Французский писатель-новеллист Проспер Мериме написал десятки произведений, которые стали классикой мировой литературы благодаря своей исторической достоверности и художественному воображению.
Мериме — один из самых известных европейских писателей 19-го века, чьи сюжеты вдохновляли кинематографистов и оперных композиторов. Мало кто знает, что он профессионально изучал этнографию, археологию и историю архитектуры. Его книги станут отличным источником достоверных исторических данных, изложенных в максимально увлекательном стиле для любителей путешествий во времени.
Детство и юность
28 сентября 1803 года родился французский писатель в семье богатых парижан. Родители единственного сына были членами культурной элиты общества: известные столичные музыканты, художники, философы и поэты часто бывали в их доме. Отец с матерью увлекались живописью, поэтому мальчик с детства был увлечен этим видом искусства. Он интересовался не только картинами великих художников, но и произведениями литераторов-вольнодумцев 18-го столетия.
В детстве Проспер выучил английский язык и латынь. В семье будущего писателя ценили английскую культуру, которая передалась ему от его прабабушки, долгие годы проживавшей в Англии. Неудивительно, что среди гостей семьи было много англичан.
Часть ранней жизни Мериме прошла в районе Далмации, куда его отец был отправлен по работе. Здесь мальчик познакомился с местным фольклором, который оставил глубокий след в его душе. В восьмилетнем возрасте он поступил в Императорский лицей, сразу же начав учиться в седьмом классе. После окончания учебного заведения он стал студентом юридического факультета знаменитой Сорбонны.
Родители мечтали, чтобы их сын стал успешным адвокатом, однако самому Просперу такая перспектива не нравилась. После университета он был отправлен на службу к графу д’Аргу, выдающемуся министру "июльской монархии". Вскоре писатель получил должность старшего инспектора архитектурного наследия, и именно это занятие вдохновило его на написание первых литературных произведений.
Творчество
От лица вымышленного автора, писательницы Клары Гасуль, Мериме опубликовал первый сборник своих пьес. Еще одной мистификацией начинающего писателя стал сборник сербского фольклора под названием «Гузла», которым он якобы собрал в Далмации. Однако вскоре выяснилось, что специально для этой книги Мериме сочинил "народные" песни, что даже поразило таких опытных литераторов, как Пушкин и Мицкевич.
Впоследствии была выпущена историческая книга «Жакерия», которая рассказывает о средневековом крестьянском восстании. В драме без украшений автор описывает все ужасные детали восстания, вызванного авторитарной политикой государства. Также Проспер подробно изучил борьбу за власть, развернувшуюся между феодалами и клерикалами во времена правления Карла IX. Эти два произведения стали истинными шедеврами мировой литературы, хотя широкую известность Мериме принесли его новеллы.
Путешествия Прозорливого Мериме по различным странам всегда вдохновляли его на создание новых произведений. Его уникальный талант наблюдения за особенностями народов помогал ему создавать яркие литературные образы. В новеллах "Коломба" и "Маттео Фальконе" он описал темпераментных жителей Корсики, а в "Венере Илльской" — черты французского характера. Последнее произведение имело мистическое настроение и считалось самым лучшим творением писателя.
Личная жизнь
Французский писатель вел активный образ жизни и был известен своим успехом у женщин. Интимные подробности его жизни стали известны после его смерте, когда его пикантные письма были опубликованы его любовницами и друзьями. Он всегда сопровождался знаменитым писателем Стендалем, который также славился своим образом жизни.
Историки считают, что самая длительная любовная связь у Проспера была с Шарлоттой Делесер, которая была замужем за богатым банкиром. Про верность ловелас не беспокоился, продолжая вести несколько романов одновременно.
Одна из страстей писателя – Женни – приобрела популярность после опубликованной переписки между ею и известным литератором. Девушка инициировала письмо, выдавая себя за вымышленного Алджернона Сеймура, которую, по ее словам, заинтересовала идея создания иллюстраций к роману «Хроника царствования Карла IX». Проспер уцепился за удочку и продолжил переписку, стремясь добавить еще одну победу в свой дневник любовных завоеваний. В то же время писатель привлек своих друзей из Англии, чтобы они узнали как можно больше о личности незнакомки.
До встречи Женни и Проспера в реальной жизни прошло несколько месяцев. Писатель скрывал свое общение с девушкой, чтобы не навредить ее репутации, так как у него была "официальная" любовница. Только близкие друзья – литератор Стендаль и адвокат Саттон Шарп – знали об их отношениях. Они ограничились лишь короткой интрижкой, затем их связь переросла в чистую дружбу.
В середине 1850-х годов Проспер почувствовал себя в одиночестве, стареющим человеком. Около пятнадцати лет он провел с овдовевшей матерью, но вскоре и она ушла из жизни. К этому времени Мериме разорвал отношения со своей долголетней возлюбленной Делесер и практически отказался от беззаботного образа жизни. Творчество больше не приносило удовольствия, наступала неизбежная старость.
Смерть
В 1860-е годы автор новелл начал сталкиваться с серьезными проблемами со здоровьем, когда у него начались астматические приступы, а также проблемы с сердцем.
В 1867 году Мериме сменил климат, переехав в Канны. Здесь 23 сентября 1870 года он скончался, измученный прогрессирующим заболеванием.
Этот период был временем войны с Пруссией, и задолго до своей смерти писателя не покидало ощущение надвигающейся катастрофы. В столице у новеллиста остались библиотека и архив, которые позже были уничтожены во время военных действий. Личные вещи и многие ценности достались прислуге, однако писателю было уже не до этого.
Известного мастера похоронили на кладбище Гран-Жас вблизи Канн. После его смерти был выпущен сборник «Последние новеллы», а также письма к друзьям и возлюбленным.
Избранные произведения
- 1829 — «Хроника царствования Карла IX»
- 1829 — «Маттео Фальконе»
- 1829 — «Таманго»
- 1829 — «Видение Карла IX»
- 1829 — «Взятие редута»
- 1829 — «Федериго»
- 1830 — «Партия в триктрак»
- 1830 — «Этрусская ваза»
- 1832 — «Письма из Испании»
- 1833 — «Двойная ошибка»
- 1834 — «Души чистилища»
- 1837 — «Венера Илльская»
- 1840 — «Коломба»
- 1844 — «Арсена Гийо»
- 1844 — «Аббат Обен»
- 1845 — «Кармен»
- 1869 — "Локис"
- 1870 — "Джуман"
- 1871 — "Голубая комната"
- 1825 — "Театр Клары Газуль"
- 1828 — "Жакерия"
- 1830 — "Недовольные"
- 1832 — "Заколдованное ружье"
- 1850 — "Два наследства или Дон-Кихот"
- 1853 — "Дебют авантюриста"