Преподобный Сергий Радонежский — биография и житие святого

Святой Сергий Радонежский является почитаемым православным святым и игуменом Русской церкви. Он также известен как основатель нескольких монастырей и воплощение святости и духовности. Благодаря его трудам был основан знаменитый Свято-Троицкий монастырь.

Детство

О легендарном старце ходят много легенд. Не оставил святой никаких письменных источников о себе, но его духовные наставления широко известны.

Рассказывают предания, что Сергий родился в знатном боярском роду. У бояр появился сын, который в будущем должен был стать великим святым. Усадьба Марии и Кирилла находилась недалеко от Ростова Великого. Несмотря на благородное происхождение, родители мальчика были скромными и мирными людьми, отличались спокойным нравом и серьезным отношением к жизни.

Хотя боярин Кирилл часто бывал в Орде с князьями и был ими доверенным лицом, он жил довольно скромно. Его семья вела скромное домашнее хозяйство, больше похожее на крестьянское, чем на жизнь богатого дворянина. Первоначально мальчика, который появился на свет у родителей, назвали Варфоломеем. Мальчуган часто помогал с уходом за родительскими лошадьми. Будущий святой вырос скромным и послушным ребенком, не избалованным и выполнял любую возможную работу.

Сергий Радонежский

В духовной традиции православия родители святого старца считались благочестивыми и справедливыми людьми, которые отличались религиозностью. В их семье всегда радушно принимали бедных, странников и юродивых. Кирилл и Мария оказывали помощь нуждающимся.

У мальчика уже с детства начали происходить чудеса. В семь лет он начал изучать богослужебные тексты в церковной школе, которую посещал вместе со своим братом. Несмотря на усердие и старания, мальчику не удавалось освоить грамоту, в отличие от брата, который учился хорошо. Неудачи в учебе часто приводили к горю и слезам у будущего святого. Товарищи издевались над ним, а учитель наказывал.

Перед современным человеком возникает сцена, которая остается актуальной спустя шестьсот лет. Будущий святой, пока что молодой парень, стоит и грустит. Понятно, ведь его отец поручил ему пасти жеребят, которые куда-то исчезли. Лошади пропали, несмотря на то, что мальчик обыскал всю округу и звал их, но нигде не было видно жеребят. Маленький пастух был огорчен, потому что несмотря на свою мечтательность и предпочтение уединения, он привык выполнять свои обязательства добросовестно.

И вот случилось первое чудо из тех, которыми была украшена жизнь этого святого. Он увидел под старым дубом старца, священника черноризца. Старец все понял, но все же спросил:

— Что ты ищешь, мальчик?

Пусть теперь ты получишь дар понимания Священного Писания. Ты сможешь писать и читать лучше, чем другие товарищи и братья. Пусть это будет тебе благословением.

Сергий Радонежский

Непонятно, о чем старик и его ученик говорили дальше. Однако мальчик пригласил монаха к себе домой. Родители приняли старца по обычаю того времени – как святого путника. Под руководством монаха мальчик начал читать псалмы, хотя у него были проблемы с грамотой. Тогда старик вручил ему книгу и приказал читать.

Мальчик взял книгу в руки, и все удивились, как хорошо он читал псалмы.

Гостей угостили обедом. За столом разговаривали о чудесах, происходивших с мальчиком. Монах подтвердил, что отныне Варфоломей будет хорошо читать и понимать святые тексты.

Мальчик Варфоломей был быстрого роста. Он начал увлекаться церковной традицией еще в раннем детстве и продолжил в подростковом возрасте. Когда ему исполнилось едва ли не двенадцать лет, юноша стал поститься, отказываясь от еды по средам и пятницам. Этот факт часто вызывал разногласия между его матерью и будущим святым. Мало известно о раннем детстве будущего игумена. Единственное, что известно, — это то, что с ранних лет жизнь молодого человека была наполнена ежедневными молитвами.

Отбытие в Радонеж

Некоторые источники утверждают, что будущий святой изучал греческий язык, на котором написаны все священные тексты Православной Церкви. Исследователь Т. Крючков считал, что святой мог получить образование в Ростове.

Вскоре семья столкнулась с финансовыми трудностями и вынуждена была переехать в небольшой городок под названием Радонеж. Это событие определило дальнейшую судьбу будущего святого. Один из источников описывает, как семья потеряла свои деньги из-за постоянных поездок князя в Орду, которого сопровождал отец семьи, а также из-за частых набегов татар на Русь. Семья была вынуждена платить дань и давать оброки Орде, а урожай не всегда был богатым. Иногда семья сталкивалась с нехваткой хлеба. Другие источники утверждают, что родственники святого были вынуждены покинуть свое место жительства.

