Роберт Шуман (1810-1856) был немецким композитором, музыкальным критиком и педагогом. Он был одним из выдающихся музыкантов романтизма. Шуману предрекали будущее великого пианиста Европы, но из-за травмы руки он не смог продолжать играть на фортепиано и посвятил свою жизнь сочинению музыки.
Родители
Роберт появился на свет 8 июня 1810 года в небольшом городке Цвиккау, что находится в живописной Саксонии.
Его отец, Фридрих Август Шуман, происходил из бедной семьи священника из Ронненбурга. У него был природный талант к поэзии, но из-за бедности в детстве и молодости он был вынужден забыть о своих мечтах и заняться торговлей. Он закончил школу и ушел работать учеником к одному из купцов. Но ему было тяжело торговать, в то время как он с увлечением читал книги. В конце концов, он бросил работу у купца, вернулся домой и начал заниматься литературой. Его написанный роман не был опубликован, но он познакомился с книготорговцами, которые пригласили его работать помощником в книжной лавке, и он согласился с большим энтузиазмом.
В скором времени Фридрих Август встретил очаровательную девушку Иоганну Христиану Шнабель, в которую он влюбился всей душой. Их браку противились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно трудился, что собрал денег не только на свадебное торжество, но и на открытие своего собственного книжного магазина. Когда торговля пошла особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».
Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, отличалась от своего мужа, который был замкнутым и серьезным, она была веселой, горячей, порой вспыльчивой, но очень доброй. Ей доверили заботу о доме и воспитание пятерых детей – сыновей (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.
Будущий композитор был самым младшим в семье. После его рождения мать впала в эйфорию и посвятила всю свою любовь Роберту. Она называла его «светлой точкой на своем жизненном пути».
Детство
Шуман был подобен игривому и радостному малышу. Мальчик был очень привлекательным, с хорошо очерченным личиком и длинными светлыми локонами. Он был не только любимым сыночком своей мамы, но и шалуном всей семьи. Взрослые и дети терпеливо выносили шалости и капризы Роберта.
В шестилетнем возрасте его отправили в школу Денера. Среди своих одноклассников Шуман сразу стал выделяться и лидировать. Во всех играх он был лидером, и когда играли в его любимую игру — в солдатики, Роберт всегда выбирался полководцем и командовал битвой.
В школе Шуман не проявил себя как блестящий ученик, но его творческий потенциал был виден с самого начала. У ребёнка был отличный музыкальный слух, и в семилетнем возрасте его родители отдали его к местному органисту для изучения фортепиано. В Роберте также проявились отцовские таланты — мальчик начал сочинять стихи, а позже и трагедии и комедии, которые он репетировал с друзьями и показывал публике за небольшую плату.
Как только Роберт освоил игру на фортепиано, он сразу начал создавать музыку и импровизировать. Вначале он сочинял танцы, которые тщательно записывал в толстую нотную тетрадку. Но самое удивительное было то, что он смог изобразить черты характеров своих друзей при помощи звуков на этом музыкальном инструменте. Таким образом он «рисовал» своих друзей на фортепиано. Это было настолько забавно, что ребята, собравшиеся вокруг юного композитора, не могли удержать смеха.
Страсть к музыке
Долгое время Шуман не мог определиться, чему следует посвятить свою жизнь – музыке или литературе? Его отец мечтал, чтобы сын стал писателем или поэтом, но все изменил случай. В 1819 году мальчик посетил концерт Мошелеса в Карлсбаде. Виртуозная игра артиста произвела на Шумана огромное впечатление, и он долго хранил программку концерта, словно святыню. С этого момента Роберт понял, что его сердце принадлежит музыке окончательно и навсегда.
В 1828 году молодой человек успешно завершил обучение в гимназии, получив диплом первой степени. Радость от этого достижения немного омрачилась предстоящим выбором своего будущего карьерного пути. К этому времени его отец скончался, и Роберт потерял всякую поддержку в своем стремлении к творчеству. Его мать настояла на продолжении обучения в области юриспруденции. Послушав ее уговоры, Роберт поступил студентом на Лейпцигский университет. В 1829 году он сменил место обучения на одно из самых престижных учебных заведений в Германии — университет Гейдельберга.
Однако сердце юного композитора жаждало музыки, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери отказаться от юридического образования и полностью посвятить себя творчеству.
Творчество
После возвращения в Лейпциг, он обнаружил отличных учителей и начал изучать игру на фортепиано. Роберт мечтал стать виртуозным пианистом, но в процессе обучения его атаковали паралич среднего и указательного пальцев, что помешало ему осуществить свою мечту. Вместо этого он решил сосредоточиться на создании музыки и стал заниматься музыкальным сочинительством. Одновременно с этим, он начал заниматься музыкальной критикой.
В 1834 году он основал важное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». Он был её редактором и печатал свои статьи в течение нескольких лет.
Большинство произведений Роберт были написаны им для фортепиано. Это в основном «портретные», литературно-драматические и изобразительные циклы, состоящие из нескольких небольших пьес, которые объединены сюжетно-психологической линией:
- «Бабочки» (1831);
- «Карнавал» (1834);
- «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
- «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
- «Любовь поэта» (1840);
- «Альбом для юношества» (1848).
В 1840 году Роберт получил степень доктора философии в Лейпцигском университете. Этот период стал наиболее продуктивным для композитора, так как он был вдохновлен своим браком и написал около 140 песен.
В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), где Шуман преподавал композицию, фортепиано и читал партитуры.
В 1844 году Роберт прервал свою работу в качестве учителя и в музыкальной газете, чтобы отправиться с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Их встретили там очень тепло. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.
После возвращения из России Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе начало негативно сказываться на его здоровье. Его расстраивало и то, что его всюду встречали как мужа известной пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он все больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Однако Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь именно Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана, делая его музыку знаменитой.
Личная жизнь
В сентябре 1840 года Роберт вступил в брак с дочерью своего учителя музыки Фридриха Вика. Этот союз столкнулся с множеством преград. Несмотря на уважение к Шуману, отец девушки предпочел бы видеть её с другим женихом. Влюблённые вынуждены были обратиться в суд, чтобы разрешить свою ситуацию.
Решение суда было на стороне молодых людей, и они устроили скромную свадьбу в маленьком посёлке Шенфельд. Мечта Шумана наконец-то осуществилась, и теперь любимая Клара Вик была рядом с ним, а рядом с ними всегда было фортепиано. Блестящая пианистка объединилась с великим композитором, и у них появилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. В начале их брака супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались серьезные проблемы со здоровьем.
Последние годы жизни
В 1850 году Шуман был приглашен занять должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Прибыв в этот город со своей женой, они были приятно удивлены теплым приемом, который им был устроен. Роберт с удовольствием приступил к работе: он проводил духовные концерты в церкви, еженедельно работал с хором и руководил симфоническими оркестрами.
Под влиянием новых впечатлений в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».
Однако вскоре начались разногласия с оркестром, и контракт с Шуманом не был продлен в 1853 году. Вместе со своей женой он отправился в путешествие в Голландию, где начали проявляться симптомы психического заболевания. Вернувшись в Германию, состояние его не улучшилось, а наоборот, апатия и признаки болезни усилились. Осознание такого ужасного состояния подтолкнуло Роберта к попытке самоубийства, он пытался покончить с собой, бросившись с моста в реку Рейн. Композитора удалось спасти, и его поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.
Изначально ему разрешали вести переписку с Кларой и принимать своих друзей. Однако врачи скоро заметили, что после посещений Шуман становился неистово возбужденным, и его друзьям запретили навещать больного. Роберт погрузился в глубокую меланхолию, помимо слуховых и зрительных галлюцинаций у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Его душевные силы угасали, физическое здоровье быстро ухудшалось, поскольку композитор полностью отказался от еды. Он скончался 29 июля 1856 года от истощения организма.
При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни крылась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа утолщились и начали образовывать новую костную ткань, которая остроносцами прорвала внешний мозговой покров.
Тело великого композитора перевезли в Бонн и похоронили при многолюдном скоплении народа.