Роман Кармен был советским кинорежиссёром, документалистом и фронтовым кинооператором, чьи творческие достижения оставили неизгладимый след в истории отечественного кинематографа. Его имя стало символом мастерства и профессионализма.
Произведения Романа Кармена, в особенности его репортажи из гражданской войны в Испании, получили признание и восхищение как в Советском Союзе, так и за его пределами. Благодаря своему искусству и мастерству, он смог запечатлеть ключевые события и моменты времени, ставшие неотъемлемой частью истории.
Съёмки на фронтах Великой Отечественной войны стали важной частью его творчества, где он продемонстрировал не только своё мастерство кинооператора, но и внёс значительный вклад в сохранение исторической памяти.
Детство
17 ноября 1906 года в семье с художественными корнями в Одессе родился будущий знаменитый человек. Отец мальчика, Лазарь Осипович Кармен, занимался литературным творчеством, а его мать, Дина Львовна Лейпунер (1885—1938), была известна как переводчица художественной литературы с идиша. Архивы городского раввина Одессы хранят запись от 24 ноября того же года, свидетельствующую о рождении и обрезании на 24-е числа некоего Эфраима, сына Лейзора Иось-Беровича Коренмана, мещанина из Теофиполя, и его супруги Дыны.
Недолго спустя после появления нового члена в семье они переехали в Санкт-Петербург. Приглашение отца на работу в литературные издания послужило поводом для переезда. Их новый дом находился в Куоккале, пригороде Петрограда, где уже существовало литературное сообщество. Отец принимал участие в жизни местных писателей, поддерживал дружеские отношения с А.И. Куприным и познакомился с Максимом Горьким. Именно он подарил молодому Роману его первый фотоаппарат, «Кодак». События Октябрьской революции заставили отца вернуться в Одессу, где он стал активно участвовать в пропагандистской деятельности большевистской прессы и работал в Политуправлении Красной армии. Однако после захвата Одессы войсками Белой армии ему пришлось отказаться от редакторской работы и заняться уличной торговлей газетами. В результате, после ареста и тюремного заключения, отца освободили уже с тяжелым туберкулезом, что по сути означало его смертный приговор. Весной 1920 года Лазарь Кармен скончался, оставив после себя наследие творчества и борьбы.
Фотограф
После потери отца будущий известный фотожурналист и документалист продолжил своё обучение в трудовой школе, зарабатывая на жизнь продажей газет и помогая в автогараже Совморфлота. В период бедственного существования семьи он пережил заражение сыпным тифом. Благодаря гонорару за труды отца, в 1922 году он переехал с матерью в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), работал клерком в Московском городском ломбарде и зачислился на рабфак.
Фотография стала его увлечением ещё в детстве, и его первые успехи были отмечены публикацией в стенгазете рабфака. Его мать, на тот момент работавшая переводчиком и редактором в журнале «Огонёк», помогла ему устроиться фотокорреспондентом. Он вспоминал этот период с большим волнением, особенно ценил подписанный Кольцовым корреспондентский билет как драгоценное сокровище. Его первая фотография для «Огонька», выполненная по заданию редакции в сентябре 1923 года, запечатлела прибытие в Москву болгарского революционера В. Коларова, открывая новую страницу в его карьере фотожурналиста и документалиста. С этого момента он активно сотрудничал с журналами «Огонёк», «Прожектор», «Советское фото», вносил значительный вклад в развитие советской фотожурналистики и присоединился к группе «Российское общество пролетарских фотографов».
Его творчество в тот период отличалось стремлением к экспериментам с формой, использованием оптических эффектов и изысканиями в области композиции кадра, что, по его словам, способствовало профессиональному росту и пониманию журналистики. Он получил особое признание на первой выставке советского фоторепортажа в 1926 году в Доме печати и на выставке «10 лет советской фотографии» в 1927 году, где он был самым молодым из награжденных. Среди его значимых работ — репортажи о запуске первой советской ГЭС в Волхове и торжественном открытии Шатурской ГЭС.
Кино
Переломным моментом, который повлек его за собой в кинематограф, был показ фильма «К счастливой гавани» В. А. Ерофеева. Именно это произведение вдохновило его на поступление на операторский факультет Государственного техникума кинематографии в 1929 году, который он успешно закончил в 1932 году. Его первые шаги в кинематографе были сделаны еще в 1929 году, когда он снял серию сюжетов о коллективизации. А в последующем году он представил сюжет «Фабрика-кухня», который завоевал признание и популярность в кинематографическом сообществе.
С 1930 года он начал работать на киностудии «Союзкинохроника», которая затем была переименована в Центральную студию документальных фильмов. Одной из важных работ того времени стал репортаж о посещении Герберта Уэллса Москвы в июле 1934 года, который был снят уже в виде звукового киноинтервью. В детстве Кармена восхищала творчество Уэллса, поэтому этот проект имел для него особое значение. Уэллс рассказал Кармену о своей встрече с Лениным в 1920 году, когда Ленин предложил ему вернуться в Россию через десять лет. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже четырнадцать лет, Уэллс все же сдержал свое обещание и вернулся.
