Рембрандт Харменс ван Рейн – великий голландский художник, гравер, и величайший мастер светотени. Он является одним из ведущих художников Золотого века голландской живописи, работавших в различных жанрах и передававших человеческие чувства и переживания на холсте с удивительной тонкостью.
Творчество Рембрандта поражает своим разнообразием: его работы отличаются глубоким гуманизмом, но также отражают его постоянное стремление к поиску выразительных художественных средств. Это стремление к совершенству превратило Рембрандта в великого художника. Его непревзойденное мастерство стало примером для многих художников, а его полотна — настоящими шедеврами, завораживающими с первого взгляда.
Детство и юность
В XVII веке Нидерландское государство выступило на путь независимости благодаря революции, и страна начала жить спокойной и уравновешенной жизнью. Произошел значительный подъем в развитии сельского хозяйства, промышленного производства и торговли.
Именно в это спокойное и благоприятное время появился на свет будущий выдающийся художник – Рембрандт Харменс ван Рейн. Родной город художника – исторический Лейден, дата его рождения – 15 июля 1607 года.
Рембрандт появился на свет как шестой ребенок богатой семьи Хармена ван Рейна, у которого были свои мельница и солодовня, а также два дома. Его мать, Корнелия Нелтье, также принесла в приданое немалые средства. Семья жила в достатке, благодаря чему ни в чем не нуждалась. Дед художника по материнской линии владел пекарней и передал свои кулинарные навыки своей дочери, которые она успешно применила в семейной жизни, угощая своих близких вкусными и изысканными блюдами.
Семья родителей рембрандта соблюдала правила католицизма и жила скромно, даже имея возможность позволить себе роскошь. После революции в Нидерландах, они продолжали придерживаться своих убеждений.
Рембрандт глубоко любил свою маму, что отразил в портрете, созданном в 1639 году. Взгляд умудренной жизненным опытом старушки немного грустный, но любопытный.
Все члены семьи избегали мирских мероприятий и роскошной жизни, предпочитая проводить вечера за столом, читая книги или библию. Такая скромная жизнь была характерна для жителей Нидерландов в Золотой век.
Недавно мы купили ветряную мельницу, она стоит на берегу реки. Мой отец, художник-любитель, обожает этот пейзаж, особенно когда река светится лучами солнца. Свет еле проникает внутрь мельницы через маленькое окно, практически поглощаясь пылью. Мы считаем, что именно в детстве он научился воспроизводить такие световые и теневые эффекты на своих картинах.
С детства Рембрандта характеризовала наблюдательность. Он находил вдохновение в улицах своего города и на рынках, где встречал разных людей. Мальчик часто делал наброски их лиц на бумаге.
В начальной школе Рембрандт не проявлял большой интерес к учебе, особенно к точным наукам, но рисование было его страстью.
В 1623 году молодой парень приехал в Амстердам и начал изучать живопись у мастера Питера Ласмана. В течение полугода Рембрандт не только учился у него живописи, но и гравюре.
Живопись
Обучение продвигалось успешно и довольно быстро. Рембрандт был в восторге от картин Ласмана, и он быстро освоил методы работы с кистью у своего наставника. У Питера молодой художник изучил работу с яркими красками, передачу игры теней и света, а также тщательную проработку мельчайших деталей растительности.
В 1627 году молодой художник покинул столицу и вернулся в Лейден. К тому времени он так уверовал в свои возможности, что уговорил друга Яна Ливенса открыть собственную школу живописи. И в короткие сроки она стала очень популярной среди голландцев. Друзья не соперничали, а наоборот, иногда даже создавали общие полотна, хотя каждый из них вносил свою индивидуальность в работу.
Когда Рембрандт отметил свое двадцатилетие, он уже стал известен своими детальными ранними работами. Особенно выделялись «Побиение камнями святого апостола Стефана» 1625 года, «Паламедеи перед Агамемноном» 1626 года, «Давид с головой Голиафа» 1627 года и «Похищение Европы» 1632 года.
Художник находил вдохновение в каждой строчке города, часто гуляя по скверам, чтобы наткнуться на обычных прохожих и запечатлеть их на деревянной доске. Кроме того, Рембрандт создал серию гравюр с портретами своих близких и родственников, а также автопортреты.
