Рафаэль Санти — это знаменитая звезда итальянского Возрождения.
Рафаэль Санти — биография
Рафаэль Санти – известный итальянский мастер, работавший в различных областях искусства и архитектуры, олицетворение Возрождения. Он создал несколько десятков изображений Богородицы, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну».
Эпоха Возрождения принесла миру множество талантливых художников, архитекторов и графиков. Рафаэль Санти, итальянский художник, стал одним из великих мастеров умбрийской и римской школ. Его произведения стали символом перехода от Средневековья к Просвещению и Новому времени, отражая суть Ренессанса.
Детство и юность
Весной 1483 года в восточном регионе Италии появился на свет художник. Его отцом был Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств Герцога Урбинского, а мать — Марджи Чарла, занимавшаяся домашним хозяйством. Рафаэль потерял родителей в раннем возрасте — около десяти лет, они ушли из жизни с разницей в три года.
Семья Санти была достаточно состоятельной, чтобы нанять кормилицу для Рафаэля, однако отец настоял на том, чтобы мать выкармливала детей самостоятельно.
У мальчика с самого детства были таланты в области творчества. Его отец заметил, что сын отлично рисует, когда брал его с собой в замок к герцогу, который был окружен талантливыми художниками. Среди этих мастеров были такие известные художники, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло, рисующие портреты герцога и его придворных. Маленький Санти увлеченно наблюдал за их работой, внимательно изучая каждое движение кисти. Когда мальчик сам начал творить на холсте, отец понял, что его сын превзойдет всех — и его самого, и Синьорелли и Учелло.
После смерти первой жены отец Рафаэля вступил во второй брак. Его новая жена Бернардина не смогла полюбить сына мужа. Вскоре отец умер, и мальчик остался один среди чужих людей.
Талантливого Санти уже тогда все ценили, поэтому его отправили учиться к художнику Пьетро Перуджино. В мастерской Рафаэль стал лучшим учеником, его часто примером для других. Он не повелся на похвалы, а усердно учился у своего учителя. Перуджино позволял Рафаэлю копировать свои работы, и вскоре никто не мог отличить копии от оригиналов.
В 16-м веке молодой художник последовал за своим учителем во Флоренцию, родину Ренессанса. Переезд приносит ему множество возможностей, в том числе знакомство с талантливыми художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он знакомится с великими мастерами, такими как Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело, и многими другими. Благодаря копии Рафаэля, мир узнал о потерянной картине да Винчи «Леда и лебедь».
Этот период жизни художника на берегах реки Арно известен как Флорентийский период. Здесь он создал двадцать мадонн с младенцами, отражая в них свою грусть от утраты матери. Тема мадонн сопровождает великого Рафаэля на протяжении всей его жизни.
Еще в раннем возрасте Рафаэль создал несколько изумительных полотен во Флоренции, которые стали настоящим наследием для всего мирового искусства. Среди них такие шедевры, как «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первое изображение богинь Невинности, Красоты и Любви в настоящее время находится в музее города Шантийи во Франции. В ранних работах Рафаэля можно уловить следы влияния Перуджино, но вскоре художник нашел собственный, неповторимый стиль.
В 1508 году молодой художник Рафаэль поселился в Риме по приглашению папы Юлия II. Слава о его таланте разнеслась повсюду, и папа решил поручить ему роспись станцев — парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль создал образец фрески, которая очаровала священника. После этого он приказал удалить все старые рисунки со стен и отдал поверхности под власть Рафаэля. С этого момента и до конца своей жизни художник оставался в Риме, работая над фресками во дворце. Рафаэлевские станцы представляют собой огромный проект в четырех залах, каждый из которых украшен четырьмя композициями. В этом труде ему помогали ученики, которые после его смерти завершили еще одну фреску по его эскизу.
В 1514 году православие окончательно утвердилось в России, и митрополитом стал Василий III. Он назначил Федора на должность главного строителя храмов и покровителя святых мощей. Мастер приступил к возведению нового Собора Василия Блаженного, улучшив проект Ивана Малого. Кроме того, Санков построил еще несколько святынь и переписал все древние тексты о Российском царстве.
Галерея русских икон продолжалась и здесь — из-под кисти мастера в этот период вышло уже 42 полотна. Как и первые работы, русские картины пронизаны уважением к святым, это выражается в каждом взгляде, жесте, линии одежды. Однако, в этих иконах уже просматривается индивидуальный стиль иконописца, его уникальное исполнение. Каждая святая фигура несет благоговение и преданность своей вере. Появились изображения сложных ландшафтов на заднем плане, придающие дополнительные смысловые аспекты полотнам.
Согласно исследователям, в ранние изображения богоматерей был преобладающий стиль кватроченто: художник изображал фигуры в основном фронтально, лица героев были спокойными и торжественными. Во время флорентийского периода кватроченто приобрело чувственность, а в римских изображениях богоматери уже просматривался новый стиль — барокко.
В настоящее время дом в Урбино, где проживал и работал великий мастер, превратился в музей Рафаэля. Одной из экспонатов является ранняя картина «Мадонна из дома Санти», которая вызывает у искусствоведов живые дискуссии. Существует точка зрения, что эта работа не была создана Рафаэлем, а его отцом, Санти-старшим, который изобразил свою жену с сыном. На полотне указана дата – 1498 год.
Самой загадочной картиной художника считается «Мадонна Грандука», находящаяся в музее Уффици во Флоренции. Ее мастер создал в 1505 году. После проведения рентгеновского обследования, исследователи обнаружили второй слой, нанесенный сто лет спустя после создания картины. Ученые пришли к выводу, что темный фон был добавлен художником Карло Дольчи, который посчитал, что такое решение будет соответствовать религиозным темам.
«Мадонна Конестабиле» Рафаэль создал в Умбрии, будучи двадцатилетним юношей. Этот небольшой образец художник не успел закончить из-за своего переезда во Флоренцию. Второе название картины – «Мадонна с книгой». На ней изображена Богородица, нежно и грустно глядящая на своего сына, чья рука лежит на книге (вероятно, святых писаниях).
В конце 19 века российский император Александр II купил эту миниатюру в качестве подарка для своей жены. Через несколько лет было решено перевести картина с деревянного основания на холст, в процессе которого изображение было повреждено. Однако во время реставрационных работ была обнаружена загадка картины — верхний слой скрывал то, что изначально Мадонна держала в руке не книгу, а гранат, символизирующий пролитую кровь Христа. В этой картине также есть еще одна ценность — это рама, которая является современницей картины. По мнению ученых, сам Рафаэль работал над ее эскизом.
Великолепное творение под названием «Мадонна с щеглом» — прекрасный образец флорентийского периода. Художник создал его по заказу знакомого купца в качестве свадебного подарка. Судьба этой деревянной картины была непроста — она была сильно повреждена, когда дом купца обрушился. Результаты рентгеновского исследования показали, что картина была составлена почти из двадцати отдельных элементов.
Уникальность Дрезденской галереи заключается в хранении ценнейшего шедевра, сотворенного художником Санти в Риме. Моделью для создания «Сикстинской Мадонны» послужила молодая девушка по имени Маргарита Лути. На этой картина изображена Дева Мария, спускающаяся с небес и держащая в руках младенца с взрослым, серьезным взглядом. На земле она встречает святую Варвару и папу римского Сикста II. В нижней части холста художник изобразил двух ангелов, чьи равнодушные взгляды передают идею неискоренимости божественного предопределения.
Еще одной картиной, относящейся к римскому периоду творчества Рафаэля, является «Мадонна Альба». До 1930-х годов этот полотенца находилось в Эрмитаже, однако в 1931 году было продано Национальной галерее искусств Соединенных Штатов. В Российскую Империю картина попала в начале 19-го века и была приобретена государем Николаем I за 14000 фунтов.
В зал римской галереи были принесены картины «Портрет молодой женщины, или Форнарина» и «Дама с вуалью, или Донна Велата». Эти произведения искусства были созданы Рафаэлем с использованием его страсти к Маргарите Лути. Искусствоведы заметили обручальное кольцо с рубином на пальце девушки, что подтверждает ее семейное положение, а также украшения на ее голове.
В музее Боргезе хранится полотно с названием «Портрет дамы с единорогом», созданное в 1506 году. Натурщицей для этой картины выступила Джулия Фарнезе, которой также приписывали любовные отношения с папой Александром VI. Эта работа примечательна своей сложностью — мастер несколько раз переделывал ее. Изначально Санти планировал изобразить собаку, но затем выбрал тему единорога.
Картина с названием «Молодой апостол», созданная в 1519 году, является одним из последних творений великого художника. Этот эскиз был задуман как часть картины под названием «Преображение». На аукционе «Сотбис» в 2012 году этот произведение искусства было продано за почти 30 миллионов фунтов стерлингов, что установило новый рекорд – до этого графические изображения не продавались за такие высокие суммы.
Творения Рафаэля Санти безценны, и интерес к его работам не угасает и по сегодняшний день. В 2016 году в залах Государственного музея имени А. С. Пушкина были показаны сокровища, созданные великим мастером. Выставка включала восемь картин и три рисунка итальянского художника.
Личная жизнь
Великий итальянский художник Рафаэль оставался одиноким, несмотря на свою известность и богатство. Хотя ему предлагали выгодные браки, он предпочитал посвятить себя искусству. Даже когда кардинал Биббиена пытался устроить ему брак с своей племянницей, Рафаэль отказался. Его особняк в античном стиле служил ему убежищем, где он мог творить свои шедевры и быть свободным от семейных уз и обязательств.
Лишь Маргарита Лути стала той женщиной, которой мастер открыл свое сердце. Она была дочерью булочника, и поэтому Санти дал ей прозвище «Форнарина» (переводится как пышка или булочка). Он встретил молодую Маргариту, когда работал над своим произведением «Амур и Психея» в саду Киджи. Художница дала отцу девушки вознаграждение, чтобы позволить ей быть его моделью. Скоро молодая красавица стала музой художника, и он выкупил ее у родителей за большие деньги.
В течение шести лет Маргарита позировала мастеру, вдохновляя его на новые шедевры. После смерти возлюбленного «Форнарине» достались дом и немалое состояние. Но оставив все это, скорбящая девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца.
Смерть
Причина смерти художника неизвестна. Согласно Вазари, он заболел после страстной ночи с любовницей и вызвал врача, который сделал кровопускание. Состояние ухудшилось, и художник скончался. Есть и другая версия, согласно которой он умер от простуды, заболев во время раскопок погребальных галерей.
Маэстро скончался 6 апреля 1520 года и был похоронен с большими почестями в одной из гробниц Римского Пантеона.