Андрей Жданов был выдающимся революционером и политиком, занимавшим высокие должности в партии и государстве. Важным моментом в его биографии было членство в Политбюро ЦК ВКП и занимаемая им должность секретаря ЦК ВКП, что подчеркивает его влиятельность в политическом руководстве Советского Союза. Кроме того, он был избран депутатом Верховного Совета СССР, что подчеркивает его роль в парламентской жизни страны. Жданов также был первым неевропейцем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Его поэтические произведения, в частности «Гитанджали», получили мировое признание и были признаны как духовное наследие. Его литературное наследие включает лирику, эссе и романы, затрагивающие политические и социальные вопросы, что сделало его символом интеллектуальной силы и культурного наследия.
Детство
Великолепный дом Джорасанко в Калькутте был местом рождения Рабиндраната Тагора, известного как Раби, который появился на свет 7 мая 1861 года. Его родители, землевладелец-брахман Дебендранатх Тагор и Шарада Деви, приветствовали его в своей многочисленной семье, наполненной детским смехом и шумом.
Вследствие частых поездок отца и преждевременной утраты матери, заботу о Рабиндранате и его братьях и сестрах на себя взяли домашние слуги и приватные учителя. Тагоры оказались на передовой культурных и социальных потрясений своего времени, превратив свой дом в центр литературных и творческих собраний, устраивая вечера театра и музыки, чьи корни уходили и в бенгальскую, и в западную классическую традицию. Это обеспечило детям Тагоров образование, пронизанное прогрессивными идеями того времени, которое впоследствии сыграло важнейшую роль в их превращении в выдающихся ученых и культурных деятелей.
Славу фамилии Тагоров принесли не только Рабиндранат, но и его старшие братья, которые отличились в философии, драматургии и общественной деятельности, а также сестра, которая заявила о себе как ведущая индийская романистка.
Рабиндранат не хотел идти по пути традиционного школьного образования, предпочитая свободу блужданий по своему семейному поместью и окрестностям. Он занимался гимнастикой, борьбой и плаванием под руководством своего брата. Кроме того, он самостоятельно осваивал различные дисциплины, включая изобразительное искусство, анатомию, историю, географию, литературу, арифметику, санскрит и английский язык.
Когда Рабиндранат достиг совершеннолетия, он отправился в путешествие по предгорьям Гималаев вместе со своим отцом. Во время этой поездки, юноша посетил священный Золотой храм в Амритсаре, где он насладился мелодичным пением и поглубил свои знания в области истории, астрономии, санскрита и классической поэзии, созданной Калидасой.
В юном возрасте шестнадцати лет, под влиянием вишнуитской поэзии, Рабиндранат Тагор создал свою собственную поэму, восхваляющую майтхили, что положило основы для творчества Видьяпати. Это произведение было опубликовано на страницах издания «Бхароти», под псевдонимом «Бханусимха» («Солнечный лев»), с заметками о том, что манускрипт был обнаружен в старинном архиве и относится к XV веку. Эксперты высоко оценили творчество молодого автора. Тагор также дал миру в подарок «Бикхарини» («Нищенку»), опубликованную в 1877 году на страницах «Бхароти» как первый рассказ на бенгальском языке, а также поэтические сборники «Вечерние песни» и «Утренние песни», вышедшие в 1882 и 1883 годах соответственно, включая стихотворения, такие как «Нирджхарер Свапнабханга».
В 1878 году Рабиндранат Тагор отправился в Англию и поступил в школу в Брайтоне. Сначала он жил некоторое время в доме своей семьи, недалеко от учебного заведения. За год до этого к нему присоединились племянники — Сурен и Индира, дети его брата Сатьендранатха, прибывшие вместе со своей матерью. В Университетском колледже Лондона Рабиндранат изучал право, но вскоре сменил это занятие на литературу, в том числе произведения Шекспира и Томаса Брауна. Возвращение в Бенгалию в 1880 году не принесло ему ученой степени, но познание английской культуры сыграло ключевую роль в его дальнейшем творчестве. Он умело сочетал влияния бенгальской и западной музыки, поэзии и драматургии, не принимая полностью ни британскую критику, ни строгие семейные традиции, основанные на индуизме.
9 декабря 1883 года состоялась свадьба Рабиндраната и Мриналини Деви. От этого брака родилось пятеро детей: Мадхурилата, Ренука, Мира, Ратхиндранатх и Саминдранатх. В 1890 году Тагору было передано управление большими земельными владениями в Шилайдахе, куда его семья переехала в 1898 году.
