Роман Виктюк — биография, личная жизнь и причина смерти

Роман Григорьевич Виктюк – талантливый театральный режиссёр, педагог, сценарист, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка, который работал и в Советском Союзе, и в Украине, и в России.

Один из крупнейших мастеров, Роман Виктюк, смог полностью изменить советский театр в период "перестройки". Он воссоздал эстетику театра, повторяя подвиги Александра Таирова, и вновь воссоздал красоту человеческого тела. Благодаря ему, была поставлена запретная драматургия Людмилы Петрушевской и Александра Вампилова. Один из самых известных спектаклей – "Служанки" по пьесе Жана Жене.

Детство

Роман Григорьевич Виктюк увидел свет в 1936 году в Львове. Его родители, учителя по профессии, воспитали ещё двух детей: Кристину и Дануту. Время военных лет оставило неизгладимый след в памяти Романа Григорьевича — бомбежки и голод стали навсегда в его сердце.

Искусством театра Роман увлекался с малых лет — он ставил спектакли в студии Львовского дворца пионеров и даже устраивал импровизации с друзьями во дворе.

В 1952 году после окончания школы, Роман Виктюк поступил в ГИТИС, чтобы изучать актёрское искусство под руководством М.Н.Орловой и В.А.Орлова. Среди его учителей были знаменитые Юрий Александрович Завадский и Анатолий Васильевич Эфрос. Роман был самым молодым студентом на курсе и считался наиболее перспективным по мнению своих преподавателей. Интересно, что при его выпуске, дипломную комиссию ГИТИСа возглавляла Алиса Коонен, и он смог получить её автограф на своём дипломе.

Творческий путь

После окончания ВГИКа, Виктюк вернулся в свой родной город по распределению. Он работал в Львовском театре юного зрителя не только в качестве актёра, но и как режиссёр. Его дебютом на режиссёрском поприще стали постановки спектаклей «Все это не так просто» по пьесе Г. Шмелева (1965 год), «Город без любви» по произведению Л. Е. Устинова, «Фабричная девчонка» А. Володина и «Дон Жуан» Ж.-Б.

Мольера. Кроме того, он активно работал в театрах Киева. Его дебютные постановки вызвали большой интерес у критиков и зрителей.

В 1968 году Виктюка пригласили на должность главного режиссёра театра юного зрителя в городе Калинина (ныне Тверь).

Он провел пять лет в Русском драматическом театре Вильнюса, где поставил несколько известных спектаклей, включая «Утиную охоту», «Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова, «Марию Стюарт» Ю. Словацкого, «Валентина и Валентину» М. Рощина, «Чёрную комнату» по пьесе П. Шеффера, «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Принцессу и дровосека» Г. Волчек и М. Микаэлян, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина. Позже, уже в Москве, Виктюк поехал в Вильнюс для постановок «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (1988 год).

Сначала Виктюк поставил «Мелкого беса» от Федора Сологуба. Он исследовал природу зла, демонстрируя, как зло скрывается за приличием и красотой. Его постановка «Мастер и Маргарита» выделялась среди других спектаклей своей мрачной атмосферой и постоянным присутствием смерти в сталинскую эпоху.

Он режиссировал несколько спектаклей для советского Центрального телевидения, включая «Игроки» (1978), «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1980) и «Девочка, где ты живешь?» (1982).

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» состоялась постановка знаменитых «Служанок» по пьесе Жана Жене, в которой все женские роли исполняли мужчины. Алла Сигалова создала уникальную хореографию, Асаф Фараджев написал выразительную музыку, костюмы Аллы Коженковой и экзотический грим Льва Новикова придали спектаклю особое очарование. Исполнение ролей Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё) в сочетании с актёрской пластикой Валентина Гнеушева позволило Виктюку создать удивительное произведение искусства в духе Александра Таирова. «Служанки» покорили мир, получили массу восторженных отзывов и стали настоящей легендой.

Роман Григорьевич имел удачу: возникновение его театра пришлось на период конца 80-х — начала 90-х годов, когда распался Советский Союз, и все запреты и табу утратили силу. Он стал одним из первых, кто начал внедрять гей-культуру в русский театр, причем делал он это неявно, недекларативно. Для него в сексуальном проявлении человека не были важны физиология и анатомия, важна была красота и тайна любви. По мнению Виктюка, только в сексе человек ведет себя естественно. Его постановки показали, что тело может быть выражением мысли.

Асоциальность спектаклей Виктюка в сочетании с их аффектированной сексуальностью создавали гипнотический эффект, который непременно завораживал зрителей.

В 1991 году Роман Виктюк сумел получить у московского правительства заброшенное здание ДК Русакова в Сокольниках и создать частный театр, который не претендовал на государственную поддержку. Театр Романа Виктюка открылся спектаклем «Мадам Баттерфляй» с участием Сергея Маковецкого и Эрика Курмангалиева (автор пьесы, Дэвид Генри Хуан, присутствовал на премьере в 1990 году и не смог найти слов, чтобы описать свои ощущения). Театр объединил актёров из различных театров, разделяющих видение мира с режиссёром. Активное сотрудничество с режиссёром продолжила художник-постановщик Алла Коженкова.

В начале 90-х годов ни у одного режиссера не было такого успеха, как у Виктюка. Его представления посещали знаменитости, в зале можно было увидеть – Анатолия Чубайса, Эдуарда Лимонова, Ирину Александровну Антонову, Аллу Демидову, Геннадия Бортникова. На какое-то время его театр стал своеобразным клубом.

