Полина Виардо, известная испано-французская певица, композитор и вокальный педагог, несмотря на то, что многие её современники XIX века считали её не очень красивой, смогла завоевать множество сердец мужчин и оставить свой след в их памяти. Её талант и удивительные вокальные данные сделали её известной во всем мире, и даже в то время, когда красивая внешность не гарантировала успех на большой сцене. Её уникальная внешность помогла ей стать одной из самых уважаемых леди в мире музыки, обгоняя всех других красавиц.
Детство и юность
18 июля 1821 года в столице Франции появилась на свет Полина. К несчастью, у этой женщины, смогшей завоевать сердца многих поклонников своего таланта, не было привлекательной внешности, и значительная часть современников считала ее далеко не красавицей. Однако как только «божественная» артистка вступала на сцену и начинала исполнять свои композиции, её лицо в мгновение ока преображалось.
С каждым днем армия фанатов Полины продолжала расти. В ее числе были и известные личности. Например, известный русский писатель Иван Тургенев влюбился в певицу в 1843 году, после того как услышал ее выступление в опере «Севильский цирюльник». Через два года писатель покинул Родину, чтобы следовать за Полиной, и в конечном итоге их отношения были настолько близки, что Тургенев почти стал членом семьи Виардо. Он заботился о четырех детях Полины, как о своих собственных, и поклонялся женщине до самой ее смерти. Полина была критиком творчества писателя, а ее светская позиция и связи представляли Тургенева в самом выгодном свете. Однако подлинная природа их отношений до сих пор остается предметом споров.
Кроме этого, Виардо имела дело с другими известными личностями, среди которых особенно стоит выделить Гектора Берлиоза и Шарля Гуно.
Творчество
Известная своим вокальным талантом и драматическим мастерством Полина Виардо вдохновила на великие произведения знаменитых композиторов, в том числе Джакомо Мейербера, автора оперы «Пророк». В этом произведении искусства она стала первой женщиной, которой было дано честь исполнить партию Фидес.
Она никогда не называла себя композитором, но фактически самостоятельно создала три музыкальных сборника, а также выступала в качестве сокомпозитора и помогала в написании музыки для ролей, которые были созданы специально для нее. Позднее, уже завершив свою творческую биографию и завершив выступления на сцене, она создала оперу под названием «Последний колдун».
Она свободно говорила на нескольких языках, включая испанский, французский, итальянский, английский, немецкий и русский. Популярность этой исполнительницы достигла таких высот, что Жорж Санд, написав роман «Консуэло», сделал Виардо прототипом главной героини.
Личная жизнь
Луи Виардо познакомился с певицей по совету Жорж Санд.
Характер мужа сильно отличался от темпераментной Полины. Однако, их личная жизнь была далека от романтики и счастья. Луи испытывал нежные чувства к своей жене, уважал ее и не мучил ее беспричинной ревностью. Но даже Жорж Санд, которая была благосклонна к мужчине, считала его достаточно скучным, как ночной колпак. В своем дневнике женщина написала, что Полина и Луи любили друг друга «без гроз и страсти».
Из этого обычного брака родились дети: дочери Клоди, Луиза-Полина, Мариана и сын Поль. Однако, некоторые сообщения утверждают, что отец Поля, Семенов, имел твердое убеждение в этом вопросе — он был Тургенев.
В 1863 году Полина вынуждена была покинуть сцену и уехать с семьей из Франции (ее муж не одобрял правление Наполеона III) в Германию. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась в Париж. Там Полина начала преподавать вокал в Парижской Консерватории. Она занималась этим до смерти мужа, которая произошла через 20 лет после переезда. Также Полина владела музыкальным салоном на бульваре Сен-Жермен.
В 1910 году Полина Виардо ушла из жизни, окруженная любящими родственниками. Могила певицы находится на кладбище Монмартра в столице Франции. В 1874 году знаменитый писатель Тургенев приобрел в Буживале дом и парк для Виардо.
Она была известна как женщина-загадка, женщина-чудо, уродливая красавица — ей присваивались самые разные эпитеты, но в любом случае, ее считали прекрасным человеком, замечательной певицей, и большинство людей восхищались ею, она была своего рода творческим наркотиком. На ее прекрасный голос, как пчелы на мед, сбегались многие поклонники вокального искусства. Даже ушед из этого мира, Полина оставила неизгладимый след в памяти не только музыкантов, но и художников, а также литературных деятелей.