Сергий Радонежский

Однако самым разрушительным для семьи стало вторжение татар, а также лишение высокопоставленных жителей Ростова власти, имущества и почестей. Считается, что на момент переезда Варфоломея ему было около двенадцати лет.

Мнения историков о будущем молодого церковника сильно расходятся. Известно, что после смерти его родителей молодой человек решил уехать в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился его брат Стефан, потерявший ранее свою жену. Однако мужчина оставался там недолго — постоянные отречения и посты не делали его счастливым и становились тяжким бременем для его дальнейшей жизни. Вместе с братом Варфоломей решает создать свою собственную небольшую церковь. Церковь была деревянной и стояла одиноко посреди бескрайнего леса. Монах основал церковь в честь Святой Троицы. Впоследствии, маленькая церковь превратилась в большой храм.

Основание церкви

Стефан понимал, что ему будет трудно приспособиться к строгому образу жизни монаха. Вскоре он решает отправиться в московский монастырь, где впоследствии станет игуменом. Варфоломей остается один, но не надолго – вскоре святой зовет к себе игумена Митрофана. Монах постригает молодого человека, и теперь святой носит имя Сергий. На тот момент будущему игумену было всего 23 года.

Митрофан помог молодому ученику освоить священные тексты. В течение семи дней Сергий оставался в церкви, молился и воздерживался от пищи. Его единственным пропитанием были просфоры, которые передавал наставник. Когда Митрофан решил покинуть ученика, Сергий попросил у священника благословение – он решил вести отшельническую жизнь. Игумен поддержал решение молодого человека, но вскоре покинул радонежскую церковь, и Сергий снова остался в одиночестве.

Сергий Радонежский

Молодой мужчина в изоляции начал видеть странные образы. Перед ним появлялись отвратительные существа и звери, нападающие на него. Позже он рассказывал, что во время утренней молитвы сам дьявол и его призраки появились возле него сквозь стену. Эти ужасные существа пытались выгнать монаха, угрожали ему, но молодой человек продолжал молиться, и его молитва помогла – скоро ужасные образы исчезли.

Вопрос, сколько времени сможет продержаться в одиночной келье молодой послушник, оставался открытым. Особенно страшно, возможно, было осенью и зимой, когда зимние бури выли и стонут, как существа из его видений. Но святой был настойчив, полюбил Бога в своем сердце и продолжал жить как затворник. Некоторое время он провел в полном одиночестве.

Хотя монах вел уединенный образ жизни, слухи о нем давно ходили по земле радонежской. К нему начали приходить люди, просившие его взять их к себе. Однако монах пытался отговорить гостей, говоря, что отшельнику трудно жить среди одинокого леса. Он помнил, как тяжело было его брату вести праведную жизнь, полную лишений. Несмотря на это, святой принял нескольких страждущих в свою обитель.

Сергий Радонежский

Было построено двенадцать комфортных кельй, окруженных забором, чтобы дикие животные не могли проникнуть внутрь. Кельи были расположены под высокими деревьями. Недалеко от них братья высадили небольшой сад, плоды которого украшали скромные обеды.

Сергий был примером для своих учеников. Он сам строил кельи, переносил тяжелые бревна и вел скромную жизнь. Мужчина молол зерно, пек хлеб, готовил еду и шил одежду для учеников. И в жару, и в холод у него была одна одежда. Несмотря на скромную пищу и суровые условия, здоровье у Сергия было крепким. Монах также отличался в служении.

В течение многих лет Сергий жил в пустыне рядом с монахами. Со временем церковь превратилась в полноценный монастырь. Стал вопрос выбора настоятеля, и многие хотели видеть на этом посту Сергия. Однако он отказывался, опасаясь властолюбия.

Другие монахи и старцы просили его стать игуменом, ведь именно он основал церковь своими руками. Но братья угрожали уйти, если он не согласится стать игуменом. И в конце концов он уступил.

Сергий Радонежский

Для того чтобы стать игуменом, нашему герою потребовалось получить разрешение у митрополита московского. Однако митрополит был отсутствовал. Сергий в компании двух старцев решил отправиться пешком к заместителю митрополита. Там святой получил разрешение и поручение — он должен воспитывать других послушников и служить для них примером. После возвращения в родную радонежскую чащу именно этим мужчина и занялся. Жизнь новоиспеченного игумена оставалась такой же скромной – он сам изготавливал свечи, готовил еду, и занимался посильной работой.

По прошествии некоторого времени из Смоленских земель к нему прибыл архимандрит Симон. Он услышал о святости Сергия и решил сделать значительное пожертвование церкви. Благодаря этим средствам монастырская община смогла построить новое здание. С увеличением количества послушников появилась необходимость строить новые кельи. Игумен радонежский много работал – вел беседы с новоприбывшими и старался найти с ними общий язык.

