Кто такие старообрядцы и староверы на самом деле?
Протопоп Аввакум и его связь с расколом русской церкви
Аввакум — 2014. Полная версия истории
Протопоп Аввакум — биография
Протопоп Аввакум — священник Русской церкви, писатель и святой старообрядец, известен как автор знаменитого произведения «Житие протопопа Аввакума».
История России богата яркими личностями, сыгравшими значительную роль в ее развитии. Протопоп Аввакум — один из таких людей, чье имя всегда будет вызывать уважение и почтение. Он проявил огромную стойкость и мужество в годы гонений, с самого детства приучая себя к аскетизму и отказываясь от мирских удовольствий. В 17-ом веке он пользовался большим авторитетом в России и был основным противником патриарха Никона. Его считали праведником и мучеником, и его мученическая смерть стала причиной окончательного раскола в православной церкви. После его сожжения старообрядцы и никониане разошлись, не находя общего языка.
Детство
5 декабря 1620 года в небольшой деревне Григорово, что находилась в Нижегородском уезде, появился на свет Аввакум Петров. Он был будущим духовным наставником и проповедником старообрядцев, который очень любил свою мать, и видел в ней истинный образец. Мария внушила ему духовное благоразумие и святость, по своему примеру проводя каждый свободный момент в постах и молитвах, следуя древним православным канонам. Она воспитывала Аввакума в строгих богоугодных началах. Через годы женщина стала монахиней и приняла имя Марфа.
Его отцом был Петр Петров, который был священником. Он ушел из жизни, когда Аввакуму было всего 15 лет, часто злоупотребляя спиртным, возможно, это и стало причиной его преждевременной кончины.
Когда Аввакуму исполнилось 22 года, его усердие в вере было отмечено и поощрено, и его поставили в диаконы.
Житие и учения
Через два года Аввакум уже возглавлял церковный приход села Лопатинцы, расположенного в Нижегородском уезде. Молодой священник отличался строгостью не только к своим прихожанам, но и к самому себе. Он наказывал верующих даже за мелкие грехи, причем, как говорят сейчас “не смотря на личность”. Он был строг как к бедным, так и к знатным людям, которые не жалели огромные суммы на церковные пожертвования.
Однажды молодая грешница исповедовалась перед Аввакумом. Она подробно изложила свои грехи перед священником, который был еще молод и чувствовал плотские желания. Но благодаря своему разуму и вере, он смог подавить соблазн. Чтобы унять свои плотские влечения, священник поднес руку к трём горящим свечам, и огонь обжёг его ладонь. Таким образом, он преодолел свои греховные желания, и его прихожане стали относиться к нему с еще большим почтением.
Он продолжал строго следовать православным законам и жить праведно, за что вскоре был удостоен титула протоиерея, или протопопа. Слово о строгом и набожном священнике разнеслось по окрестным селам, и теперь к нему приходили толпы верующих, чтобы получить совет и благословение.
Во время одного из своих путешествий по Волге, воевода Василий Шереметев захотел встретиться с известным священником. Аввакума был доставлен на корабль, где провел духовный разговор с вельможами. После этого Василий попросил святого благословить своего молодого сына. Матвей Шереметев был приведен к священнику, но тот отказался дать благословение парню, который выглядел как «блудный».
Возмущенный полководец отдал приказ выбросить Аввакума за борт, и лишь чудо помогло священнику избежать смерти. Рыбаки, пришедшие на помощь вовремя, оказались поблизости.
Протоиерей был аскетом и противником разного рода развлечений. Он впадал в ярость, когда видел, что жители села Лопатинцы проводят время праздно. Однажды в селе появился кочевой цирк с медведями и музыкантами, и Аввакум не выдержал. Он напал на прибывших, избил циркачей, разрушил музыкальные инструменты, истоптал одного из медведей. Второй «косолапый» бежал от него в поле.
