Познакомимся с увлекательными аспектами жизни и творчества знаменитого писателя Рэя Брэдбери.
Рэй Брэдбери — биография
Рэй Брэдбери – известный американский писатель, автор свыше 800 разнообразных произведений. Он творил романы и рассказы, пьесы и стихи, а также публиковал статьи и заметки. Его можно назвать классиком научной фантастики. Особенно популярны стали его антиутопия с названием «451 градус по Фаренгейту», а также рассказы под названием «Марсианские хроники» и повесть под названием «Вино из одуванчиков».
Никогда не посещал колледж, не учился на литературных курсах, но обладал огромным запасом знаний. Его творческий путь начался с написания стихов, а затем он стал «великим фантастом». Долгие годы он продавал газеты, но позже за его собственные книги платили миллионные гонорары. Этот человек — Рэй Брэдбери, чьи книги разошлись огромными тиражами, чье чувство юмора оставалось ярким и неугасающим, даже в глубокой старости, когда он был прикован к инвалидной коляске.
Детство
Рэй Дуглас Брэдбери родился в Уокигане, штат Иллинойс, 22 августа 1920 года. Его родители были увлечены кино, поэтому они дали ему второе имя Дуглас, в честь известного актера Дугласа Фэрбенкса.
Отец Рэя, Леонард Сполдинг Брэдбери, был потомком первых англичан-переселенцев, которые поселились в Северной Америке в 1630-х годах. В их семье ходила легенда о том, что прабабка Рэя, Мэри Брэдбери, была «салемской ведьмой», которую повесили в 1692 году. Хотя этой легенде нет подтверждения, Рэй верил в ее правдивость. Мать писателя, Мари Эстер Моберг, была шведкой по национальности.
В 1916 году в семье Брэдбери появились двойняшки — Леонард и Сэм. Однако трагическая участь постигла семью, ведь Сэм ушел из жизни в возрасте двух лет. Через 10 лет на свет появилась девочка по имени Элизабет, но и она ушла из жизни в раннем возрасте из-за воспаления легких. После этого страшной потери ушел из жизни и дед Рэя. Эти трагические события навсегда остались в памяти маленького мальчика. Несмотря на это, спустя годы он воплотил эти переживания в своих произведениях.
Во время «Великой депрессии» Америка оказалась в тяжелом положении, и отец Рэя Брэдбери не мог найти работу в небольшом городке. В 1934 году семья переехала в Лос-Анджелес, где их принял родственник. От этого родственника Брэдбери черпал вдохновение для своего героя – дядюшки Эйнара. Жизнь была тяжелой, и в 1938 году Рэй закончил среднюю школу. Родители не могли позволить себе оплатить его высшее образование, поэтому он не мечтал о нем. В течение трех лет он продавал газеты и активно посещал библиотеку, читая все, что его интересовало, три раза в неделю.
Можно утверждать, что творческая история Рэя Брэдбери началась в 12 лет, ведь именно тогда он написал продолжение книги Э.Берроуза «Великий воин Марса», так как не мог себе позволить купить оригинал. Это стало отправной точкой для его литературного пути, началом его карьеры фантастического писателя.
Творчество писателя
После окончания школы, Рэй принял окончательное решение стать писателем. В 1936 году он опубликовал свои первые стихи под названием «Памяти Вилла Роджерса» в местной газете. Затем он начал писать короткие рассказы в стиле Эдгара По. Уже в то время у него появился свой первый наставник и критик — Генри Каттнер, американский писатель-фантаст.
В 17 лет Рэй присоединился к американской организации, объединяющей молодых литераторов, лос-анджелесской «Лиге научной фантастики». Его произведения печатались в доступных сборниках фантастики. Постепенно у писателя складывался собственный стиль, который прослеживался во всех его работах. В 1939-1941 годах писатель издавал журнал «Футуристическая фантазия». За это время было выпущено четыре номера журнала. В 1942 году Брэдбери полностью посвятил себя литературе, за год создав до пятидесяти своих рассказов.
В 1949 году писатель отправился в Нью-Йорк на автобусе. Он проживал в хостеле, организованном Американской ассоциацией молодых христиан. Рэй посетил двенадцать издательств, презентуя каждому свои произведения, однако ни в одном из них его рассказы не вызвали интерес. Тем не менее, Брэдбери повезло. Его агенту, Дону Конгдону удалось договориться с издательством с названием «Даблдэй», которое в то время готовило сборник научной фантастики. Рассказы Брэдбери заинтересовали издателя, который также был фамильярен с фамилией писателя. При этом он предложил Рэю объединить свои небольшие произведения в роман по общей теме.
Лишь за одну ночь писатель написал эссе, охватывающее всю книгу, и отправил его издателю. Рэй объединил свои рассказы о Марсе в единое произведение, названное «Марсианские хроники». В романе просматривается параллель между освоением Марса и колонизацией Дикого Запада. Несмотря на скрытность, произведение указывает на ошибки и несовершенство человечества. Книга стала прорывом в научной фантастике. Сам автор считал, что это было лучшее произведение в его жизни.
В 1953 году писателю пришло всемирное признание, когда появился его роман «451° по Фаренгейту», созданный на основе рассказов «Пожарный» и «Пешеход». Первый рассказ до этого не печатался. Отдельные части романа были опубликованы в журнале «Плейбой», который в то время приобретал свою известность.
Эпиграф романа утверждает, что 451 градус по Фаренгейту означает температуру, при которой вспыхивает бумага. Основной сюжет произведения рассказывает о потребительском тоталитарном обществе и его стремлении к материальным ценностям. Книги, которые заставляют читателя размышлять, следует немедленно уничтожить вместе с домами, в которых они находятся. Главный герой романа – Гай Монтэг, он работает пожарным и занимается сжиганием книг. Он убежден в правильности своих действий, пока не встречает 17-летнюю девушку по имени Кларисса, которая полностью меняет его взгляды.
Это произведение автора, пожалуй, единственное, которое столкнулось с суровой цензурой. Издательство «Ballantine Books», специализирующееся на выпуске книг для средней школы, внесло изменения и исключило около семидесяти отрывков из романа. В 1980 году, по требованию писателя, роман был выпущен в его первоначальном виде.
Множество негативных отзывов в прессе не помешало публикации романа в Советском Союзе. Он был выпущен в 1956 году. В 1966 году французский режиссер Франсуа Трюффо снял экранизацию «451 градус по Фаренгейту», а в 1984 году по мотивам этого романа была создана телепостановка под названием «Знак Саламандры».
В 1957 году автор выпустил еще одну из своих самых популярных книг — «Вино из одуванчиков». Эта книга, в некоторой степени, является автобиографической и отличается от всего, что Брэдбери написал в своей жизни. Она полна детских переживаний Рэя и переносит читателя в лето 1928 года. Главные герои — братья Том и Дуглас Сполдинги, живущие в небольшом городке Грин Таун. Причем сам писатель стал прототипом двенадцатилетнего Дугласа.
Рэй настаивал на написании более объемного произведения, но его издатель, Уолтер Брэдбери, настоял на том, чтобы повесть была разделена на две части. Вторая часть вышла в продажу только в 2006 году под названием «Лето, прощай!».
Ещё одним произведением, связывающим писателя с его детством, стал роман «Восставшие из пепла». В этой книге рассказывается история о семье Эллиот, живущей в странном доме, населенном волшебными персонажами. Роман состоит из нескольких рассказов, таких как «Волшебство апреля», «Встреча семьи», и «Дядя Эйнар». В каждом из них отражены яркие воспоминания писателя о его детстве. Например, когда Рэй и его брат в десять лет оказались в доме тёти Нейвы в Хэллоуин, они собирали тыкву и кукурузные початки, а потом тётя наряжала Рэя в колдунский костюм и прятала его под лестницу. Мальчик с удовольствием пугал гостей, и всем было весело и интересно. Рэй всегда с теплотой вспоминал этот период своей жизни как самый светлый.
Весь свой жизненный путь Брэдбери выступал с критикой современного общества, считая его лишь потребителем. Писатель считал, что люди недостаточно развивают науку и космическую отрасль, что их совершенно не интересуют звезды, а главное для них — материальное благополучие. В произведениях Рэя — призыв к людям прекратить так нерассчетливо относиться к будущему. Одним из ярких примеров таких рассказов является «Улыбка», сюжет которого переносит читателя в недалекое будущее. Люди находят себе подходящее развлечение — публично уничтожают все оставшиеся предметы искусства, включая картину «Мона Лиза», к которой выстраивается очередь из желающих плюнуть в изображенную на ней женщину.
Часто возвращали к жизни другую работу писателя — рассказ «Ударила молния». Основой этого произведения Рэй выбрал «теорию хаоса» или, как ее еще называют, «эффект бабочки». Автор хотел показать людям, как хрупко равновесие в природе и насколько легко его нарушить даже одним взмахом крыльев бабочки.
По этому рассказу были сняты фильмы и сериалы — «Эффект бабочки», «Ударила молния», «Прошло 100 лет».
Творчество Брэдбери тесно связано с кино и театром. Он работал над сценариями к фильмам и постановкам. Среди самых известных можно выделить «Моби дик». В период с 1985 по 1992 годы писатель вел телевизионные программы, объединенные в цикл «Театр Рэя Брэдбери».
Личная жизнь
Брадбери вступил в брак с Маргарет Маклюр 27 сентября 1947 года. Она была простой продавщицей в книжном магазине, в то время как он зарабатывал немного. Брадбери считал, что его жена была основным кормильцем семьи. Она всегда поддерживала его, убеждаясь в том, что его талант будет оценен и их жизнь улучшится.
Жизнь писателя была наполнена счастьем до тех пор, пока его возлюбленная Маргарет не ушла из жизни в 2003 году. Этой женщине Брэдбери посвятил один из своих лучших романов — «Марсианские хроники», выходивший под надписью: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».
У писателя есть четыре дочери, их зовут Беттина, Рамона, Сьюзан и Александра, их подарила его супруга.
Смерть
Известный автор фантастических романов прожил 91 год. Каждый день своей жизни он начинал с работы за письменным столом. Даже в преклонном возрасте он не менял своих привычек. Рэй верил, что благодаря своему творчеству живет так долго и продуктивно. Он писал почти до самой смерти, последнюю книгу опубликовал в 2006 году.
У Брэдбери было потрясающее чувство юмора. Однажды его спросили о его возрасте, и писатель сказал, что хочет дожить до 100 лет, чтобы увидеть заголовки в газетах о своем столетнем юбилее. Он шутил, что 100 звучит как-то солиднее, чем 90.
События 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе изменили жизнь известного писателя, который перенес инсульт в 1999 году. С тех пор он больше не мог вставать с инвалидного кресла. Ему было 79 лет в то время, а он ушел из жизни в возрасте 91 года. Через несколько лет после его смерти снесли дом, где он жил с семьей.
Россияне узнали о кончине писателя из выпуска новостей передачи «Сегодня» на канале НТВ, который первым сообщил об этой печальной утрате. В американских изданиях появились некрологи. «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что ушел из жизни писатель, оказавший значительное влияние на современную научную литературу и сделавший ее более доступной для широкой публики.
Весь свой жизнь Брэдбери увлекался наукой, осуждал уязвимые стороны человечества, которые ведут к неизбежному саморазрушению. Именно это выделяет фантастику Рэя Брэдбери из творчества других известных писателей. Его яркие, захватывающие произведения сделали жанр научной фантастики невероятно популярным, делая его предыдущие места в периферии современной культуры.
За свои заслуги в развитии фантастики писатель был удостоен многочисленных наград, среди которых премии «Бенджамина Франклина» и «Небьюла», премия от Американской академии и премия «Прометей» в 1984 году. В 2004 году ему была вручена национальная медаль в области искусств, а также звание «Гранд-мастер». В 2007 году он получил Пулитцеровскую премию и премию Брэма Стокера в номинации «За достижения всей жизни».
Имя писателя было дано одному из астероидов, а также одно из мест на Марсе, где совершил посадку марсоход NSL Curiosity, было названо в его честь по решению космической лаборатории NASA. В октябре 2015 года Международный астрономический союз присвоил имя Брэдбери одному из кратеров Красной планеты за то, что он первым предположил о возможности существования жизни на Марсе.
Избранные произведения
- «451 по Фаренгейту»
- «Хроники Марса»
- «Вино из одуванчиков»
- «Ласковый дождь будет»
- «Завтра — конец света»
- «И грянул гром»
- «Всё лето в один день»