Несмотря на строительство нового здания и увеличение числа послушников, церковь придерживалась прежних порядков. Жизнь там была подчинена строгим правилам. Не было общей трапезы, новые монахи должны были обеспечивать себя сами. Считалось, что они должны вести уединенный образ жизни, размышляя о своих грехах или молясь. Иногда они копировали священные тексты или занимались иконописанием. Пустые разговоры не одобрялись.

Игумен лично работал без устали, что требовал и от своих подчиненных.

Обитель

Несмотря на прибытие многих новых жителей, монастырь оставался одним из самых нищих. Иногда не хватало вина для литургии, заканчивался воск или масло для лампадок. Литургию приходилось откладывать на неопределенный срок, а вместо свечей использовались лучинки. Часто не хватало даже еды. Когда в монастыре вспыхивала особая нужда, монахи начинали жаловаться после двух голодных дней. Недовольные пришли к игумену.

– Вот, — сказал один из монахов, — мы видели в тебе образец для подражания и во всем следовали за тобой, а теперь голодаем из-за того, что ты не разрешаешь нам просить милостыни. Мы вынесем только один день, а завтра покинем твой монастырь и больше не вернемся. Мы не можем терпеть такую нужду.

Игумен вразумил монахов своими словами. Но едва он закончил свои речи, как зазвучали у ворот – привезли хлеб. В комнаты вбежал привратник:

Монастырский настоятель благословил подарок, и скоро ворота прокатились тяжело нагруженные хлебами повозки. На столах было уже накрыто богатое угощение. Святой с улыбкой воскликнул:

— Пусть алчущие накормят тех, кто привез пищу, и позвучит приглашение к общему трапезничанию.

Сергий Радонежский

По приказу Сергия все отправились в церковь, чтобы выразить благодарность за милость Божию. Лишь после молитвенной службы иноки могли приступить к трапезе. Хлеб был теплым и мягким, и на время все забыли о своих нуждах. Игумен оставался тем же самым – скромным и равнодушным к богатству, ведя скромный образ жизни, который сохранит до конца своих дней.

Многие люди описывали Сергия как человека мирного и спокойного. У него был тихий голос и спокойные движения. Он был выражением святости русского народа, духовной силы. В его душе отражались как бы цветы поля, красота русской земли. Все в нем говорило о простоте, духовной святости, легкости и ясности. Люди, страждущие, приходили, чтобы увидеть великого святого. Скоро о старце заговорили по всей стране, и он подружился с митрополитом Алексием. Сергий многое сделал для своей общины — он улаживал конфликты, и благодаря его усилиям было построено много новых монастырей.

Игумен требовал от своих подчиненных более строгого уклада, соответствующего первохристианским правилам. По его велению все монахи должны были жить в одинаковой бедности и равенстве. Наш герой был занят – ему приходилось контролировать строительство новых келий, кладовых, амбаров и трапезной. Но основная его забота заключалась в духовном руководстве своих прихожан – монахи обращались к нему в тяжелые моменты, искали поддержки и благословения. Все, кто мог трудиться, обязаны были это делать, а собственность была запрещена.

Сергий Радонежский

Сергий был не в состоянии управлять возросшим общиной один, и поэтому решил пригласить нескольких помощников. Обычно первым помощником игумена становился келарь, который отвечал за казну, управление внутренним хозяйством церкви и урегулирование судебных дел.

В то время монастыри занимались собственным земледелием. Вокруг церкви было поле, где выращивался хлеб. Эту работу обычно выполняли монахи, иногда также привлекали наемных крестьян, а порой помогали и люди, желавшие поддержать монастырь. Келарю приходилось много заботиться и трудиться.

Кроме того, важным лицом был духовник, которого избирали из самых опытных и знающих монахов. Его задачи включали исповедь и поддержку других членов общины.

Экклезиарх играл не менее важную роль, ведя наблюдение за порядком в монастыре. В то же время, монашество пониже было ответственно за уборку церкви, хранение книг и выполнение прочих поручений игумена.

Постепенно монастырь разросся до сложной организации, похожей на мини-государство со своими законами. Этим всем управлял Сергий, который старался выполнять свои обязанности с полной самоотдачей и вниманием. Из маленькой церквушки в диких местах монастырь превратился в настоящий оплот духовности и православия. К его зданиям вели широкие дороги, а путники могли отдохнуть в просторных комнатах. Здесь могла остановиться каждая душа – от простого крестьянина до князя.

В то время ведущими духовными лидерами в России были митрополиты Алексий и Петр. Последний дал благословение Москве и позже умер за свой родной город. Он лично посещал Орду и получал охранную грамоту для всего православного духовенства. Духовный наставник был ценным советчиком для князя и защищал интересы простых людей.

