Порфирий Иванов – создатель религиозной секты, разработчик методики оздоровления, известный целитель XX века. Он верил в свое бессмертие и призывал людей ходить босиком и без одежды.
Детство и юность
Паршека, как его называли близкие, провел свои младшие годы в селе Ореховка Екатеринославской губернии. Он родился в феврале 1898 года в семье шахтера Корнея Иванова и был самым старшим среди 9 детей. Его имя было дано в честь преподобного Парфения Лампсакийского, по святцам.
Школьное образование было не таким обширным, как хотелось бы, но Порфирий закончил 4 класса в возрасте 12 лет и начал работать с 1910 года. После некоторого времени батрачества он последовал примеру отца и стал шахтером.
В возрасте 19 лет мужчину призвали в Русскую армию, однако в боевых действиях он не участвовал. В 1918 году его демобилизовали, и с того времени начались постоянные перемены мест работы. Порфирий не мог задержаться надолго нигде, даже партия не приняла его, хотя он когда-то был увлечен ею.
К 1928 году Иванов с семьей переехал в город Красный Сулин. Здесь его осудили за мошенничество, и он провел примерно 11 месяцев на лесоповале в Архангельской области, после чего вернулся домой. Затем с 1931 по 1933 год он жил в Армавире, но затем вернулся в Красный Сулин, где задержался на долгое время.
Кардинальные перемены
До 35 лет жизнь Порфирия Иванова была обычной для жителей деревни: пьянство, сквернословие, насилие над женой и расточительство. Но 25 апреля 1933 года его внезапно просветила «Идея». По легенде, в этот день у него поставили смертельный диагноз, и он решил изменить свою жизнь, отказавшись от многих благ цивилизации. Он начал закалять свое тело босохождением и обливаниями холодной водой. В течение следующих 50 лет он оставался верен своей идее, совершенствуя систему оздоровления тела и духа.
Весь весенний и летний сезон 1934 года Порфирий, в очередной раз остающийся без работы, отправляется бродить по Донбассу. Он отказывается от обуви, ходит только в шортах, голодает и старается достичь единения с природой. В процессе своих размышлений Иванов постепенно приходит к мысли о целительстве, передаче здоровья от одного человека другому. Он интуитивно разрабатывает собственный метод и начинает его применять.
В 1935 году Иванов убедился, что его метод действенен. Он почти полностью отказался от ношения одежды и обуви, начав проповедовать свои идеи. За это его задержала милиция на ростовском базаре, после чего он был отправлен в психиатрическую больницу. Здесь ему поставили диагноз «шизофрения» и присвоили I группу инвалидности.
В 1936 году Порфирий отправился в Москву, чтобы принять участие в утверждении новой Конституции страны. Свои размышления о гарантировании прав умалишенных и заключенных он решил объявить прямо на Красной площади. Там его арестовали за то, что он был без одежды и обуви, после чего отвезли на Лубянку, а затем в Матросскую тишину. Его спасло то, что у него был диагноз, полученный в ростовской психбольнице. Порфирий провел 67 дней в следственном изоляторе, а затем его в одежде вернули в его место жительства.
Благодаря статусу психиатрического больного Иванов не был призван на фронт в годы Великой Отечественной войны. Однако Красный Сулин оказался под немецкой оккупацией, и по некоторым свидетельствам, в этот период Порфирий вызывал большой интерес у немецкой администрации. Его исследования по переносимости холода были под пристальным наблюдением.
Следующим важным этапом в борьбе Иванова с режимом был 1951 год. В Москве арестовали Порфирия Корнеевича по обвинению в антисоветской агитации. По приговору от 14 апреля его отправили на принудительное лечение в больницу тюремного типа. С 1951 по 1954 год Порфирий находился в разных спецучреждениях: в Ленинграде, Чистополе, Казани, а также провел некоторое время в Таганской тюрьме. Полную реабилитацию от статуса врага советской власти ему дали только после его смерти, в 2008 году.
Иванов провел около 10 лет на свободе, но затем был вновь арестован по обвинению в мошенничестве на территории Кировоградской области. В сентябре 1964 года экспертиза в институте Сербского признала его психически больным, и уголовное дело было закрыто. Однако Иванова отправили на повторное принудительное лечение в спецлечебницу в Казани, где он пробыл до 1967 года, а затем был переведен в психбольницу в Ростовской области, откуда вышел на свободу в 1968 году.
В ноябре 1975 года Иванов собирался в Москву на XXV съезд КПСС, но власти опередили его, сняв с поезда и отправив в психиатрическую лечебницу до весны. Затем его ученики под расписку забрали из Новошахтинска.
Учитель
К 1971 году было широко известно о деятельности Порфирия Иванова во всем Советском Союзе. Он приобрел множество последователей, которые возвели «Дом учителя» в Луганской области, на хуторе Верхний Кондрючий. В 1976 году они уговорили Порфирия Корнеевича переехать туда.
