Полина Осипенко установила более шести мировых рекордов на самолетах, как одна, так и вместе с другими пилотами, став одной из первых женщин, удостоенных звания Героев.
Сейчас мало кто знает о ней, даже среди тех, кто живет на улицах, названных в ее честь.
В частности, именем Полины Осипенко названы сорт сирени, предприятие на крымском полуострове, грузовое судно, и в 1985 году один из кратеров на Венере. Также были названы село, где она родилась в Запорожской области (вероятно, сейчас переименовано из-за украинской борьбы с советским прошлым). И курортный город, который с 1939 года назывался Осипенко, а в 1958 году вернул свое прежнее имя Бердянск (вероятно, из-за борьбы с культом личности).
Однако существует иная версия происхождения исторического названия Бердянска. В 1958 году в сибирской тайге случайно были обнаружены обломки самолетов, оказавшиеся ПС-84 и ТБ-3, а также останки 16 человек…
Но о подробностях этой ранее засекреченной трагедии, связанной с именем Полины Осипенко, мы раскроем позже, а также о других сомнительных эпизодах ее яркой и удивительной, хотя короткой жизни.
Детство и трудовая деятельность
Полина появилась на свет как Аполлинария в украинском селе Новоспасовка, сейчас известном как населенный пункт Бердянского района в Запорожье. По официальной версии, она была девятым ребенком в многодетной семье бедного крестьянина, но на самом деле ее семья принадлежала к ремесленникам в богатом казачьем селе.
Окончив два класса церковной школы, ее родители заставили заниматься хозяйственными работами и ухаживать за чужими детьми. По официальной версии, семья Полины вступила в колхоз в 1927 году, где она сначала работала птичницей, а затем, после обучения на курсах птицеводов, стала заведующей колхозной птицефермой.
Качинская школа летчиков
Согласно одной из официальных версий биографии Осипенко, она написала письмо Ворошилову, в другой — на личной встрече с ним в школе летчиков «Качинская», куда она не сразу поступила, а работала официанткой, уборщицей или заместителем заведующего столовой этого учебного заведения, просила включить ее в число курсантов. И знаменитый комдив согласился на ее обучение в этой школе.
Фактически, в 1926 году Полина вышла замуж за летчика Степана Говяза, что сильно повлияло на её увлечение авиацией. Причина заключалась в том, что только в 1931 году Полина, теперь уже Говяз, смогла переехать к своему мужу, который тогда служил в Качинской школе летного состава. Семья так долго не могла быть вместе, вероятно, из-за того, что в то время было непросто выйти из колхоза, особенно специалисту, учитывая то, что Полина отучилась на курсах птицеводов в 1930 году.
Пожалуй, обращение к Ворошилову было направлено именно на то, чтобы её отпустили к мужу, который был военным.
Она работала в столовой училища по просьбе мужа, который оказывал ей протекцию. А так как аэродромы этого военно-учебного заведения были расположены в разных местах, поэтому обеды курсантам и офицерам-инструкторам доставляли на У-2. Полина летала на этом самолете в качестве представителя столовой и имела возможность «порулить» «кукурузником» во время частых перелетов, после того, как раздавала борщи и котлеты на аэродромах.
Именно это, как считали мы, стало главной причиной поступления в школу летчиков, тем более, что она не была единственной женщиной-курсантом этого училища. Согласно списку выпускников, кроме Полины Гавяз, в 1933 году военными летчиками стали еще шесть представителей женского пола, в числе которых была ее подруга Вера Ломако.
В будущем она станет вторым пилотом у Полины Осипенко при установлении двух рекордов на самолете-амфибии МП-1 бис. Сокращение этого гидросамолета означает, что это «морской пассажирский» первой модификации.
Кроме них, в 1938 году Марина Раскова выступала в качестве штурмана в рекордных перелетах. Сначала они совершили полет по замкнутому кругу над Крымом, преодолев расстояние 1749 км за девять часов. Затем по маршруту Севастополь — Архангельск они пролетели на МП-1 расстояние 2416 км за десять с половиной часов.
Однако нам следует немного подождать, так как до этого произошли и другие события, которые повлияли на карьеру и судьбу Полины.
Здравствуй, страна героев!
Затем последовали слова из этой песни: «страна мечтателей» и обязательно «страна рекордов». Эти слоганы были на ротации в молодой стране, которая нуждалась не только в лозунгах, но и в молодых героях и установлении новых рекордов.
После окончания Качинского училища Полина работает пилотом в авиаподразделении, расположенном в Бобруйске. Здесь она вторично выходит замуж за командира авиационной группы, Александра Осипенко.
Что касается судьбы ее первого мужа, Степана Говяза, то она трагична, как и весь период, официально романтический, но на самом деле трагический период истории СССР. Когда Полина училась в Каче, ее мужа переводят служить под Ростов, где он становится жертвой политических репрессий, и его след теряется в лагерях.
В 1937 году, после произнесенных слов, она совершает свой первый полет на МП-1, достигнув высоты 8 886 метров и превзойдя итальянскую летчицу Негронэ почти на 3 000 метров. Через три дня она установила еще один рекорд, поднявшись на высоту 7 605 метров с грузом в полтонны, а затем с грузом в 1 тонну совершила посадку на гладь севастопольской бухты.
Последующие рекорды были установлены на дальность полетов, за что летчицы были награждены орденами Ленина и повышены в звании.
Последний рекорд
В результате того, что произошло, ее самым значительным достижением в составе женского летного экипажа на самолете Ант-37, который носил название «Родина», стал рекордный полет в сентябре 1938 года по маршруту Москва-Дальний Восток без посадки, преодолевший расстояние в 6 тысяч 459 километров. Благодаря этому подвигу Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова стали первыми женщинами-героями СССР.
В течение 10 дней продолжались поиски летчиц на огромной территории от Урала до Дальнего Востока.
После участия в первомайском параде над Кремлем, Полина Осипенко погибла во время испытательного полета в слепую, или по приборам, 11 мая 1939 года.
Кстати, в стене Кремля и замурован был ее прах.
В 1958 году были обнаружены обломки двух самолетов и 16 останков военнослужащих, которые были найдены в тайге. В результате столкновения двух самолетов во время поисковых работ экипаж Гризодубовой, только четырем десантникам удалось выжить, выпрыгнув с парашютами из самолета ТБ-3.
Остальные 16 членов экипажей и десантников-поисковиков, в том числе начальник поисковых работ, Герой СССР, погибли. На них не было организована эвакуация и похороны, а выжившим было запрещено раскрывать информацию о произошедшем.