Сергий Радонежский

Митрополит Алексий происходит из знатного рода бояр, его предки занимали высокие должности и обладали большим влиянием. На иконах обоих митрополитов всегда изображены вместе. На их головах белоснежные клобуки, их лица потемнели от времени и страданий, а седина блестит в их бородах и волосах. Современные люди нашего времени считают митрополитов защитниками и покровителями столицы.

Когда Сергий вышел на самостоятельный путь, Орда уже потеряла свою прежнюю мощь. Со временем татары ослабели, внутри Орды начались расколы. Русское государство приобретало все больше свободы, маленькие города объединялись в одну страну. В период внутренних раздоров в Орде, Русь постепенно укреплялась и росла.

Однако внезапно возникла новая угроза — ханом Орды стал Мамай. У него были огромные политические амбиции, и он стремился вернуть власть над молодой Русью. Татарский правитель решает нанять воинов, заключает союзы с правителями соседних государств. Все указывало на то, что война была неминуема.

В это время правил князь Дмитрий, которому предстояло встретиться в сражении с коварным врагом. Молодой князь понимал, что от его смелости и действий зависит будущее его родной страны. Скоро должно было состояться сражение, а Русь еще только готовилась…

Алексий чувствовал, как жизненные силы покидают его. На смертном одре он обратился к своему старому другу Сергию с просьбой занять его место. Но игумен из Радонежа отказался. Его имя уже стало широко известно, его благословение ждали и боялись перед скорой войной. Сергий был в недоумении: он не мог себе представить, чтобы благословить на кровопролитие. Он задал себе вопрос: смог бы сам Христос поступить так?

Объединение Руси

Все были в курсе, что только объединенная Русь могла противостоять опасному врагу. Князь Дмитрий вместе с другими князьями и воеводами прибыл в Лавру. Все события проходили в торжественной обстановке, так как требовалось принять срочные решения и выступить против врага. Страна действительно объединилась перед угрозой нападения.

Затем все присутствующие были приглашены на молебен. Во время службы приходили вестники с новостями о продвижении врага, что требовало быстрого реагирования. Игумен Радонежский обратился к князю и попросил его остаться на трапезе. Дмитрий послушался старца и остался. На трапезе игумен начал свою речь:

— Ты пока не будешь носить победный венец смертью, но многие из твоих друзей будут увенчаны ими.

Сергий Радонежский

После трапезы все встали из-за стола. Игумен окропил собравшихся святой водой и сказал князю:

— Не бойся врага, иди, Бог поможет тебе.

Затем старец наклонился к уху князя и шепнул: «Ты победишь». И князь поверил.

Игумен решил отдать Дмитрию двух опытных вояк, которые стали монахами. Они решили пойти на врага без оружия и защиты. Монахи были вооружены только крестами. Иноки оделись в белые одеяния и приняли свою долю.

Вскоре князь оказался в Коломне. Через несколько дней войска Руси перешли реку Оку и приблизились к Дону. Воеводы засомневались — что делать дальше? Нужно ли ждать врага на месте или лучше переправиться, если придут татары?

Сергей предвидел развитие событий и отправил князю послание с посланником. В письме было сказано, что Дмитрию следует двигаться только вперед, и Святая Троица поможет ему в этом.

Сергий Радонежский

Разразился грандиозный поединок! По древним повествованиям, началась схватка между двумя героями – Пересветом и Челубеем. Русский герой поразил врага, но сам пал отважной смертью. Началась общая схватка, простиравшаяся на десять верст. Правильно отметил когда-то Радонежский игумен, что были нужны мученические венцы — много было павших. Сам же Сергий вместе с другими монахами проводил время в молитвах. Он молился за победу, за святых мучеников, которые отдали свои жизни за правое дело и свободу родной страны.

Во время молебна старец рассказывал о ходе битвы, произнося имена усопших и сразу же молясь за их упокой. И когда молебен завершился, от Сергия прозвучало заветное слово «Победили».

Смерть преподобного

В 1392 году осенью скончался великий старец Сергий. Много лет прошло с тех пор, но слава его духовных подвигов до сих пор живет. Он основал памятник духовности и архитектуры старой Руси — Троице-Сергиеву Лавру. Кругом уже давно не слышен рев медведей, дремучие леса не поднимаются над старой церковью, но в монастыре до сих пор совершаются молебны. Тысячи людей приезжают сюда: кто-то чтобы уйти от суеты жизни, кто-то надеется на чудо. В свою жизнь Сергий помогал своим прихожанам и даже после смерти не оставляет страдающих. Он был причислен к святым и до сих пор почитается как монахами, так и обычными людьми. Благодаря его усилиям были основаны другие монастыри, где и по сей день принимают новых послушников и верующих.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий