Роман Козак – российский актер и режиссер театра. Его постановки были представлены на сценах различных театров, включая МХАТ и Театр русской драмы в Риге. Он возглавлял театр им. Пушкина в Москве и сумел вернуть публику и ее признание в трудное время для коллектива. Козак был заслуженным деятелем искусств РФ и председателем Гильдии театральных режиссеров РФ.
Он также писал блог для издания «Сноб».
Детские и юношеские годы
29 июня 1957 года в городе Винница появился на свет Роман. Перед его вступлением в творческую среду стояло обучение в Московском электротехническом институте связи.
Однако искусство взяло верх, и Роман получил образование в школе-студии МХАТ. Учеником актера Олега Ефремова, он приобрел свой уникальный стиль работы. В беседах с журналистами Роман не раз вспоминал, что его учитель вложил много усилий, чтобы он смог достичь успеха.
В 1982 году Роман закончил учебу и сразу же присоединился к театральной труппе. Он стал актером МХАТа, а также работал в театре-студии "Человек" в качестве актера и режиссера. Однако Козак решил изменить свою профессиональную деятельность и вскоре стал режиссером, оставив актерскую работу в прошлом.
Театральная деятельность
Первые постановки Козака — это крупные проекты под названием "Чинзано", которая была представлена в 1987 году, и спектакль "Елизавета Бам на елке у Ивановых", который порадовал публику два года спустя. Основой для этих спектаклей послужили произведения Даниила Хармса, Людмилы Петрушевской и Андрея Введенского, принеся режиссеру первую славу. При создании театра "Пятая студия МХАТ" в 1990 году Козак использовал произведение Лермонтова "Маскарад" для своего первого спектакля, не делая различий между современными и классическими произведениями.
Через год режиссер снова был повышен и стал главным постановщиком в театре им. К. С. Станиславского, где продолжил работать с известными авторами. Результатом этой деятельности стал спектакль под названием «Дон Кихот». Роман сотрудничал с театром в течение года, после чего ему было предложено поработать в Рижском театре русской драмы.
Режиссер продолжил работать над спектаклями, основанными на классических произведениях, и результатом стали его постановки спектаклей «Самое главное», основанный на произведениях Николая Евреинова, «Пляска смерти», основанный на произведениях Августа Стриндберга, и «Отелло» Уильяма Шекспира. Премьеры состоялись в 1995, 1996 и 1997 годах.
Этот талантливый мужчина продолжал сотрудничать с театром, где зрители могли увидеть его постановки «Маленьких трагедий», основанный на произведениях Пушкина, а также «Любовь в Крыму» по пьесе Мрожека. Козак неоднократно получал предложения о сотрудничестве от зарубежных театров.
В начале 2000-х годов Козак получил предложение от руководства театра им. А. С. Пушкина возглавить его коллектив. Театр находился в кризисном состоянии: зрители не проявляли интереса, спектакли не имели художественной ценности, а руководитель труппы не справлялся с ситуацией. В этой связи руководство обратилось к Роману, надеясь на его способность изменить положение дел.
Козак поставил условие: он хотел занять должность худрука, а не главного режиссера, чтобы иметь больше полномочий. Руководство театра согласилось изменить устав ради этого предложения.
Энергия и преданность постановщика в его работе придали театру свежесть и новое дыхание, оживив его. Изначально Роман решил убрать с постановок 6 спектаклей, что привело к появлению у театра собственной уникальности. Вместо бульварных шоу и мелодрам, сцена стала отражать творчество, основанное на стройной логике и глубоких идеях.
После прихода в театр имени Пушкина Роман привлек к себе внимание драматургов и других режиссеров. Многие из них стремились к совместной работе с этим талантливым режиссером, что также способствовало улучшению статуса театра. Роману удалось привлечь к работе в театре актеров с большим опытом, а также дать шанс молодым талантам, зная, что молодость окажет положительное влияние на развитие этой культурной стопы.
На сцене этого театра представлены примечательные работы Козака, такие как «Офисный роман», «Любовь и гнев», «Веселые женщины», «Коварные игры», и другие. Обновленный репертуар сделал театр одним из лучших в городе.
Личная жизнь
Жена Романа стала руководительницей Театра современного танца по имени Алла Сигалова. Это был уже второй брак для нее. Личная жизнь пары была полна счастья и безмятежности. 16 лет совместной жизни были наполнены гармонией, они ни разу не расставались, проводя время вместе как дома, так и на работе.
Роман считал свою жену талисманом и всегда заботился о ее чувствах, поэтому их семейная жизнь была полна счастья. У них родились две дети: дочь по имени Анна и сын по имени Михаил. Аня выбрала профессию дизайнера интерьера, а Миша стал журналистом.
Роман Козак был ярким и активным человеком, но его жизнь была короткой. В возрасте 52 лет он умер от неизлечимого заболевания, которое положило конец его карьере постановщика. Он всегда был деловым и активным, не мог себе позволить сидеть без дела в постели, дожидаясь выздоровления.
Он усердно работал над постановкой пьесы Островского под названием "Бешеные деньги", и посещал все репетиции, чтобы дать наставления актерам. Это еще больше подорвало его здоровье. Роман скончался 28 мая 2010 года от рака гортани, не успев присутствовать на премьере спектакля.
По прошествии двух дней со дня ухода из жизни, состоялась церемония прощания с режиссером. Могила Козакова находится на столичном кладбище Троекуровском. Творческое наследие мастера включает в себя фотографии и видеозаписи его спектаклей, а также заметки, написанные им для своего авторского блога в проекте «Сноб» (в настоящее время блоги «Сноба» недоступны).