Ведя свою театральную деятельность, режиссер продолжал ставить спектакли за рубежом. Он поставил спектакли не только в России и на Украине, но и в других странах – в Швеции, Финляндии, Греции, Италии, Израиле, США и Югославии.

В 1991 году его спектакль "Дама без камелий", поставленный на сцене Вахтанговского театра, принес ему награду "Киевская пектораль" в номинации "Лучший спектакль драматического театра".

В Соединенных Штатах его имя было внесено в список «50 значимых личностей второй половины ХХ века».

В 1996 году Театр Романа Виктюка получил статус государственного учреждения. А в 1998 году на его сцене дебютировала постановка «Саломея», которая стала культовой и отразила все особенности художественного стиля режиссера, став визитной карточкой театра.

Однако у Театра Виктюка не всегда всё шло гладко. Постановка «Лолита Э. Олби» по роману В. Набокова (1992 год) вызвала довольно сдержанную реакцию зрителей, дебют балерины Натальи Макаровой в качестве драматической актрисы в спектакле «Двое на качелях» У. Гибсона также не вызвал восторга, а постановка «Рогатка» Николая Коляды была встречена прохладно. В спектаклях стали преобладать чёрно-белые тона, декорации делались небрежно, музыкальное сопровождение стало оглушительно громким, а актёры работали эскизно. Ажиотаж вокруг постановок Виктюка стал угасать.

В 2016 году после серьёзной реконструкции зрительный зал Театра Романа Виктюка преобразился и стал напоминать античный амфитеатр. Именно в отремонтированном здании режиссёр отметил свой 80-летний юбилей, поставив спектакль «Минувшим летом…».

Политические взгляды

В 2006 году в интервью для Би-Би-Си Роман Григорьевич похвастался, что из 156 спектаклей ни один не был поставлен в угоду сильным этого мира.

Он выразил поддержку Оранжевой революции на Украине, назвав её "духовной вспышкой".

В 2014 году, комментируя события на Донбассе, режиссер призвал жителей региона отключить телевизоры, чтобы самостоятельно разобраться в происходящем. Также в своём театре он поставил пьесу украинского автора Павла Арье "В начале и в конце света". Спектакль "Чернобыль" рассказывал о беде Украины, о бесприютности и сиротстве брошенного народа. В спектакле звучали украинские песни, а лейтмотивной была песня-стон Вакарчука "Ой, чий там кинь стоить".

Преподавательская деятельность

Роман Григорьевич работал в Московском эстрадно-цирковом училище, где он обучал таких известных артистов, как Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин и Валентин Гнеушев.

Профессор Виктюк, преподающий в РАТИ-ГИТИСе, имел три выпуска студентов, среди которых были Ростислав Колпаков, Павел Карташев, Андрей Шакун и Евгений Лавренчук.

Также, он проводил обучающие семинары на курсах актерского мастерства и режиссуры в Польском театре в Москве.

С 17 октября 2019 года Виктюк награжден международной театральной премией Станиславского «За вклад в развитие российского театра».

Много слухов ходило о личной жизни известного режиссёра, связанных с его предполагаемой принадлежностью к гей-культуре. Однако за кулисами его театра «порока» ничего подобного не происходило. Все были заняты своей тяжёлой повседневной работой.

В молодости Роман Виктюк был женат. Его супруга работала на «Мосфильме» и занималась не творческой профессией, что, возможно, стало причиной их развода.

В дальнейшем он решил, что творчество – это дело одиночек, и не ведал романов. У него не было детей, но он считал своими детьми своих племянников.

В течение долгого времени Виктюк не имел постоянного жилья в Москве и всегда носил один и тот же чёрный кожаный пиджак. Когда он приобрел свой собственный театр, его продюсер занялся приобретением квартиры бывшего Василия Сталина на Тверской улице с видом на кремлевские звезды. Его гардероб пополнился пиджаками самых разнообразных расцветок и фасонов. Образ художника в представлении Виктюка дополняли какие-то туманные очки в пол-лица. Он обожал сильные запахи парфюма, поэтому его появление всегда было заметно в театре.

Роман Григорьевич был удивительно наивным человеком, он думал, что сможет уговорить, обольстить и очаровать всех. Он часто ошибался. Его детская наивность проявлялась в театральных восклицаниях и живописных жестах. Виктюк очень любил выходить на поклоны.

Смерть

Роман Григорьевич не переносил болезни и презирал лечение. В конце 2020 года его госпитализировали в больницу братьев Бахрушиных с COVID-19.

17 ноября его перевели в госпиталь для ветеранов войн № 2, где тот же день он скончался в реанимации от тромбоэмболии.

23 ноября состоялась похоронка Романа Виктюка в склепе его семьи на Лычаковском кладбище в Львове.

  • "Утиная охота"
  • "Вечерний свет"
  • "Служанки"
  • "Федра"
  • "Лолита"
  • "М. Баттерфляй"
  • "R&J. Ромео и Джульетта"
  • "Давай займемся сексом"
  • "Дама без камелий"
  • "Наш Декамерон"
  • "Царская охота"
  • "Татуированная роза"
  • "Квартира Коломбины"
  • "Саломея"
  • "Заводной апельсин"
  • "Мастер и Маргарита"
  • "Мелкий бес"
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий