ба, представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ), просившим его вступить в КПИ, ссылаясь на свое членство в Коммунистической партии Франции. Фам Ван Ба позднее связался с Парижем через Ханой.
К августу 1953 года Сар стал членом Народно-революционной партии Камбоджи, сначала занимаясь пропагандой, а затем обучаясь в школе для партийных кадров. Фам Ван Ба описывал его как человека со средними способностями, но амбициозного и властолюбивого.
В 1950-х годах Салот Сар впервые начал использовать псевдоним «Пол», а с 1976 года он предпочел имя «Пол Пот». Предполагается, что первая часть его псевдонима, «Пол», была вдохновлена названием малой народности в северо-востоке Камбоджи (Pols, регион Khmers Leu), тогда как вторая часть, «Пот», была выбрана для создания гармоничного звучания.
Правление и репрессии
Сразу после захвата столицы Камбоджи, жители Пномпень, их численность составляла 2,5 миллиона человек, были вынуждены покинуть город в течение 72 часов.
Идея переселения горожан в деревню была обсуждена на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии Камбоджи еще летом 1971 года, но тогда она не была одобрена. Однако за несколько месяцев до падения столицы, на закрытом заседании второго национального конгресса Национального объединения камбоджийских коммунистов, предложение о переселении было принято без возражений со стороны лидеров «красных кхмеров», за исключением Ху Юна, который высказывал протесты. По его мнению, города приводили к неравенству среди населения. Гражданам объясняли, что город был источником порока, и настоящий смысл жизни можно понять только трудясь на земле, выращивая рис и борясь с джунглями. Также говорилось, что каждый камбоджиец должен вернуться к жизни крестьянина.
Статистика из 1979 года свидетельствует о том, что только 41% из 100 семей, эвакуированных из столицы, выжили.
Среди вынужденных покинуть Пномпень были и родственники Салота Сара, потерявшие с ним связь с начала 1960-х годов. Его старший брат Салот Чхай умер во время пути, а другой брат, Лот Суонг с женой Чеа Сами, вернулись в родную провинцию Компонгтом, где занялись сельским хозяйством. Их единственный сын, племянник Салота Сара, Пан Тхуол, умер от голода и издевательств в Баттамбанге. Из начальных 3 миллионов жителей Пномпень осталось всего 20 тысяч человек, в основном военнослужащие, офицеры и чиновники. 18 апреля население покинуло Риём, а к концу апреля — Пойпет, Пайлин и другие поселки. В это же время проводилась переселение сельских жителей из восточной части страны в западную и наоборот.
В пустой столице 23 апреля тайно появился Салот Сар и расположил свой первый штаб неподалеку от железнодорожного вокзала, устроив вокруг двойную оборону.
В период с 25 по 27 апреля 1975 года в Пномпене, прошел Чрезвычайный Национальный конгресс, на котором было заявлено о намерении нового правительства создать в Камбодже < title >«национальное сообщество согласия», основанное на идеалах равенства и демократии, исключая эксплуатацию и эксплуатируемых, богатых и бедных. Все граждане должны были трудиться. Новое правительство Пола Пота поставило перед собой три главных задачи: прекратить эксплуатацию крестьянства, избавить Камбоджу от зависимости от других стран и восстановить порядок в стране, установив строгий политический режим для борьбы с хаосом.
Население Камбоджи было разделено на три группы: «основной народ», включая жителей сельских районов; «новый народ» или «люди 17 апреля», то есть жители городов и деревень, ранее находившиеся под контролем американских войск или сил Лон Нола, которым требовалось серьезное перевоспитание; и третья категория – интеллигенция, реакционное духовенство, служившие в госаппарате прежних режимов, офицеры и сержанты армии Лон Нола, ревизионисты, обучавшиеся в Ханое, которые подлежали масштабной чистке. Эти меры предвещали начало одной из самых трагических страниц в истории Камбоджи, приведя к массовым репрессиям, голоду и смертям миллионов людей.
В Камбодже проживают более двадцати этнических групп, среди которых кхмеры составляют наиболее численное большинство. Эти народы активно участвовали в гражданской войне, внесли значительный вклад в победу над правительством Лон Нола. По данным Кермана, доля этнических меньшинств в населении Камбоджи до революции превышала 15%. Интересно, что многие из личных охранников Пол Пота происходили из этих меньшинств. Таинг Ким Мен, один из телохранителей, отмечал, что когда охранники говорили на кхмерском языке, он «не понимал ни слова». Например, с 1967 по 1975 год телохранителем Пол Пота был Фи Фуон, представитель народа джараи; также известны случаи, когда телохранителями были люди из племени тапуон.
