Поль Сезанн — выдающийся французский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Он создал более 800 картин, выполненных маслом, и не подсчитанное количество акварельных работ, из которых многие были уничтожены самим мастером. Наверняка каждый знаком с его произведениями, такими как «Девушка у пианино», «Пьеро и Арлекин», «Натюрморт с драпировкой».
В 1874 году на выставке в Париже были впервые представлены работы импрессионистов, таких как Клод Моне и Огюст Ренуар. Картины вызвали бурю негодования у критиков, которые оценивали полотна по устаревшим канонам классической живописи. Также работы Поля Сезанна подвергались жесткой критике. Его творчество трудно отнести к какому-то одному художественному стилю, так как все его картины уникальны по-своему.
История жизни Поля Сезанна насыщена удивительными и иногда горькими событиями. Но это неудивительно, ведь жизнь великого художника просто не могла быть обычной. Давайте попробуем разобраться, в чем отличие между талантливым и гениальным художником? Как правило, художественный талант проявляется еще в детстве. Ребенок проявляет интерес к рисованию и удивляет окружающих своими уникальными художественными способностями. Но с Полем Сезанном было совсем иначе. Ни в детстве, ни в юности он не проявлял никакого таланта, но по прошествии многих лет его назвали одним из величайших художников постимпрессионизма. Сегодня его работы украшают самые знаменитые музеи мира, а его картины продаются на аукционах за огромные суммы.
Детство и юность
Родители Поля проживали в Франции, в небольшом городке Экс-ан-Прованс, когда он появился на свет 19 ноября 1839 года. В семье Сезанн было трое детей: Поль, а также две сестры Мария и Роза. Его мать, Анна, работала продавщицей в семейном магазине, занимаясь торговлей фетровыми шляпками. Женщина была скромной и не имела образования, но очень любила своих детей, особенно старшего сына, защищая его от жестокости отца. Поддержку и понимание Поль мог найти только у неё.
Картина с названием «Девушка у пианино» изображает женщину, занимающуюся рукоделием на заднем плане, которая является единственным сохранившимся изображением матери художника. Отец Поля, Луи Огюст, был считался властным и очень предприимчивым человеком. Он был торговцем фетровыми шляпами, стал одним из ведущих ростовщиков в Экс-ан-Провансе и впоследствии открыл собственный банк. В детстве Поль не испытывал нежных чувств к отцу, между ними не было доверительных отношений, и он боялся его. В 1849 году по требованию родителей Поль пошел в школу Сен-Джозеф, а в 1852 году отец перевел его в колледж Бурбон. Несмотря на все негативные черты отца, нужно отдать ему должное: он обеспечил сыну достойное образование.
Школьные годы и формирование мировоззрения
Юный Сезанн проявил себя как талантливый человек в различных областях, особенно в учёбе в школе. Учителя отмечали его прилежность и способности, часто вознаграждая его грамотами за достижения. Особенно он был увлечён математикой, но и сочинения писал на отлично.
Учёба в колледже принесла Сезанну новые знакомства, в том числе с Эмилем Золя. Это знакомство привило ему любовь к миру книг и поэзии, которая стала его страстью. Он писал стихи на французском языке и латыни, знал наизусть произведения Гомера и Вергилия, и спустя много лет цитировал их. Однако в то время он абсолютно не показывал интереса к изобразительному искусству.
Луи Огюст мечтал, что Поль продолжит семейное дело, и для этого необходимо было изучать право, и он заставил его поступить в университет на юридический факультет. Юноша с удовольствием проводил время в городском музее, наслаждаясь живописными полотнами, и почувствовал желание самому создавать произведения искусства. По счастью, он смог договориться с отцом, который разрешил ему посещать школу живописи вечерами после учебы, при условии, что он продолжит изучать право, и даже разрешил ему организовать дома небольшую мастерскую.
Отношения с отцом оказали негативное воздействие на формирование личности юного таланта. Его замкнутость и отчужденность были особенно яркими чертами его характера. Он предпочитал избегать общения с людьми и шума, находя утешение только в живописи и уединении.
Единственный друг
Вступив в одно время в защиту своего товарища по классу, юный Эмиль Золя, он обретет навсегда верного друга. Поль особенно ценил эту дружбу, ведь сам по природе был скрытен и застенчив. Их связывала крепкая 40-летняя дружба.
Эмиль, отправившийся в Париж, чтобы испытать свои литературные способности, настойчиво уговаривал друга отправиться с ним. Однако юноша боялся противиться своему деспотичному отцу.
Тем не менее, согласившись на настойчивые приглашения Эмиля и получив разрешение от строгого родителя, Поль отправился в Париж в гостях к другу на два месяца. Их многолетняя дружба внезапно закончится, когда Поль Сезанн прочтёт произведение Эмиля Золя «Творчество» и осознает, что главный персонаж — неудачник и самоубийца, похож на него.
Покорение Парижа
В 1861 году Поль наконец-то переехал в Париж. Теперь у него открылась возможность изучать живопись в студии Сюисса. Под влиянием работ молодых художников он отошел от академического стиля и начал настойчиво искать свой собственный. Он готовится поступить в Академию художеств. Юноша проводит много времени в Лувре, где он копирует произведения знаменитых художников Рубенса и Тициана.
