Родион Щедрин — биография, жизнь и творчество композитора

Родион Щедрин, известный композитор, педагог, пианист и общественный деятель, обладает званием Народного артиста СССР, а также является лауреатом Ленинской и Государственных премий СССР и РФ.

Творческий путь Родиона Щедрина начался в середине 20-го века и продолжается до настоящего времени. Его творчество пользуется постоянным спросом — его произведения исполняются самыми известными дирижерами и оркестрами. Он стал классиком еще при жизни, его композиции поражают выразительностью, и его концерты собирают полные залы.

Детство

Родион Щедрин появился на свет 16 декабря 1932 года в Москве, в семье, где ценили творчество и интеллект. Его отец, Константин Щедрин, обладал удивительным музыкальным слухом и легко запоминал мелодии. Хотя он изучал богословие в семинарии, но священником не стал. Родион окончил Московскую консерваторию и стал известным композитором, музыкальным теоретиком и преподавателем.

Его мать, Конкордия Щедрина (девичья фамилия Иванова), по профессии была экономистом, но тоже обожала музыку. Бабушка со стороны отца училась в Смольном институте и играла на нескольких музыкальных инструментах.

Родион начал заниматься музыкой ещё в раннем детстве, своим первым учителем он имел своего отца. В 1941 году он поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но из-за начала войны он не смог продолжить обучение. Родион дважды пытался попасть в армию, но оба раза его возвращали домой, так как его высокопоставленный дядя помогал ему.

В итоге семью Щедриных эвакуировали в Куйбышев, где собралась вся творческая элита страны. Именно там он познакомился с Дмитрием Шостаковичем, который только что закончил работу над своей Седьмой симфонией. Родиону повезло, он попал на генеральную репетицию этой симфонии под руководством С.Самосуда. Шостакович был другом семьи Щедриных, и вместе с Константином они работали в Союзе композиторов.

Родион был очень энергичным ребенком, его родители устали от его шалостей, и даже подумывали отправить его учиться в Нахимовское училище.

В это время Константин Щедрин получил предложение стать преподавателем в Московском хоровом училище Свешникова, и в 1944 году туда поступил и Родион. Он закончил обучение в 1950 году и уже имел свою собственную программу, достаточно сложную для начинающего музыканта.

Также в этом же году он поступил в Московскую консерваторию, на два факультета – композиторский и фортепианный. Его учителями были профессора Яков Флиер и Юрий Шапорин. Щедрин так виртуозно играл на фортепиано, что решил больше не заниматься сочинением музыки, а посвятить свою жизнь исполнительству. К счастью, нашлось кто-то, кто отговорил его от этой идеи.

Родион был увлечен музыкой Баха, Шопена, Рахманинова, а также народным фольклором. Никому не удавалось добавить этнические элементы в его композиции так гармонично, как ему. Творческий жизненный путь композитора начался в 1963 году с дебютного концерта для оркестра под названием "Озорные частушки".

Щедрин был только на четвертом курсе, когда стал членом Союза композиторов СССР. Со временем он даже возглавил эту организацию и старался соблюдать правила, установленные предыдущим руководителем — Дмитрием Шостаковичем, который всегда поддерживал своих коллег-музыкантов.

Творческий путь Щедрина был довольно успешным. Он всегда говорил, что практически все композиторы времен СССР жили хорошо и не жаловались на трудности.

Творчество

Родион Щедрин был частью поколения шестидесятников, которые стремились подорвать устоявшиеся убеждения и признавали ценность индивидуальности. Он всегда утверждал, что музыка должна оставаться верной себе, поэтому абсолютно не обращал внимания на отзывы критиков и никогда не делал компромиссов. Он заявлял, что не читает рецензии уже более двух десятков лет, мнение критиков его не волнует в последнюю очередь.

Щедрин был страстным поклонником русской классической музыки и часто создавал свои произведения под ее влиянием. Для него его музыка была неотъемлемой частью русской культуры, русского национального духа и истоков.

Композитор считал оперу вечным жанром и был автором не только музыки, но и либретто. Его первая опера, названная «Не только любовь», была поставлена при помощи Василия Катаняна, супруга Лили Брик. Премьера прошла на сцене Большого театра под дирижерским руководством Евгения Светланова, главную роль исполнила Ирина Архипова. Последующие постановки оперы осуществлялись при участии Юрия Александрова и Бориса Покровского.

Затем Щедрин создал «Рождественскую сказку», «Боярыню Морозову», «Левшу». Последнюю оперу композитор написал для Валерия Гергиева для постановки в Мариинском театре. Опера «Очарованный странник» также была названа в его честь, Щедрину очень понравился Лорин Маазель, американский виртуоз, трижды удостоенный «Грэмми». Дирижером самой первой постановки оперы «Лолита» стал всемирно известный Мстислав Ростропович.