Тем несмотря на это, в период правления Красных Кхмеров, этнические меньшинства столкнулись с геноцидом. В Конституции Демократической Камбоджи 1976 года не упоминались никакие этнические группы. Журнал, издававшийся в Пекине, утверждал, что «народ Демократической Кампучии состоит из кхмеров (99% населения) и многочисленных национальных меньшинств, живущих как одна большая семья, объединенная в строительстве и защите страны».
Массовые репрессии затронули лао, кула (бирманцев), расселенных в районе Пайлина, и другие народности. Тайское меньшинство в Кохконге к началу 1975 года насчитывало около 20 тысяч человек, но после 7 января 1979 года выжило только 8 тысяч.
В контексте «пограничной войны» с Вьетнамом, вьетнамцы столкнулись с особенно жестоким преследованием. Были убиты или вынуждены бежать тысячи вьетнамцев. Ученый из Австралии, Уилфред Бэрчетт, отметил, что с 17 апреля 1975 по 20 октября 1978 года из Камбоджи в СРВ перебрались около 270 тыс. вьетнамцев, большинство из которых были обессилены и страдали дистрофией. Согласно данным Сливинского, исчезло 37,5% вьетнамцев и 38,4% китайцев.
Мусульмане, включая чамов и малайцев, также стали жертвами жестоких репрессий. С начала октября 1975 года все чамы были выселены, а их поселения переименованы в кхмерские. Кроме того, чамам было запрещено собираться вместе и вступать в браки внутри своего сообщества. Их детей зачастую передавали на воспитание в кхмерские семьи. По оценке Бена Кирнана, преследования привели к гибели половины чамского населения, а Сливинский указывает на уничтожение 40,6% чамов.
Действия красных кхмеров привели к трагической судьбе и боли для миллионов людей, уничтожению целых этнических и религиозных общин, а также к необратимым потерям в культурном и религиозном наследии Камбоджи.
Оппозиция
С самого начала периода правления Красных Хмеров возникли протесты, которые со временем приобрели общенациональный масштаб. Одним из первых значительных восстаний стало восстание жителей провинции Сиемреап в сентябре 1975 года.
В ноябре того же года восстание организовали чамы в деревне Треа. В результате деревня была уничтожена, а выжившие чамы были жестоко казнены, их головы разбивали мотыгой.
В 1977 году в феврале 650 солдат 170-й дивизии, отвечающей за защиту Пномпень, восстали. Подавление восстания было жестоким: командира дивизии Ча Края расстреляли, а троих других руководителей живьем сожгли на столичном стадионе.
В апреле того же года вспыхнуло восстание в Чикренге, провинции Сиемреап, продолжавшееся неделю, но также жестоко подавленное. В этих протестах начали участвовать даже представители правящей власти. В мае 1977 года 6 офицеров, включая Хун Сена, перешли на сторону Вьетнама и предложили свою помощь в борьбе против режима Пол Пота.
В Кохконге началось восстание под руководством одного из партийных лидеров провинции Сай Бутхонга, которое превратилось в партизанское движение, затруднявшее транспортное сообщение и экспортные поставки риса.
В 1978 году в одном из военных округов страны началось восстание под руководством 1-го заместителя председателя Государственного президиума Сор Пхима. Это событие подчеркнуло значимость и серьезность внутреннего противодействия красным кхмерам. Эти восстания стали ярким доказательством массового недовольства и сопротивления жестким методам управления, которые применяла новая власть. В итоге это привело к дальнейшему возрастанию напряженности в отношениях с соседним Вьетнамом и к падению режима Пол Пота.
В 1975 году, 17 апреля, в истории Юго-Восточной Азии произошло важное событие: когда красные кхмеры взяли Пномпень, северовьетнамские войска завершили великое наступление и разгромили силы Южного Вьетнама, а 30 апреля захватили Сайгон. Это привело к воссоединению двух частей страны и положило конец длительной Вьетнамской войне. В результате победы вьетнамских коммунистов Китай изменил свою политику по отношению к Вьетнаму. После этого между Кампучией и Вьетнамом начались вооружённые столкновения, которые американские чиновники рассматривали как «войну через посредников» между СССР и Китаем, в свете советско-китайского раскола, по словам советника президента США Збигнева Бжезинского.