В 1936 году Кармен принял участие в роли кинооператора в значимом испытании легковых автомобилей маршрутом «Горький — Каракумы — Памир — Москва» вместе со спортсменами из общества «Динамо». Этот опыт обогатил его профессиональные навыки новыми уникальными кадрами и впечатлениями, расширив его видение документального кино.
Документальные фильмы о войне
За всё время своего творчества он активно занимался созданием документальных фильмов о военных конфликтах. Внимание к нему значительно выросло после участия в съёмках в Испании в период гражданской войны 1936-1939 годов. Узнав о событиях в Испании, Кармен почувствовал неудержимое желание присоединиться к освещению военных действий и решил предпринять всё возможное, чтобы отправиться туда. Для этого он написал письмо с просьбой о направлении его в Испанию, объясняя необходимость присутствия советского кинооператора на месте событий. Письмо было адресовано лично Иосифу Виссарионовичу Сталину и передано в Кремлевское бюро пропусков. Через две недели его пригласили к Борису Шумяцкому, главе Главного управления кинематографии, который одобрил его командировку и командировку Б. К. Макасеева в Испанию.
Из-за сложной политической обстановки, они вынуждены были уехать незаметно, так как в те годы официальные визы в Испанию, где шла гражданская война, не выдавались. После пересадки в Берлине и получения необходимых документов в Париже, они наконец добрались до Ируны, где в это время шли жестокие бои. Попав в центр событий, советские кинооператоры сразу же принялись за работу и затем вернулись в Париж, чтобы передать первые кадры своего «испанского кинохроники».
Фотографии, сделанные Карменом и Б. К. Макасеевым на передовой в Испании, вошли в специальные выпуски кинохроники, посвященные событиям в этой стране. Кроме того, Кармен отправлял репортажи для газеты «Известия» прямо с поля боя.
В 1938 году его творческий путь привел его в Арктику, на остров Рудольфа, а затем — в Китай, где он фиксировал боевые действия. Из Китая он привез фильм, который отражал несокрушимый дух и мужество китайского народа в условиях войны, насыщенный запахом пороха и передающий всю драматичность происходящих событий.
Помимо занятий созданием документальных фильмов, он также проявил себя в качестве фоторепортера для издания «СССР на стройке». Это известное издание, знаменитое своими впечатляющими отчетами о промышленном и социальном развитии Советского Союза, стало площадкой для демонстрации его способностей запечатлеть моменты строительства новой страны через объектив камеры. Его работы для этого журнала отличались глубиной и эмоциональной насыщенностью, позволяя читателям почувствовать масштаб и важность происходящих изменений.
Великая Отечественная война
В июне 1941 года он был вызван на фронт и стал оператором и руководителем киногруппы на Северо-Западном фронте. Он должен был снимать боевые действия во время Великой Отечественной войны, включая битвы под Москвой и Ленинградом. Помимо работы оператора и создания репортажей для газеты «Известия», он также был военным корреспондентом американского агентства Юнайтед Пресс. Из-за того, что иностранные корреспонденты не имели прямого доступа на фронт, ему пришлось сотрудничать с Совинформбюро.
В августе 1942 года он принимал участие в съемках прибытия Уинстона Черчилля в СССР в рамках своей работы в киногруппе. Его участие в освобождении Варшавы, взятии Кёнигсберга, а также в форсировании рек Неман, Висла и Одер, а также документирование освобождения концлагеря Майданек выделяли его как одного из первых кинооператоров, фиксирующих эти ключевые моменты войны.
В феврале 1943 года он снимал капитуляцию генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса под Сталинградом. Его снимок «Допрос Паулюса» с участием К. К. Рокоссовского получил широкое распространение в мировой печати. Несмотря на то, что Кармен не спал трое суток, он смог оперативно доставить киноматериалы в Москву, что стало значимым вкладом в документирование Сталинградской битвы.
Неповторимым событием в его биографии оказалась попытка установить телефонный контакт с министром пропаганды Нацистской Германии Йозефом Геббельсом во время операции по штурму Берлина. Это удалось благодаря доступу к телефону с линией связи с центром города. Хотя история эта не была опубликована Совинформбюро, она подчёркивает храбрость и изобретательность Кармена в качестве военного корреспондента.
8 мая 1945 года Кармен зафиксировал подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии, став свидетелем исторического момента окончания войны в Европе. В его работах отразились не только боевые действия, но и мирные события, такие как банкет с участием высокопоставленных советских командиров и представителей союзников.
На Нюрнбергском суде Кармен снял документальный фильм «Суд народов», который стал значимым свидетельством судебного процесса над нацистскими преступниками. Вместе с Е. Вертовой-Свиловой он выступил в роли режиссёра и сценариста этого фильма, фиксируя ключевые моменты процесса, включая показания генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса против руководства Третьего рейха. Встреча и диалог Кармена с Паулюсом на суде подчёркивали важность личного взаимодействия и обмена информацией в контексте исторических событий.
Таким образом, Роман Кармен всегда стремился запечатлеть ключевые события XX века, принимал участие в значимых исторических моментах и создавал документацию военного времени. Его работа оставила неизгладимый след в истории документального кино, позволяя будущим поколениям видеть историю глазами участника событий. Роман Кармен, как один из ведущих кинодокументалистов своего времени, показывает, что талант и постоянный труд могут служить исторической правде и памяти, делая его наследие важной частью мирового культурного и исторического наследия.
До половины 70-х годов XX века Роман Кармен активно путешествовал по различным уголкам мира, включая такие страны, как Албания, Вьетнам, Китай, Бирма, Индия, Индонезия и страны Южной Америки, создавая уникальные документальные фильмы, отображающие ключевые события и явления того времени. В 1945 году он снял парад в честь освобождения Албании, подчеркивая моменты национального гордости и радости от освобождения страны.
Ашхабадское землетрясение в 1948 году показало, насколько важной стала профессиональная деятельность Кармена. Это продемонстрировало, как кинодокументалистика может оказывать влияние на общественное сознание и мобилизовать помощь пострадавшим.
Поездка во Вьетнам и встреча с Хо Ши Мином открыли новую главу в документировании борьбы народов за свою независимость. Работа Кармена и его коллег во Вьетнаме привела к созданию документальной картины «Вьетнам», которая стала выдающимся образцом кинематографического искусства, признанного как во Вьетнаме, так и за его пределами. Награждение орденами Труда Вьетнама подчеркнуло их значительный вклад в культурные и политические связи между странами.
Творчество Кармена в странах Китай, Бирма, Индия, Индонезия и Южная Америка проливало свет на разнообразие жизни, культурных традиций и социально-политических процессов в различных уголках мира, расширяя границы советского документального кино. Его фильмы, такие как «Испания», «Берлин», «Суд народов», «Повесть о нефтяниках Каспия», «Вьетнам», «Утро Индии» и многие другие, стали важной частью мирового документального наследия.
Фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…», созданный в сотрудничестве с Константином Симоновым, выделяется своей интернациональной и антифашистской направленностью, вновь подтверждая важность темы борьбы с фашизмом и поддержки универсальных ценностей свободы и справедливости.
Личная жизнь
Жизненный путь Романа Лазаревича Кармена был наполнен яркими и порой драматическими событиями, которые не уступали по напряженности сюжетам его фильмов. Его первый брак с Марианной Ярославской, дочерью известного революционера, оказался недолгим: Марианна ушла от Кармена в пользу дипломата Марселя Розенберга. После репрессий в отношении второго мужа, Марианна посвятила себя скульптуре и уехала в Сибирь, где ее сердце завоевал Василий Воронкин, будущий пионер реабилитации инвалидов по зрению.
Дружба Романа Лазаревича с Юлианом Семеновым, автором образа Штирлица, придала его жизни новый оттенок, подчеркнув взаимное уважение и творческое взаимодействие между двумя мастерами слова и изображения. Кармен, создатель важных книг и документальных фильмов, оставил свое наследие не только в виде исторических свидетельств, но и оставил глубокий след в литературе, написав послесловие к произведениям Семенова.
Трагедия, потеря обоих сыновей в 2013 году, стала серьезным испытанием для семьи Кармен. Однако продолжение династии в лице внука Максима, выбравшего путь оператора и продюсера, свидетельствует о неугасимом творческом духе семьи Кармен.
Последние годы и смерть
Роман Кармен начал преподавать во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК) с 1960 года и с тех пор сделал значительный вклад в подготовку будущих кинематографистов. Он занимал позицию заведующего кафедрой режиссуры документального кино и акцентировал внимание на развитии мастерства студентов, чтобы сохранить и продолжить традиции советского документального кино. В 1970 году ему было присвоено звание профессора, что подтверждает его высокий уровень педагогической и научной работы.
Кроме своей работы в институте, Кармен оставил также значительный след в литературе. Он написал множество книг и статей для печатных изданий, что помогло ему внести свой вклад в теорию и практику документального кино и распространить свои идеи среди широкой публики.
Его активность была высоко оценена как в профессиональной сфере, так и на уровне государства. Вступив в ВКП(б) в 1939 году и в Союз писателей СССР в 1940 году, Кармен активно участвовал в культурной жизни страны. С 1965 года он занимал должность секретаря правления Союза кинематографистов СССР, подчеркивая свою значимость в кинематографическом сообществе и вклад в развитие советского кино.
Жизнь и творчество Романа Кармена завершились 28 апреля 1978 года в Москве, оставив богатое наследие, которое продолжает вдохновлять и сегодня. Прощание с ним проходило в Большом зале Дома кино, что свидетельствует о глубоком уважении и признании, которыми его окружали коллеги и поклонники. Его захоронение было на Новодевичьем кладбище.