Копилка великого маэстро пополнилась также вокальными произведениями – шестью хорами пушкинского «Евгения Онегина», а также композициями на стихи Андрея Вознесенского и Александра Твардовского.

Щедрин был многосторонним творческим личностью, он с удовольствием занимался написанием музыки к художественным фильмам. Его музыка звучит в нескольких работах режиссера Александра Зархи, в таких как фильм «Анна Каренина», где главные роли исполнили Василий Лановой и Татьяна Самойлова, в картинах «Люди на мосту», где ключевую роль сыграл Василий Меркурьев, и «Высота», которая была популярной среди жителей Советского Союза. Музыка Щедрина звучит также в фильмах режиссеров Сергея Юткевича и Юрия Райзмана, а также использовалась в мультфильмах «Колобок» и «Петушок-золотой гребешок».

Личная жизнь

Родион Щедрин был не только успешным в своем творчестве, но и счастливым в личной жизни. Он супруг Маи Плисецкой, талантливой балерины, с которой прожил в браке почти шестьдесят лет. Она была его вдохновением, он посвящал ей свои шедевры, и приносил в подарок необычные букеты цветов. Она исполняла балетные постановки «Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Чайка», «Дама с собачкой». А цветы украшали их дом каждый день.

Их знакомство произошло благодаря Лиле Брик, которая организовала вечер в честь Жерара Филипа. Среди гостей были Родион и Майя. На тот момент композитору было 22 года, а Майе уже было 29. Именно Брик познакомила Щедрина с балериной, которая тихо напевала музыку Прокофьева, идеально попадая в ноты. Однако судьба их разлучила, и новая встреча состоялась только через три года.

В 1958 году по заказу Большого театра Щедрин работал над созданием музыки к балету «Конек-горбунок», и молодому композитору хотелось лично прочувствовать атмосферу театра. Он решил посетить репетицию балета. На одной из них он снова увидел Плисецкую и понял, что это любовь.

Майя откликнулась на его чувства, и они больше не расставались, несмотря на возрастные различия.

Долгие годы Щедрин оставался в тени своей звездной супруги, но это его совершенно не смущало. Он любил ее, а она считала его божеством, всегда утверждая, что их свела сама судьба. Каждый из супругов написал свою версию истории их любви и семейной жизни. Балерина издала две книги – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Композитор стал автором «Автобиографических записей».

Ради любимой Щедрин отказался от мечты о детях, которых очень любил и хотел. Когда его пригласили в программу к Владимиру Познеру, он признался, что когда речь в их семье заходила о детях, то Майя всегда говорила, что вот после этой премьеры точно подумают о детях. Но, премьера за премьерой, год за годом, так и ушла молодость, а потом думать о детях было уже поздно.

Было много слухов о личной жизни знаменитой пары. Говорят, что квартира в Мюнхене была подарком от актрисы Марии Шелл Щедрину, который, как утверждали, был объектом ее влечения. Брат Марии, Максимиллиан Шелл, был мужем российской актрисы Натальи Андрейченко. Щедрин никогда не отвергал своих дружеских связей с этой семьей, но отношения между ними оставались строго дружескими.

В одном из интервью ему задали вопрос о том, правда ли, что актриса собиралась покончить с собой из-за неразделенной любви к нему. Композитор ответил, что в то время он вообще жил в Великобритании и узнал об этой новости из газеты.

Дом в Мюнхене хранит воспоминания о жизни с Майей, там повсюду ее фотографии. На одной из них рядом с Щедриным запечатлен Леонард Бернстайн, великий музыкант и кумир российского композитора.

В начале мая 2015 года Щедрин остался без жены. Его возлюбленная Майя скончалась в Мюнхене от сердечного приступа. После ее ухода было обнародовано завещание, в котором она просила соединить ее пепел с пеплом ее любимого мужа и рассыпать его над территорией России.

Родион Щедрин сегодня

В декабре 2017 года вышел на экраны документальный фильм «Страсти по Щедрину», посвященный его 85-летию. В различных городах России прошли фестивали, где выступали известные музыканты и коллективы.

Щедрин остается энергичным и полным сил, он считается профессиональным долгожителем. К своему юбилею он создал произведение под названием «Сочинение для хора. А капелла».

Несмотря на постоянное пребывание в Германии с 90-х годов, Родион Константинович активно участвует в жизни своей родины. Весной 2018 года он посетил Генеральное консульство РФ и принял участие в президентских выборах. В компании маэстро был балетмейстер Игорь Зеленский.

В настоящее время Щедрин не заключает новых договоров о сотрудничестве из-за невозможности удовлетворить все поступающие предложения.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий