Рене Магритт был талантливым художником XX века, изучавшим различные стили и направления, такие как сюрреализм, кубизм, артдеко, постимпрессионизм, магический реализм. Он окончил Королевскую Академию изящных искусств в Бельгии.
Ранние годы
Рене появился на свет в ноябре 1898 года в Бельгии, в Лессине, в семье Леопольда Магритта, торговца тканями, и Реджины Бертиншам, его будущей супруги. Он был первым ребенком в этой семье. Мать Рене до свадьбы работала модисткой, а отец не только продавал ткани, но и владел ателье и сам умел шить.
Родители заметили талант сына еще в раннем возрасте, когда ему было всего 11 лет. В этом возрасте он начал свои первые уроки рисования. Но в 12 лет он потерял свою мать — она покончила жизнь самоубийством, бросившись в реку Самбр. Сообщается, что ее тело нашли не сразу, и когда нашли, оно было закрыто подолом платья. Этот образ женщины с тканью на лице стал частым мотивом в картинах и рисунках Рене в будущем.
Учеба и армия
В 1916 году Рене поступил в Королевскую Академию изящных искусств в своем родном городе Брюсселе, где уже имел базу благодаря приватным урокам. Молодой и талантливый художник смело экспериментировал в области живописи, преимущественно в жанре импрессионизма, который был тогда в моде.
С 1916 по 1918 годы Рене Магритт изучал живопись под руководством Констана Монтальда, но скучал на занятиях. Однако занятия с Гисберто Комбаза ему нравились больше, ведь тот был дизайнером плакатов и художником.
После окончания Академии Рене некоторое время работал над картинами в жанре кубизма и футуризма. В 1920 году его призвали на военную службу, где он провел около 9 месяцев в пехотном полку города Беверло.
Художник
Биография Рене Магритта как художника, работающего на заказ, не начинается слишком величественно. После службы в армии он трудится на обойной фабрике в качестве чертежника, создает плакаты и рекламные вывески.
Только в 1926 году, заключив полноценный контракт с галереей Ле Сентаур, Рене отказывается от всех подработок и полностью посвящает себя живописи. В этом же году он создает свою первую работу в жанре сюрреализма, известную под названием «Потерянный жокей».
В 1927 году молодой художник провел свою первую персональную выставку в Брюсселе. Его работы, по некоторым сообщениям, были жестоко осуждены и не были приняты. Разочарованный, Магритт переехал в Париж, где сюрреализм был в тренде. Там он присоединился к группе художников, в которую уже входил Андре Бретон.
В 1929 году в галерее Гоеман в Париже состоялась выставка сюрреалистов. Вместе с Магриттом свои работы представили Пикассо, Дали, де Кирико, Макс Эрнст, Жоан Миро и другие основатели жанра.
В те времена Магритт занимался не только живописью, но и находил подработку. Например, в середине 1930-х годов он создавал постеры к фильмам под псевдонимом «Эймар» для компании Tobis Klangfilm. Некоторые из этих работ до сих пор хранятся в архивах города Левен, где родился сам художник.
Не смотря на это он продолжал заниматься искусством. Его работы привлекли внимание галеристов за пределами Бельгии, в результате чего в 1936 году у Магритта состоялась выставка его работ в США. И это вопреки тому, что он вступил в коммунистическую партию в 1932 году и оставался ее членом довольно долго. В 1938 году у него прошла еще одна персональная выставка, уже в Лондоне.
В период Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оккупировали Бельгию, Магритт остался в своей родной стране. В этот период он пересмотрел свой стиль живописи, добавив красочные элементы, напоминающие работы Ренуара. Таким образом художник выразил свой протест против оккупации.
Начиная с 1946 года, Магритт отказался от пессимистических тем и жестокости в своих работах, а также подписал, вместе с другими сюрреалистами, своеобразный манифест.
Однако послевоенное время было непростым. Не было заказов на рекламу, и Рене был вынужден заниматься нечестными делами. Он фальсифицировал известные картины других художников, легко повторяя работы де Кирико и Пикассо. Затем он даже наладил производство фальшивых банкнот. Его брат знал об этой афере и активно помогал ему. Только к концу 1948 года Магритт смог полностью вернуться к живописи.
К слову, Рене сам носил шляпу-котелок, делая ее узнаваемой деталью своего образа. Он считал этот головной убор и черное пальто лучшим нарядом, чтобы сохранить анонимность и остаться незамеченным. В общем, он стремился вести как можно более обыденный образ жизни. Проживал в уютном мещанском домике с камином и украшениями в виде фарфоровых гусей.
Самые известные работы
Рене Магритт создал около 2000 произведений искусства, включая плакаты, скульптуры, рисунки пастелью и карандашом. Его основной техникой была масляная живопись, каждая его картина оставалась загадкой для зрителей, так как автор был мастером многозначности. Он был настоящим иллюзионистом в мире живописи.