Талант юного художника Рембрандта привлек внимание поэта Константина Хейгенса, который восхищался творчеством молодых мастеров – ван Рейна и Ливенса. Он увидел в них большие перспективы. Картина Рембрандта "Иуда возвращает тридцать серебреников" вызвала интерес у Хейгенса, он считал её равноценной произведениям итальянских художников.
Однако, помимо похвалы, он заметил и недостатки в этой работе. Благодаря связям поэта, Рембрандт получил поддержку богатых поклонников искусства. Посредничество Хейгенса помогло художнику получить свой первый серьезный заказ, принц Орлеанский заказал у Рембрандта картины на религиозные темы. Так появилась картина "Христос перед Пилатом", написанная художником в 1636 году.
Тем не менее, Рембрандт достиг настоящего успеха лишь в столице. 8 июня 1633 года художник был представлен дочери богатого бургера Саскии ван Эйленбюрх, которая вывела его в свет. Благодаря этой девушке Рембрандт стал постоянным гостем во многих знатных домах и завоевал прочное положение в обществе. Большинство своих шедевров Рембрандт написал именно в период пребывания в Амстердаме.
Красота жены всегда вдохновляла Рембрандта, и поэтому он часто писал её портреты. Сразу после свадьбы он написал портрет женщины в шляпе с огромными полями. Для этой работы он использовал серебряный карандаш. На портрете изображена его жена Саския в уютной домашней обстановке.
Эта женщина с пышными формами также украшала другие картины Рембрандта, например, в образе загадочной девушки на полотне под названием "Ночной дозор". Внешне эта девушка была точной копией его жены.
В 1632 году Рембрандт написал картину «Урок анатомии доктора Тульпа», которая принесла ему огромную известность. По сути, художник отказался от традиционных методов создания групповых портретов. Часто лица на холсте повернуты от зрителей. Доктор и его ученики на картине Рембрандта выглядят очень реалистично, и это принесло ему огромную популярность.
Через три года Рембрандт создал еще одно произведение, знаменитую картину «Жертвоприношение Авраама», основанную на библейском сюжете. Это полотно получило высокую оценку от светского общества.
В 1642 году Стрелковое общество заказало у ван Рейна создание группового портрета для размещения в своем новом здании. Из-за неизвестных причин картина была названа «Ночной дозор». Она была испачкана сажей, и только в XVII веке искусствоведы обнаружили, что на полотне изображено дневное время.
Художник отлично передал все мельчайшие детали мушкетеров, находящихся в движении. Похоже, что в этот момент время остановилось, позволив Рембрандту запечатлеть на холсте выход ополченцев из темного двора.
Заказчикам такой новаторский подход художника не пришелся по вкусу, художник из Нидерландов пренебрег общепринятыми в 17-м веке канонами. В то время портреты, включая групповые, создавались торжественно. Персонажи на холсте позировали в профиль и застывали, не проявляя никакого движения.
Ученые считают, что именно это произведение оказало большое воздействие на последующую творческую жизнь Рембрандта, именно оно привело его к банкротству в 1653 году. Исчезли все потенциальные заказчики, картины художника стали непопулярными.
Техника и картины
Рембрандт считал, что настоящее предназначение художника — изучение природы, поэтому его картины были особенно фотографичными. Он стремился запечатлеть на холсте каждую деталь, каждую нюанс эмоций, выраженных на лице человека.
Как и многие другие мастера Золотого века, Рембрандт тоже использовал религиозные темы в своем творчестве. Картины ван Рейна не просто изображали лица, они передавали целые сюжеты с собственной историей.
Изображение «Святая семья», написанное в 1645 году, передает естественность выражения лиц персонажей. Создается впечатление, что художник поставил перед собой целью перенести зрителя в обычный дом крестьянина, в его уютную теплую атмосферу. Кисть и краски помогли мастеру воплотить на холсте обычную крестьянскую семью. Творения Рембрандта отличаются полным отсутствием пафоса.
По мнению Карла Маркса, Мадонна Рембрандта написана как обычная нидерландская крестьянка. И это не вызывает удивления, ведь всю жизнь художник вдохновлялся обычными людьми, которых видел в своем окружении. Поэтому неудивительно, что прообразом молодой женщины, убаюкивающей младенца, могла стать простая служанка.
У многих творцов искусства были свои секреты, Рембрандт не стал исключением. После его смерти биографы и искусствоведы много размышляли над раскрытием тайн его многочисленных полотен.