Конфликт, в котором Китай, вступивший в альянс с Камбоджией, и просоветский Вьетнам оказались на разных сторонах, оказался для них вызовом. Благодаря помощи из Пекина, численность армии полпотовцев выросла с 50 до 70 тысяч человек в период с 1975 по 1977 год.
В мае 1977 года «красные кхмеры» начали провоцировать вооруженные столкновения на территории Вьетнама, совершая десантные высадки на островах и вторгаясь в пограничные районы. Пол Пот оправдывал действия командиров на границе.
Экстремистский национализм «красных кхмеров», направленный против вьетнамцев как внутри страны, так и на территории Вьетнама, подогревал конфликт. Пол Пот обращался к истории Ангкорской империи и заявлял о враждебности Вьетнама, который он считал главным врагом Камбоджи.
С апреля 1977 года по декабрь 1978 года на границе Камбоджи и Вьетнама происходили кровавые бои, в результате которых произошла массовая резня в деревне Батюк, где были убиты тысячи мирных жителей.
Этот конфликт привел к вмешательству Вьетнама, который в декабре 1978 года начал полномасштабное вторжение в Камбоджу. Это привело к свержению режима красных кхмеров и установлению поддерживаемого Вьетнамом правительства Хенга Самрина, что отметило начало новой эры в истории страны.
Итоги правления
- В июле 1979 года в Пномпене состоялся Народно-революционный трибунал, который провозгласил виновность Пола Пота и Иенг Сари в геноциде и приговорил их к смертной казни в их отсутствие.
- Трибунал также обвинил китайское руководство в поддержке политики красных кхмеров.
- Цифры жертв геноцида значительно различаются — от нескольких тысяч (по словам самих красных кхмеров) до 3,1 млн человек согласно некоторым источникам.
- В 1983 году комиссия подсчитала, что в 1975-1978 годах погибло 2,7 млн человек, и еще 568 тысяч пропали без вести.
- Лидеры красных кхмеров отрицали масштабы геноцида или вменяли вину «вьетнамским агентам».
- Официальное расследование лидеров красных кхмеров, оставшихся в живых, началось лишь в 2006 году по решению специального трибунала.
Жизнь Пола Пота была исполнена драматических событий и резких поворотов судьбы. Родившийся в обычной кхмерской крестьянской семье Пек Салота и Сок Нем, мальчик рос, не предвидя ничего необычного. Но революционные идеи захватили его ум, и он целиком посвятил себя коммунистическому движению.
Его первой супругой стала Кхиеу Поннари, убежденная сторонница красных кхмеров, которую прозвали «сестрой номер один» и «матерью революции». Ее безоговорочная преданность делу гранила с фанатизмом. Она была неизменной частью жизни Пола Пота, поддерживая его идеи и амбиции ценой огромных жертв.
После падения режима красных кхмеров Пол Пот долгое время прятался в джунглях. Там, в непроходимых зарослях, он встретил свою вторую супругу — простую крестьянку, имя которой история предпочла не сохранить. Она родила ему дочь Ситу, или Сар Патчаду.
Сита выросла вдали от цивилизации, в атмосфере постоянного страха и отсутствия всего. Только в 1986 году, когда диктатор уже был при смерти, она впервые увидела мир за пределами джунглей. Свободолюбивый характер девушки не позволил ей принять идеи «Красных Кхмеров». Сбросив оковы, Сита выбрала для себя богемный образ жизни на северо-западе Камбоджи, неподалеку от тайской границы.
В 2014 году появилась информация о ее браке. Но детали этого события до сих пор остаются тайной.
Смерть
Тайна окружает смерть камбоджийского диктатора Пол Пота, лидера «красных кхмеров». По официальной версии, он скончался 15 апреля 1998 года от сердечной недостаточности, однако экспертиза указывает на отравление. Существуют также гипотезы о болезни, подхваченной в джунглях, или даже о самоубийстве. Близкие к диктатору отказываются предоставить тело для тщательного расследования, вызывая подозрения в заговоре.
По имеющейся информации, тело Пола Пота было кремировано вместе с его личными вещами — тростью и бумажным веером — через несколько дней после предполагаемой даты его смерти в Анлонгвэнге. Интересно, что позже это место посещали многие паломники, молящиеся за упокой души бывшего лидера Камбоджи.
Таинственная и противоречивая информация о смерти одного из самых скандальных диктаторов ХХ века все еще ведет к многочисленным дискуссиям и догадкам у историков, которые стремятся пролить свет на тайны последних дней жизни Пола Пота.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.