Бедные, сироты и нуждающиеся всегда могли рассчитывать на защиту протопопа Аввакума. Однажды одна из прихожанок, вдова, пожаловалась, что вельможа похитил ее дочь насильно, и батюшка без колебаний встал на их сторону. По приказу вельможи протоиерей был сильно избит, и его дом разрушен.
После инцидента Аввакум был переведен из Лопатинцев в другое поселение – Юрьевец-Повольский. Но и здесь он не пробыл долго. Из-за своего горячего нрава он часто конфликтовал с прихожанами, которые не хотели следовать старым традициям и не подчинялись наставлениям священника. Аввакума избивали, угрожали ему и его семье. В 1651 году бунтарю-старообрядцу пришлось срочно бежать в Москву.
В столице Аввакум стал близким другом будущего Патриарха Никона, монаршего наставника. В то время Патриархом был Иосиф, который привлек Аввакума к книгоиздательству. Когда протопоп Казанского собора Иоанн отсутствовал, Аввакум его замещал, ведь он жил в его доме после приезда в Москву.
В 1653 году осенью старообрядцев снова начали гонять, и один из них был отправлен в ссылку в Андроников монастырь. Он провел там три дня в сыром подвале без еды, но не потерял своего достоинства. По приказу Никона, его должны были казнить, но император помиловал его и решил оставить в должности. Вместо этого его сослали в Тобольск.
Протопоп продолжал критиковать никонианство, и за это был отправлен в ссылку в Забайкалье. В том месте его критике подвергся Нерчинский воевода Пашков, который снова избил Аввакума, и он провел всю зиму в остроге.
С наступлением весны бунтарь оказался в полку, который шел на восток через Байкал, Амур и Шилку. Дорога была настолько тяжелой, что люди умирали один за другим, включая двух малолетних сыновей Аввакума. В 1663-м царь пригласил протопопа в Москву, так как Никон попал в опалу. Государь предложил ему занять место духовника, но Аввакум отказался, понимая, что царь не придерживается старых канонов православия.
Протопоп поражал всех своим неукротимым характером, он по-прежнему высказывал свои мысли без учета возможных последствий, что привело к появлению новых врагов. Его мнение о реформах в церкви было крайне категоричным, он продолжал креститься двумя пальцами, приветствовал восьмиконечный крест. Годы прошли, и милость монарха постепенно сменилась гневом, после чего биография упрямого старообрядца опять резко изменилась, и его отправили в ссылку. Теперь его местом жительства стала Архангельская область.
В 1666 году протопоп Аввакум вернулся в Москву, чтобы присутствовать на суде над Никоном. Царь надеялся, что страдания священника заставят его подчиниться, но Аввакум не сдался. По решению церковного суда он был изгнан из церкви и лишен священства. Это вызвало у него гнев и проклятия в адрес церковных властей.
Святочному Аввакуму поклонялись верующие, и к нему не переставал приходить поток богомольцев. После посещения святого они уходили, утаивая в своих посохах письма. Его высказывания дошли до нас благодаря этим посланиям и верующим, не страшившимся выносить их на свет.
Личная жизнь
История личной жизни известного русского старообрядца была такова, что у него было две женщины: Феодосия Морозова, которая стала известной под именем боярыни Морозовой, и Настасья Марковна, которая была женой протопопа.
Первая женщина, которая стала его духовной ученицей, подобно своему учителю, выдержала мучения из-за своей прочной веры. Великолепный портрет этой женщины, созданный художником Василием Сурковым, дошел до наших дней. На нем изображено лицо девушки с пылающими красивыми глазами. Морозова умерла, оставаясь верной своим убеждениям, как и ее учитель Аввакум.
Второй женщиной в жизни протопопа была его жена Настасья, которая родила ему девять детей. Их брачные узы были святыми и прочными на протяжении всех лет совместной жизни. Настасья также была сторонницей старообрядчества. На момент свадьбы они были еще почти детьми — семнадцатилетним Аввакуму и четырнадцатилетней Настасье. Они жили в одной деревне и росли в половине сироты, в семьях, погруженных в бедность.
