Рюноскэ Акутагава — японский писатель-модернист, известный своими новеллами, стихами и публицистикой. Его произведения стали одними из первых среди японских авторов, которые были переведены на английский язык. Несмотря на короткую жизнь, он оставил значительный след в литературе своего времени.
Ранние годы
Рюноскэ Акутагава появился на свет в Токио 1 марта 1892 года. Его родители были уже в зрелом возрасте: маме было чуть за тридцать, а отцу — за сорок. Согласно японскому поверью, появление ребенка после тридцатилетнего возраста родителей обрекает их на несчастье. Чтобы избежать этого, они притворились, будто ребенка им подкинули. И чтобы защитить малыша от темных сил, они дали ему имя, которое переводится как «дракон». Отец ребенка занимался торговлей молоком, имея несколько пастбищ на окраине города.
Когда малышу исполнилось девять месяцев, его родители передали его в воспитание старшему брату матери, Митиаки Акутагаве, который не имел собственных детей. Это привело к изменению фамилии мальчика: Ниихара была заменена на Акутагаву.
Когда Акутагава был еще младенцем, его мать скончалась. Она сойденяла счеты с жизнью после смерти своей старшей дочери и была госпитализирована в психиатрической больнице. В это время Рюноскэ жил у своего дяди из-за этой причины. Трагическая история матери оставила невероятно глубокий след в сердце писателя, и со временем он все тяжелее осознавал всю трагедию происшедшего. Рюноскэ изучал литературу о психических расстройствах и боялся, что его тоже может постигнуть подобная участь.
В семье предков мальчика были образованные люди — писатели и ученые, поэтому традиции культуры были важной частью их жизни. Они увлекались живописью, изучали средневековую поэзию и следовали старинным обычаям, напоминающим «Домострой»: все члены семьи безоговорочно повиновались главе дома.
В течение трех лет Акутагава успешно учился в колледже, а затем поступил на английское отделение Токийского университета. Среди его друзей были будущие известные писатели: Масао Кумэ, Хироси Кикути и Юдзи Ямамото. Вместе они изучали все основные направления западной литературы и оживленно обсуждали их. Однако обучение в университете не оправдало ожиданий Рюноскэ: лекции казались ему скучными, и большую часть информации он усваивал самостоятельно. Разочаровавшись в учебном процессе, Рюноскэ перестал посещать занятия.
Творчество
Вскоре Рюноскэ и его круг творческих товарищей взялись за выпуск журнала под названием «Синситё». В этом издании они защищали взгляды, противопоставляясь критикам школы натурализма и называя их «антинатуралистами». Первоначально они подходили к литературе как к форме искусства, поддерживая идею художественной вымыслыша и запланированности сюжета. Кроме того, они выступали за разнообразие и поддерживали экспрессию образа, мелодичность языка. Акутагава и его сторонники призывали к творческому методу неореализма. В 1914 году на страницах их журнала был опубликован первый рассказ под названием «Старик», благодаря которому автору пришёл ранний успех. Настоящей популярностью Акутагава начал пользоваться после публикаций историй из жизни средневековой Японии, самыми читаемыми из которых стали «Ворота Расёмон», «Нос» и «Муки ада».
Японские авторы, творившие в эпоху Мэйдзи, и европейская литература оказали сильное воздействие на раннее творчество Рюноскэ. Поэту было любопытно изучать русскую литературу, и он в ней отлично разбирался. Так, произведение Николая Гоголя «Шинель» вдохновило Рюноскэ на написание рассказа «Бататовая каша», а пьеса Антона Чехова «Вишнёвый сад» сподвигла его к созданию рассказа «Сад». В 1921 году автор завершил работу над произведением «Вальдшнеп», главными героями которого стали Лев Толстой и Иван Тургенев.
Многие критики и биографы Акутагавы сходятся во мнении, что эти произведения появились во время депрессии, вызванной несчастной любовью автора. Таким образом, он пытался оторваться от реальности и погрузиться в мир вымысла.
У каждого писателя есть свой наставник, который вдохновляет его на творчество. Для Акутагавы этим человеком стал Нацумэ Сосэки, которого он познакомил ещё во время учебы в университете. В то время Нацумэ был одним из лучших знатоков английской литературы начала XX века, и его критика очень заинтересовала молодого писателя. Позже в творчестве Акутагавы можно было увидеть отголоски мотивов произведений Нацумэ: нравственные поиски героев и проблема эгоизма в обществе.
После окончания университета, Акутагава был принят на должность преподавателя английского языка в военно-морском училище. Этот период оказал значительное влияние на его литературное творчество: в своих новеллах Рюноскэ создавал образ учителя Ясукити, честного, но рассеянного человека, постоянно попадающего в комические ситуации. За девять месяцев работы преподавателем, писатель создал двадцать сборников афоризмов, эссе и цитат, время от времени упоминая и о себе. В своем обучающем стиле он с юмором заявлял, что имеет всего лишь нервы, но не совесть.
Произведения, созданные в этот период, касались тем нравственной чистоты, радостного взгляда на мир и бессмысленности слепой веры. Все эти темы нашли свое отражение в рассказе под названием «Мадонна в черном».
Начиная с 1919 года, автор начал свою работу в газете «Осака майнити симбун». Он провел четыре месяца в Китае в качестве специального корреспондента, и это время он назвал самым мучительным из-за накопившейся усталости, бессонницы и нервного расстройства.
По мнению автора, переломным моментом в его творчестве стал выход в печать рассказа «В чаще». После этого его стиль стал более понятным и лаконичным, а выбранные темы — более земными.
Семья
Жизнь Рюноскэ Акутагавы была непростой, и эту историю можно было бы превратить в увлекательное произведение, состоящее из множества грустных и счастливых моментов. Еще во время учебы он безумно полюбил девушку по имени Яйои Йошида, но его отчим не одобрил этот выбор и запретил брак. Рюноскэ не посмел противиться своему отцу и вынужден был искать счастье в объятиях другой женщины. Но он все равно страдал от невозможности быть с той, которую любил. В 1919 году он женился на Фуми Цукамото, и этот брак стал единственным в его жизни.
У автора было трое сыновей. Старший (Хироси) выбрал себе профессию актера, средний (Такаши) погиб во время армейской службы в Мьянме в 1945 году, а младший (Якуси) стал композитором, полностью посвятив себя музыке.
11 сентября 1968 года жена автора скончалась от инфаркта миокарда.
Самоубийство
В знаменитом автобиографическом произведении «Зубчатые колёса» автор подробно описывает свои галлюцинации, которые стали происходить с ним все чаще. В последние годы своей жизни Акутагава серьезно думал о самоубийстве, и это отразилось в его произведениях «Жизнь идиота» и «Письмо старому другу». Писатель продолжительное время размышлял о том, как лучше всего окончить свою жизнь. И, в итоге, 24 июля 1927 года, он принял смертельную дозу снотворного.
До самого последнего момента творец работал за своим столом, и в ночь его смерти в его кабинете горел свет, а утром было обнаружено его тело. Это произошедшее потрясло друзей Рюноскэ, однако многие заявляли, что он часто обсуждал тему самоубийства.
Остается неизвестной настоящая причина этого действия. Одна версия гласит, что писатель часто размышлял о смерти своей матери, другая утверждает, что его беспокоили видения: он утверждал, что видел своего двойника на улице.
Интересные сведения
- Литературная награда имени Рюноскэ Акутагавы была учреждена в 1935 году по предложению писателя и издателя Кикути Кана. Она ежегодно вручается молодым талантливым писателям.
- В 2016 году вышел анимационный сериал «Бессмертный из бродячих псов», главный герой которого был вдохновлен фигурой Рюноскэ Акутагавы.
- Хотя писатель не работал над крупными произведениями, он был мастером в раскрытии тем страха и смерти даже на небольших страницах.
- Старость
- Врата Расёмон
- Пустота одиночества
- Отцовство
- Мера Зоили
- Ловушка
- В глубине
- Слова пигмея
- Хлеб земли
- Половина жизни Дайдодзи Синскэ
- Жизнь идиота
- Завещание. Письмо другу