Самые известные работы Магритта были созданы позднее, но именно они прославили его на весь мир.
Сын Человеческий
В 1964 году художник создал произведение, на котором изобразил человека в темном пальто и котелке-шляпе, стоящего у парапета набережной. В этой картина, его лицо скрыто за зеленым яблоком, что является одним из излюбленных символов Магритта.
Предположительно, данное произведение, подобно многим другим картинам этого художника, представляет собой автопортрет.
«Вероломство образов (это не трубка)»
Это произведение искусства было создано в 1935 году, и, несмотря на свои скромные размеры, оно вызывает много вопросов и интереса у художника.
На этой картине, кроме курительной трубки, также присутствует название произведения и подпись художника.
Работа, созданная в 1937 году, была заказана английским аристократом Эдвардом Джеймсом для его личной коллекции. На полотне изображен человек, но вместо его головы изображено яркое сияние света.
Известно, что на изображении зритель наблюдает за самим заказчиком. Джеймс не мог лично позировать художнику, но предоставил фотографию, сделанную другим сюрреалистом Маном Рэем, точно по инструкции Магритта.
«Вариация печали»
В масляной технике на холсте в 1957 году была создана картина с интересной композицией, в центре которой находится курица, только что отложившая яйцо.
Перед ней стоит подставка с другим яйцом, возможно, уже вареным. Эта трагическая аллегория жизни и смерти была создана великим художником.
Этот картинный шедевр художника был создан в 1923 году и является одним из его ранних кубистических работ. Он настолько уникален, что даже опытному наблюдателю будет сложно узнать в нем почерк Магритта.
Это увлекательно наблюдать за итогами данного опыта в оттенках коричневого, желтого и зеленого цветов.
«Память»
У этой работы существует две версии — одна создана в 1942 году, а другая в 1948 году. В обеих версиях непременным элементом композиции является изображение женской головы, части скульптуры, с окровавленным високом и бровью. Однако в первоначальной версии она располагается у деревянной стены.
На следующей картина, которая была создана позже, легкими воздушными движениями парит что-то в воздухе, на фоне яблока и стакана.
«Размышления одинокого прохожего»
Изображение стиля раннего Магритта великолепно отображает работу 1926 года. На полотнах, созданных до войны, художник часто изображал трупы — жертвы преступлений или женщин с телами рыб, выброшенных на берег.
«Одиночные размышления путешественника» можно считать одной из ранних работ в манере магического реализма, в которой изображен таинственный фигурант в котелке и темном пальто – невидимый владыка. А позади него – неживое тело, парящее в воздухе над рекой.
Фанаты Магритта хорошо знакомы с работой 1935 года, не менее чем с его произведением под названием «не трубка».
В этой экспозиции музея современного искусства в Нью-Йорке вы увидите простой натюрморт: бутылку, стакан, вилку и нож, а также блин, который смотрит на зрителя своим единственным глазом, лежа на тарелке.
«Попытка невозможного»
Это изображение, созданное в 1928 году, представляет собой одновременно портрет и автопортрет. На нем изображен художник (наиболее вероятно, Магритт изобразил сам себя), рисующий в воздухе обнаженную женщину – Жоржетту, свою жену и музу. И, кажется, он довольно успешно осуществляет эту «попытку невозможного».
Личная жизнь
В интимной жизни Рене Магритт, несмотря на все свои причуды, отличался удивительным стойкостью. Он впервые встретил свою будущую жену и музу, Жоржетту Берже, когда ему было 15 лет, а ей — 13. И через 7 лет дочь мясника из Шарлеруа снова пересекла дороги с молодым художником. Как и он, Жоржетта увлекалась изящным искусством. Вместе они решили жить. Их брак состоялся в июне 1922 года. Почти все женские образы на картинах художника — это изображения его жены. Включая нагие и очень откровенные.
Однако семейная жизнь этой пары не была безупречной. В 1936 году у них возник кризис, который длился до 1940 года. Магритт влюбился в молодую и очаровательную артистку Шейлу Легг и начал с ней страстный роман. Для скрытия своих чувств от жены, Рене уговорил друга, Поля Колина, проявить интерес к другой женщине, Жоржетте. Однако внезапно оба мужчины влюбились, и жена ушла от Магритта.
Муж и жена помирились только спустя 4 года и продолжили совместную жизнь. У этой пары не было детей.
Смерть
В конце своей жизни Рене Магритт переносил тяжелое заболевание — рак поджелудочной железы, от которого он ушел из жизни в августе 1967 года. Его похоронили на кладбище Шербек в Эвере, Брюссель.