В конце 70-х годов XX века учение Иванова приобрело окончательные контуры. Он воспринимал людей как целителя, написал гимн из 8 строк «Слава жизни» и имел множество последователей. Однако главным было то, что он сам являлся живым примером эффективности закаливания. Круглый год Иванов ходил по улице босиком, с голым торсом, в длинных трусах-шортах до колен. Он отрастил длинные волосы и бороду, в стиле индийских йогов, и выглядел весьма впечатляюще.
К началу 80-х годов XX века интерес к феномену Иванова проявили журналисты. Некоторое время корреспонденты «Огонёк» жили в его «Учительском доме». В журналах и газетах обсуждались необычные методы закаливания.
Система «Детка»
До 1982 года Порфирий Иванов передавал свои наставления своим ученикам, главным образом, устно. Однако в августе 1982 года в журнале «Огонек» появилась специальная статья о нем. Этот материал вызвал огромный отклик у читателей, множество писем пришло в редакцию. В ответ на это Порфирий Иванов создает текст под названием «Детка» — это своего рода сборник правил, по которым в дальнейшем жили его последователи. Название было выбрано не случайно, так как Порфирий Иванов обращался к своим ученикам таким образом.
Основные мысли, которые содержатся в «Детках», напоминают заповеди. Иванов призывает воздерживаться от употребления спиртного и других вредных привычек, соблюдать пост 1 раз в неделю, употреблять пищу в умеренном количестве, ходить босиком по траве и снегу, практиковать обливания и отказываться от одежды. Подобные советы давал и Порфирий Корнеевич, рекомендуя своим последователям проявлять милосердие и наслаждаться жизнью.
Даже ЦК КПСС Брежневу Иванов отправил свои рекомендации, и получил стандартный ответ с благодарностью от представителей Минздрава СССР. Однако внедрение «Детки» на общем уровне происходило медленно.
Наследие
За свою жизнь Порфирий Иванов вел дневниковые записи, их число превысило 330 к моменту его кончины. Среди учеников ходили отпечатки и самиздатные версии его записей.
Рукописи Иванова были без знаков препинания, абзацев и заглавных букв, поэтому их приходилось отредактировать перед публикацией. В настоящее время большинство документов представлено в экспозиции краеведческого музея Свердловска.
Личная жизнь
В отличие от своей личной жизни, Порфирий Иванов был далек от того, чтобы быть одиноким затворником. Первая влюбленность юноши случилась еще в его родном селе. Он безумно полюбил некую Анну, но она отдала предпочтение другому. Возмущенный Порфирий пришел в церковь в день свадьбы, сбил со святого места священнослужителя и устроил скандал. Лишь вмешательство представителей власти помогло утихомирить его.
В 1918 году Порфирий вступил в брак. Его избранницей стала девушка из его собственного села — Ульяна, девушка по фамилии Городовиченко. Вскоре после свадьбы новобрачная забеременела. Однако Порфирий, кажется, не был готов изменить свою жизнь из-за семьи. В селе его знали как буйного, склонного к выпивке и известного гуляку. В общем, из Иванова не получилось примерного супруга.
Вскоре у Порфирия и Ульяны родился сын Андрей, который стал отцовской гордостью. Однако он погиб в годы Великой Отечественной войны, не оставив потомков. В 1925 году у этой пары родился второй сын, Яков. Позже появилась дочь, но она умерла в младенчестве, и даже ее имя осталось неизвестным.
Но наличие детей не гарантировало семейного счастья. Иванов не стеснялся изменять жене и уходить от нее к другим женщинам, но возвращался. Они прожили вместе до смерти законной супруги, которой уже не стало в 1974 году. Она упала с сеновала и получила серьезные травмы, но муж не позволил ей обратиться к врачам, леча ее холодными обливаниями и голоданием, что только ускорило печальный финал. Жена не получила необходимой медицинской помощи, и система оздоровления не сработала.
К в то время в доме семьи Ивановых уже проживала дама, которую часто называли второй, неофициальной супругой Порфирия. Ее звали Валентина Сухаревская. Она была на 13 лет моложе Порфирия Корнеевича, следовала его учению и оставалась рядом до самого конца жизни целителя. Учитывая, что примерно с 70-х годов XX века Иванов призывал к аскетизму, их личные отношения, подобные отношениям супругов, вызывают много вопросов.
Порфирий Иванов прожил 85 лет и скончался в своем доме, окруженный своими последователями. Его похоронили на кладбище хутора Верхний Кондрючий. Причина смерти осталась неизвестной, так как из-за его почтенного возраста не проводили вскрытие. Известно, что в последние дни у Иванова были сильные боли в ноге, и были предположения о развитии гангрены из-за переохлаждения тканей. Однако это не могли достоверно подтвердить.