Рихард Штраус был известным немецким композитором и дирижером XIX-XX веков, он также был талантливым музыкантом. Великий представитель эпохи немецкого романтизма, он оставил свой яркий след в истории музыки.
Ранние годы
Родившийся в 1864 году в Мюнхене, Рихард был сыном профессора Королевской музыкальной школы и главного валторниста придворного оркестра Франца Штрауса и его жены Жозефины Пшорр. Его дед по материнской линии был известным и богатым пивоваром.
С самого детства Рихард был окружен музыкой. Он начал играть на фортепиано в 4 года под руководством известного музыканта Августа Томбо. Он не только усердно изучал нотную грамоту, но и посещал репетиции придворного оркестра, в котором играл его отец. Постепенно он изучал теорию музыки, оркестровку и готовился стать дирижером.
В доме всегда звучала музыка. Отец увлеченно знакомил сына с творчеством Гайдна, Шуберта, Моцарта. В своих ранних произведениях Рихард также отражал влияние Мендельсона, Шумана. Но затем он нашел свой собственный стиль.
В возрасте 6 лет Штраус написал свою первую композицию. А в 8 он начал изучать второй музыкальный инструмент — скрипку. Его учитель по скрипке был Бенно Вальтер, директор оркестра и дядя по отцовской линии.
В 11 лет юный музыкант поступил учиться композиторскому искусству. Его учителем стал Фридрих Майер. В то же время Рихард учился в гимназии имени Людвига Штрауса. Он закончил школу в 18 лет и поступил в Мюнхенский университет. Однако через семестр он покинул учебное заведение.
Карьера композитора
С начала 70-х годов XIX века Рихард начал заниматься музыкальным творчеством. Многие его ранние композиции были созданы для оркестра Wilde Gung’l, в котором играл его отец. А концерт для валторны №1 был написан специально для него. Это произведение остается популярным и сегодня, и входит в репертуар многих исполнителей.
Жизнь молодого музыканта и начинающего композитора была очень тесно связана с другими известными личностями своего времени. В свои десять лет Рихард впервые услышал музыку Вагнера и был глубоко поражен. Он посещал все концерты этого композитора в течение двух лет, но не имел возможности изучить его ноты из-за строгого отца-консерватора, неодобрявшего инновации, присущие творчеству Вагнера. Из некоторых своих писем, возможно, чтобы угодить родителям, Рихард высказывал негативное мнение о произведениях этого композитора, но в более зрелом возрасте он искренне сожалел о враждебности консерваторов по отношению к Вагнеру.
Под руководством этого мастера Штраус трансформировался в известного дирижера. Опыт фон Бюлова был бесценным, и его симпатия к ученику была очень важна. Когда фон Бюлов ушел в отставку в 1885 году, его место занял молодой Штраус. Под его руководством оркестр подготовил Симфонию №4 Иоганнеса Брамса к премьере, на которой автор произведения дирижировал сам.
Рихард не только познакомился с Брамсом, но и нашел в нем нового наставника, который давал советы по его собственным композициям. Штраус называл этот период в своих воспоминаниях "Брамсшвемери" (обожание Брамса).
Под влиянием нового друга Рихард начал создавать новые произведения. Отсылки к Брамсу очевидны в его Фортепианном концерте до-минор (сочинение 13) и "Бурлеск", написанных в 1883-1886 годах.
Недолго спустя Рихарда пригласили руководить оркестром в Баварской опере. Но этот период в его жизни был неудачным. Из-за смены правительства финансирование было сокращено, спектакли снимали с репертуара, новые оперы почти не ставили. Штраус все чаще уезжал в Берлин, Дрезден, Лейпциг, где его таланты были высоко оценены. Во время этих поездок композитор познакомился с Густавом Малером, что выросло в дружбу.
В 1894 году в Веймаре состоялась премьера первой оперы Штрауса «Гунтрам». Главную партию сопрано в этом произведении исполнила Полин Де Ана, которая в последствии стала его женой. Отзывы о произведении были противоречивыми, а в Мюнхене постановка вовсе провалилась.
Успех, однако, не заставил себя ждать модернистских музыкальных поэм Штрауса. Сначала оперы «Дон Жуан» в 1889 году, а затем «Смерть и преображение» прославили композитора на весь мир.
В целом, период после 1894 года был очень продуктивным. Штраус создавал одно произведение за другим. От «Заратустры» до «Эйн Хелденлебен». На средства от постановок, и аванс от оперы «Саломея» в 1906 году Рихард приобрел землю в Гармиш-Партенкирхене. Там он построил виллу, где и прожил все последующие годы.