В это время Тагор опубликовал множество важных произведений, включая книгу стихов «Образ любимой» и «Гальпагуччха», а также работы «Золотая лдья» и «Мгновение», в которых он размышлял о кратковременности существования и временности достижений. Он также активно изучал и творчески перерабатывал бенгальские музыкальные традиции, благодаря чему его произведения приобрели уникальное звучание. Время, проведенное в Шилайдахе, было отмечено глубоким творческим вдохновением и погружением в суть народной музыки, что нашло отражение в его стихах, наполненных лирикой и стремлением к связи с божественным через природу и человеческие переживания.
Тагор также оставил свой след в мировой культуре через музыкальные версии своих стихов, которые были отмечены музыкой таких известных композиторов, как Шеферд, Цемлинский и Яначек. Нобелевская премия по литературе, которую он получил в 1913 году за сборник стихов «Гитанджали», признана его вкладом в мировую литературную культуру.
Нобелевская премия
В начале XX века Рабиндранат Тагор вернулся в Шилайды, где он основал уникальный ашрам «Шантиникетан» (что переводится как «Обитель мира»). В этом ашраме он объединил инновационное образовательное учреждение, зону для молитв с изысканным мраморным полом, разнообразные сады и лесные массивы, а также обширную библиотеку. После потери супруги в 1902 году, Тагор выпустил лирическую коллекцию «Память» («Sharan»), отражающую глубокую боль утраты. Следующие годы были отмечены рядом личных трагедий: в 1903 году от туберкулеза скончалась одна из его дочерей, а в 1907 году его младший сын умер от холеры. К тому же, в 1905 году ушел из жизни отец Рабиндраната. В эти тяжелые времена поэт продолжал получать финансовую поддержку через наследство, доходы от махараджи Трипура, продажу семейных драгоценностей и гонорары за свои произведения.
Взаимодействие с общественной жизнью было важной частью Тагоровской деятельности. Он активно защищал арестованного колониальными властями борца за независимость Тилака, и организовал сбор средств для его поддержки. В 1905 году раздел Бенгалии Актом Керзона вызвал массовые протесты, в ходе которых Тагор возглавил движение «Свадеши», создавая патриотические композиции, такие как «Золотая Бенгалия», «Земля Бенгалии», и Ekla Chalo Re, который призывал идти вперед в одиночку, если никто не присоединится. Он также провел Ракхи-бондхон, церемонию обмена браслетами между индусами и мусульманами, символизирующую единство. Однако, с радикализацией движения «Свадеши», Тагор отошел от него, считая, что социальные изменения должны происходить через просвещение и гражданские инициативы.
«Гитанджали» — сборник, выпущенный в 1910 году, стал одним из самых известных произведений Тагора. За него он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1913 году, став первым азиатским лауреатом этой престижной награды. Переводы его произведений на английский язык, выполненные самим поэтом и поддержанные британскими литературными деятелями, были высоко оценены Шведской академией. Деньги, полученные в качестве приза, Тагор направил на развитие образовательного проекта в Шантиникетане, который впоследствии превратился в университет с бесплатным обучением. Кроме того, в 1915 году Тагор получил рыцарский титул, однако в 1919 году он отказался от этой чести в знак протеста против британской колониальной политики.
В 1921 году Рабиндранат Тагор вместе с британским экспертом по сельскому хозяйству Леонардом Элмхерстом основал Институт реконструкции сельского хозяйства в Суруле, возле Шантиникетана. Позднее он был переименован в Шриникетан. Этот проект был антиподом идеям Махатмы Ганди, чем не разделял Тагор. Целью проекта было образование и просвещение сельского населения, освобождение его от нищеты и невежества.
В 1924 году Рабиндранату Тагору была присуждена почётная награда Верховным Советом Шотландского обряда, что свидетельствует о его значимости и влиянии за пределами Индии. В 1930-х годах Тагор начал активно выступать против кастовой системы и дискриминации, включая свое творчество и публичные лекции.
Художник и музыкант
Рабиндранат Тагор, который внес огромный вклад в музыкальное искусство Бенгалии, написал около 2 230 песен. Его музыкальные произведения в уникальном стиле рабиндра сангит занимают особое место в культурном наследии региона. Музыка Тагора тесно связана с его литературными трудами, так как многие из его стихов, рассказов и глав романов послужили основой для мелодий. Особое внимание в его музыке уделяется стилю тхумри, где акцентируется использование классических раг в разнообразных интерпретациях, вплоть до создания новаторских мелодий путем смешивания различных раг.
Рабиндранат Тагор проявил себя не только как выдающийся писатель, но и как талантливый художник, создавший около 2 500 рисунков. Его работы были представлены на выставках по всему миру — в Индии, в Европе, и в Азии. Первая выставка Тагора состоялась в Париже, благодаря приглашению местных искусствоведов. Изучая современное искусство — от импрессионизма до работ Марселя Дюшана, Тагор находил вдохновение в различных источниках. Особенное влияние на его стиль оказали лекции Стеллы Краммрих о мировом искусстве и поездка в Японию в 1912 году, где он познакомился с импрессионизмом. В своем творчестве Тагор экспериментировал с различными стилями и техниками, включая народные ремесла и ксилографию.