Брак Аввакума и Настасьи был устроен в соответствии с принципами, изложенными в Домострое, и Настасья вышла замуж по настоянию матери своего мужа. Тем не менее, в их союзе царила настоящая любовь, и Настасья без упреков и слез следовала за мужем во всех его скитаниях и ссылках. Именно во время переезда в Тобольск в суровых сибирских степях остались их два малолетних сына, которые не смогли выдержать тяжести пути.
Аввакум считал Настасью идеальным образцом православной женщины и называл ее «помощницей ко спасению». Жены каторжников, ссыльных и декабристов молились о Настасье, и своим примером она вдохновляла женщин, которые оставили комфортную и обеспеченную жизнь, чтобы отправиться в неизвестное будущее вместе со своими мужьями.
В своей книге, названной «Наказание без преступления», Александр Авдеенко рассказывает историю, которая пережила все эти годы. Он показывает, какие узы объединяли эту удивительную пару.
После очередной наказания, Настасья измученно спросила у Аввакума, сколько им еще предстоит мучений, и священник ответил, что это будет продолжаться до самой смерти. Но безропотная жена лишь произнесла одну фразу: «Добро, Петрович, ино еще побредем».
Этот ответ стал девизом для женщин, которые боролись с трудностями вместе со своими мужьями. Настанися ушла из жизни раньше священника, ее смерть сильно потрясла Аввакума, он потерял свою советчицу, подругу и главную опору в жизни.
Смерть
После смерти царя Алексея Михайловича, его сын Федор Алексеевич занял трон, он был чувствительным и набожным монархом. Аввакум, старообрядец и мятежник, считал, что сможет остановить царя в его увлечении ненавистным греческим обрядом и написал ему письмо. В этом послании он рассказал о своем сне, в котором его отец, Алексей Михайлович, горел в адском пламени за приверженность никонианскому учению.
Протопоп не мог и предположить, что это письмо приведет к гневу у Федора и обвинению самого Аввакума в клевете на царский дом и попытках вызвать раскол в церкви. Протопопу было нанесено жестокое наказание. 24 апреля 1682 года старообрядца и его сторонников Лазаря, Епифания и Федора были открыто казнены. Их сожгли заживо, предварительно привязав к углам дома и обложив берестой.
Протопоп Аввакум был уверен, что его казнь не за горами. Накануне он раздал свои книги и имущество соратникам, затем надел белую рубаху. Всю свою жизнь он говорил о силе очищения огнем и даже призывал к самосожжению. И вот умер на огне.
Казнь произошла в страстную пятницу. И до сих пор сохранились свидетельства о том, как себя вел Аввакум в последние мгновения жизни. Когда огонь вспыхнул, он поднял руку с крестом из двух пальцев и призвал православных молиться так же, чтобы быть спасенными. В противном случае предсказывал гибель города и конец мира.
Интересные факты
Известно, что протопоп Аввакум внес в литературу исповедальную прозу, свободное слово и образную речь. Он является автором более сорока произведений, среди которых особенно яркими являются «Книга обличений», «Книга бесед», «Книга толкований». Наиболее известным из его трудов стало «Житие протопопа Аввакума», который популярен и в настоящее время, и переведен на множество языков.
Сам протопоп стал главным персонажем сериала «Раскол», снятого режиссером Николаем Досталем. Сюжет этого сериала основан на реформах, которые провел Патриарх Никон, и на сопротивлении, возглавляемом протопопом Аввакумом.
Некогда святые на старообрядческих иконах изображались с мрачными лицами, на полях было множество надписей. В 18 веке эти изображения перестали делать по приказу официальной православной церкви.
Тексты, написанные протопопом Аввакумом, содержат высказывания, многие из которых можно назвать «пророческими». Во время революции и Гражданской войны цитата из сочинения старообрядца: «Выпросил у Бога Сатана светлую Россию, да очервлянит ее кровью мученической», получила особый смысл.
По мнению М.Пришвина, который читал лекции в «народном университете», Григорий Распутин стал инструментом мести старообрядца Аввакуму со стороны царской династии Романовых.