XX век
Рихард Штраус — знаменитый дирижер и композитор
В 1898 году Рихард Штраус был назначен главным дирижером Берлинской государственной капеллы, где он работал в течение 15 лет, одновременно принимая участие в других постановках в качестве гостя. Штраус был признанный одним из самых выдающихся дирижеров своего времени. В 1901 году Венский филармонический оркестр впервые исполнил полный концерт произведений Рихарда. Через два года его музыка зазвучала на фестивалях в Лондоне и Гейдельберге, где впервые была исполнена кантата "Тайлефер".
Этот великий композитор XX века был популярен не только в Европе, но и в Северной Америке. Во время турне 1904 года он получил аплодисменты в Бостоне, Нью-Йорке, Питтсбурге и Чикаго. По возвращении домой Рихард завершил работу над оперой "Саломея", которая принесла ему всемирную славу.
В дальнейшем, в коллаборации с либреттистом Гофмансталем, Штраус создал еще несколько значительных произведений. Среди них знаменитые «Электра», «Кавалер роз», «Египетская Елена», «Арабелла». Сотрудничество продолжалось с 1909 по 1933 год. Этот период стал самым плодотворным для Штрауса-композитора. В то же время Рихард успел в течение 5 лет поработать главным дирижером Венской оперы, дать старт знаменитому Зальцбургскому фестивалю.
Итоговым творением великого Рихарда Штрауса стало сочинение «Четыре последние песни», предназначенное для исполнения сопрано с оркестром. Он написал его в 1948 году, уже осознавая, что музыкальный язык значительно изменился, и угнаться за более молодыми современниками не получится.
Приход к власти национал-социалистов в Германии привел к значительным изменениям в стране. В 1933 году Штрауса назначили президентом Имперской музыкальной палаты без его согласия. Он согласился принять эту должность, но старался оставаться аполитичным. Под давлением правительства композитор написал гимн для Олимпийских игр в Берлине, однако это не спасло его от преследований.
В 1935 году его уволили с поста из-за отказа убрать имя еврейского либреттиста Стефана Цвейга с афиши оперы «Молчаливая женщина». Кроме того, личное письмо с словами поддержки другу было перехвачено гестапо.
Семья Штрауса оказалась под угрозой. Невестка Рихарда, Алиса, происходила из еврейской семьи. Однако страх за близких не помешал Рихарду творить. В 1938 году он представил одноактную оперу «День мира», основанную на событиях Тридцатилетней войны, которая параллельно отражала происходившие в то время события в его стране. Но вскоре спектакль сняли с репертуара театров.
После поражения нацистов Штрауса все же пытались привлечь к суду как помощника нацистов, но вскоре все обвинения были сняты.
Личная жизнь
В жизни Штрауса принципиальную роль играла его супруга Полин де Ана. Она не только влияла на его личную жизнь, но и оказывала влияние на его музыкальные предпочтения в течение многих лет. Их брак, заключенный в 1894 году, был не без проблем. Полин и Рихард встретились в Мюнхене, где талантливая певица с блестящим оперным сопрано приходила к нему на уроки фортепиано.
Позже она стала его преданной спутницей жизни. Они познакомились за 7 лет до свадьбы.
Полина не только известна своими оперными способностями. Она была вспыльчивой, нетерпимой, эксцентричной, острой на язык. Она была самым строгим судьей для своего мужа. Она не щадила и других композиторов, дирижеров, исполнителей. Полина быстро раздражалась, могла закричать даже во время репетиции.
Но именно её темперамент был тем, что не давал Рихарду скучать в семейной жизни.
Все годы из брака Полин упрекала Штрауса в недостаточно высоком происхождении – она была дочерью генерала. Была маниакальной любительницей чистоты. И муж терпел ее причуды, связанные с поддержанием порядка в доме.
В совместных концертах Полин могла запросто устроить скандал, если Рихард перетягивал на себя внимание публики. Ее поведение в быту было не лучше. И советы бросить вздорную жену Штраус слышал порой от совершенно незнакомых людей.
В 1897 году, в апреле, у пары родился сын, Франц. Он стал единственным ребенком пары. В 1924 году Франц женился на Алисе фон Граб-Германсверт, у них родилось двое сыновей.
Благодаря Полин Штраус, мир услышал такое произведение ее мужа как «Домашняя симфония», в которой как раз и была представлена бурная жизнь пары. А после одной из крупных размолвок Рихард посвятил супруге целую оперу.
Смерть
8 сентября 1949 года в ФРГ скончался знаменитый композитор Рихард Штраус. В течение нескольких лет здоровье музыканта ухудшалось, у него возникли сердечные проблемы, а также он неоднократно терял сознание. Его уход оставил за собой бесценное творческое наследие.
Когда композитор ушел из жизни, на его похоронах исполнили финальное произведение из оперы «Кавалер роз». Вдова не могла унять свои слезы, стоя у гроба. Она прожила без своего мужа менее года и скончалась в мае 1950 года.