Знакомство с Камилем Писсарро положило начало его творческому пути в искусстве живописи. Этот опыт помог ему овладеть техникой раздельного нанесения красок и научил выбирать правильные тона для своей палитры. Основным направлением его работы стали пейзажи. Влияние импрессионизма Писсарро не прошло бесследно для Поля, но он всё же оставался преданным геометрии пространства и строгой гармонии, что делало его творчество уникальным среди импрессионистов. Возможно, именно Писсарро был единственным, кто первым увидел гениальность Сезанна и предрек ему великую славу. Однако сомнения в своих силах заставили его преждевременно прервать учёбу и уехать.
В 1983 году на выставке в Салоне произведение Эдуарда Мане, названное «Завтрак на траве», не получило признания публики, но оно изменило его взгляд на живопись. Также в этот период он встретился с Фредериком Базилем, а позднее познакомил Сезанна с Марком Глейером, чьи выпускники включали в себя таких мастеров, как Клод Моне и Огюст Ренуар.
Несмотря на скромный и застенчивый характер, он не смог войти в круг молодых и амбициозных импрессионистов, а отказ Салона выставлять его работы еще раз заставил его отказаться от живописи. В 1894 году он вернулся в свой родной город, но только на непродолжительное время. Несмотря на это, он продолжал упорно трудиться. Поль решил вернуться в Париж и представить свои новые работы на выставке в Салоне, но и в этот раз он не добился признания жюри. Его работы были отклонены.
Приехав в Экс-ан-Прованс, Сезанн вновь углубился в написание портретов. Но несмотря на все усилия, год работы был напрасным. На выставке в Салоне его работы были высмеяны, насмешливые комментарии зрителей окончательно подорвали его уверенность. Однако он не сдался и не пытался угодить критикам, убежденный в правильности своего творчества.
Поддержка Эдуарда Мане, который положительно отозвался о его работах, наконец-то вернула Поля Сезанна уверенность в себе, которая ему так необходима была.
Живопись
Созревшие творения Сезанна отличались взрывным, выразительным стилем, к которому присущи были произведения под названием «Убийство» и «Натюрморт с черепом и подсвечником», а эротический настрой перерастал в фантастическую сцену в «Оргии».
В 1870-х годах Поль начал создавать этюды, развивая технику мелкого мазка до совершенства. «Дом повешенного» прекрасно демонстрирует это, являясь одной из его самых импрессионистских работ. Он сумел создавать картины с обширным панорамным охватом, достигая в них величественной эпичности, примером этому служит его полотно «Берега Марны». Натюрморты занимают особое место в его творчестве, например, «Горшок с геранью и фрукты» и «Натюрморт с яблоками и апельсинами». В детстве ему была подарена корзинка с яблоками от Эмиля Золя, и его пророческая фраза: «Яблоками я покорю Париж» впоследствии стала реальностью, когда его натюрморты с яблоками действительно покорили требовательную публику Парижа.
В конце 1880-х — начале 1890-х годов, в своих работах Сезанн вдохновляется жанром фигурной живописи. В некоторых его произведениях, таких как «Пьеро и Арлекин», серия картин «Игроки в карты» и последующие, он постепенно сокращает количество изображаемых людей и убирает лишние детали. В написанных им портретах можно увидеть простых людей, проживающих в его родном Провансе. Казалось бы, ему под силу любой жанр. В его коллекции присутствуют превосходные автопортреты, пейзажи, натюрморты, а также жанровые картины, созданные масляной краской.
Перечислить все картины Сезанна займет много времени, однако хочется выделить несколько известных произведений: «Мост в лесу», «Гора Сент-Виктории», «Море в Эстаке», «Вид Гарданны». Он справедливо считается мастером постимпрессионизма, его творения оказали влияние на целое поколение художников XX века и определили новое направление в искусстве.
Личная жизнь
Когда речь заходит о личной жизни Поля Сезанна, который избегал обязательств и не был общителен, особенно в отношении женщин. Но в 1869 году он встретил женщину, которая смогла изменить его отношение. Её звали Мария-Гортензия Фуке. Эта встреча произошла в Париже, когда Полю было тридцать лет. Одиннадцать лет разницы не помешали ему влюбиться в молодую натурщицу, и в 1872 году она родила ему наследника.
Ни один из них не стремился к браку, и их отношения оставались тайной на протяжении достаточно длительного времени. Страхуясь разозлить отца, Сезанн скрывал Мари и сына. Только в 1886 он усыновил своего ребенка и официально оформил свои отношения с Мари-Гортензией.
Поль и его супруга отличались друг от друга привычками и взглядами на жизнь, и в основном они жили раздельно, он в Провансе, а она в Париже, однако Мари была единственной женщиной в его жизни. За двадцать лет брака он нарисовал 24 портрета своей жены. Даже после развода она продолжала быть его моделью.
Последние годы
В 1904 году выдающийся художник Поль Сезанн получил заслуженное признание своего таланта. Его произведения были выставлены в целом зале на Салоне осенью того года, что принесло ему первый большой успех и триумф. Однако его здоровье было значительно подорвано обострившимся диабетом.
Ослабленный организм Поля, страдающего хроническим диабетом и воспалением лёгких, не оставил никаких шансов на выздоровление. Несколько дней он пребывал в состоянии бреда, называя имя своего умершего друга Эмиля или звал свою жену Мари и сына. Видя безнадёжное состояние брата, его сестра Мария позвала к нему священника и сообщила о его состоянии Мари-Гортензии. И 22 октября 1906 года его прислуга обнаружила его мёртвым.
Только на следующий день после приезда жены и сына было объявлено о смерти великого художника. Похоронили Поля Сезанна на кладбище Сен-Поль в его любимом городе Экс-ан-Провансе.