Например, творение с названием «Даная» (иногда называемое «Эгина»), было создано художником в течение одиннадцати лет. Он начал работать над этой картиной в 1636 году. Рембрандт изобразил на холсте молодую женщину, проснувшуюся ото сна. В основе сюжета лежит древнегреческий миф о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.
Исследователи интересовались, почему обнаженная женщина не похожа на Саскию. Только после того, как они проанализировали картину с помощью рентгена, стало ясно, что изначальный образ Данаи был схвачен изображением жены художника, а после ее смерти Рембрандт изменил образ на полотне, убрав из него черты своей супруги.
Многие искусствоведы спорили о личности изображенной на полотне девушки. Художник не назвал своего произведения, а сюжет нельзя было интерпретировать, поскольку на полотне отсутствовал золотой дождь. По легенде, именно так Зевс явился перед Данаей. Ученые не могли понять, как на безымянном пальце изображенной девушки появилось обручальное кольцо, которое не упоминается в древнегреческой мифологии. Известная во всем мире «Даная» находится в России и выставлена в Эрмитаже.
Среди загадочных произведений Рембрандта можно выделить «Еврейскую невесту», написанную в 1665 году. Еще в 19 веке данная картина была названа так, и по сей день спорят о том, кто изображен на этом полотне. Молодая женщина и ее спутник одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярностью пользуется картина «Возвращение блудного сына», написанная в 1669 году. Ее созданию художнику потребовалось целых шесть лет.
Уникальным владением своим стилем написания картин был известен Рембрандт. При минимальном использовании красок, он делал свои картины "живыми", благодаря искусной игре тени и света.
Художнику отлично удавалась передача мимики, люди на его полотнах выглядят настолько живо и естественно, что кажется будто они вот-вот оживут, заговорят, улыбнутся или заплачут. В 1639 году Рембрандт создал портрет своего отца, на котором можно увидеть каждую морщинку, старик смотрит с полотна мудрыми и грустными глазами.
Личная жизнь
В 1642 году умерла любимая жена художника Рембрандта – Саския, у нее было туберкулез. У них было четверо детей, но выжил только сын Титус, остальные умерли младенцами. После смерти жены отец и сын поддерживали теплые дружеские отношения. В конце 1642 года художник начал новую личную жизнь, его избранницей стала Гертье Диркс.
Родители его покойной жены выразили недовольство, как он распорядился приданым, полученным после брака с Саскией. Рембрандт жил очень роскошно. Новая возлюбленная обратилась в суд с жалобой на художника за неисполнение обещания взять ее в жены. Вторая жена родила Рембрандту дочь по имени Корнелия.
В 1656 году у мастера начались серьезные финансовые трудности, он объявил о своем банкротстве и ушел жить в уединенный домик на окраине Амстердама.
Такая удачная жизнь художника, счастливое детство и беззаботная юность, богатство и признание общества, остались в прошлом. В настоящем Рембрандта ждала суровая реальность — отсутствие заказчиков и нищенская старость. Состояние художника всегда отражалось в его картинах. В годы жизни с Саскией, его картины были полны радости, солнца и счастья. Например, «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный им в 1635 году, где он изобразил себя искренне смеющимся, окруженного лучезарным светом, наполняющим комнату.
В 1661 году Рембрандт создал холст «Заговор Юлия Цивилиса», но его клиенты так и не расплатились за его работу. Они отказались платить, утверждая, что художник недостаточно тщательно проработал лица участников заговора, не соответствуя своему обычному качеству творчества.
В 1665 году, за короткое время до своей смерти, Рембрандт создал свой автопортрет. Он изобразил себя в образе Зевксиса, древнегреческого художника, умершего от смеха. Оказалось, что он сам же написал портрет Афродиты, изображая ее старухой. После этого он начал смеяться над своей работой настолько сильно, что умер от смеха. На автопортрете Рембрандт изобразил себя смеющимся, что впитала черту черного юмора.
Смерть
Единственный сын художника Титус умер от чумы в 1668 году. Рембрандт пережил своего наследника, что сильно повлияло на его психическое состояние. Харменс ван Рейн ушел из жизни 4 октября 1669 года и был похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.
За жизнь Рембранд написал около 350 картин и сотню рисунков. Веками человечество пыталось понять, какое наследие оставил этот великий художник, и лишь спустя много лет его творчество получило заслуженное признание.