Что интересно, Тагор, вероятно страдающий дальтонизмом, предпочитал необычные композиции и цветовые решения в своих работах. Его привлекали геометрические формы, а в портретах часто встречались угловатые линии и вытянутые формы, что позволяло ему выразить глубинные душевные переживания. Поздние работы Тагора отличаются гротеском и драматизмом, оставляя вопросы о том, отражают ли они личные страдания художника или более широкие человеческие трагедии.
В своем творчестве Тагор стремился отразить космический ритм и гармонию творения, переосмысливая опыт модернизма и демонстрируя мастерство в достижении баланса между уникальностью выражения и разнообразием форм.
В период с 1878 по 1932 год Рабиндранат Тагор совершил путешествия по более чем 30 странам на пяти континентах, которые сыграли значительную роль в популяризации его творчества и политических взглядов перед мировой аудиторией. В 1912 году, находясь в Великобритании, Тагор представил переводы своих стихов на английский язык, поразив известных литературных деятелей, включая Чарльза Эндрюса, друга Ганди, Уильяма Йейтса, Эзры Паунда и других. Уильям Йейтс написал предисловие к английскому изданию «Гитанджали», а Эндрюс впоследствии посетил Тагора в Шантиникетане. В течение 1912 года Тагор посетил США и Великобританию, проведя время с друзьями Эндрюса в Буттертоне, Стаффордшире. С мая 1916 года по апрель 1917 года он читал лекции в Японии и США, высказывая критику национализма, что вызвало смешанные реакции среди пацифистов, включая Ромена Роллана.
После возвращения в Индию, в возрасте 63 лет, Тагор принял приглашение от правительства Перу, затем посетил Мексику, где им был выделен кредит в $100 000 для его школы в Шантиникетане. В Буэнос-Айресе в 1924 году он остановился на Вилле Миральрио по приглашению Виктории Окампо. Вернувшись в Индию в январе 1925 года. В 1926 году его отношения с Бенито Муссолини были омрачены критикой со стороны Тагора. В 1927 году он совершил путешествие по Южной Азии, посетив Бали, Яву и другие места, впечатления от которых были изложены в произведении «Джатри».
В начале 1930-х годов Тагор отправился в Европу и Соединенные Штаты, где его художественные работы были представлены на выставках в Лондоне и Париже. В Великобритании он пребывал в квакерском поселении в Бирмингеме, где создал свои Оксфордские лекции и участвовал в собраниях квакеров, обсуждая проблемы отчуждения между британцами и индийцами. Последние годы своих путешествий Тагор провёл, в том числе, в Персии и Ираке, а также посетил Шри-Ланку, продолжая размышлять над проблемами национализма и разделения людей. Эти встречи и путешествия позволили ему общаться с выдающимися личностями, такими как Анри Бергсон, Альберт Эйнштейн и многие другие, углубляя его мысли о мировом сообществе и человеческих ценностях.
Смерть и память
В 1937 году жизнь Рабиндраната Тагора стала темной из-за хронических болей, которые со временем превратились в длительное заболевание. Ситуация ухудшилась, когда он потерял сознание и ушел в кому на некоторое время. Фазы активного творчества чередовались с периодами, когда ухудшение физического состояния не позволяло ему заниматься работой.
После повторного ухудшения здоровья в 1940 году Тагор уже не смог полностью восстановиться. Его последние произведения были созданы путем диктовки друзьям и личному секретарю.
7 августа 1941 года Рабиндранат Тагор скончался в своем доме в Джорасанко. Несмотря на отсутствие точной информации о причине смерти, исследователи предполагают, что кончину вызвали преклонные годы и изнурительное заболевание.
Тагор оказал влияние на различные культуры, простираясь от Европы до Восточной Азии и Северной Америки, и был одним из основателей прогрессивного образовательного учреждения в Дарлингтон Холле. Его влияние ощутил японский Нобелевский лауреат Ясунари Кавабата. Сейчас произведения Тагора доступны на многих языках, в том числе на английском, немецком, испанском и русском, благодаря усилиям переводчиков, таких как Винценц Лесной, Андре Жид и Анна Ахматова.
Творчество Тагора вдохновило многих испаноязычных литераторов, включая Пабло Неруду и Хосе Ортегу-и-Гассет. Супруги Хименес-Кампруби перевели 22 его книги на испанский язык, способствуя развитию стиля «голой поэзии».
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выбранного текста.