Ростислав Алексеев — биография конструктора и кораблестроителя

Ростислав Алексеев — знаменитый советский кораблестроитель, конструктор яхт, обладатель звания мастера спорта СССР и лауреат нескольких государственных премий. Он известен как автор уникальных проектов экранолетов, экранопланов и судов на подводных крыльях.

Детство и юность

Знаменитый мастер кораблестроения появился на свет зимой 1916 года в Брянской области. С детских лет парень отличался целеустремленностью, любознательностью и проницательностью. Вероятно, эти качества Ростислав унаследовал от своих родителей. Мама будущего конструктора была учителем русского языка, а отец – известным агрономом, членом Академии наук Белорусской ССР.

Интерес родителей к науке передался и остальным детям из семьи Алексеевых. Старший брат Ростислава, Анатолий, работал радиоинженером. В 1941 году Анатолий исчез без вести. Сестры Маргарита и Галина также выбрали свою судьбу в точных науках: одна из них стала архитектором, а другая – кандидатом физико-математических наук.

С детства Ростислав питал страсть к морю. В 14 лет он смастерил свою первую подводную лодку. Хоть конструкция была простой, но она успешно держалась на воде. Ростислав не прекращал свои эксперименты и через два года создал свою первую яхту. Одним из самых значимых изобретений молодого конструктора стала яхта-швертбот под названием «Пират». эту яхту Алексеев построил в 1935 году для участия в любительской регате.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Любовь Алексеева к парусному спорту всегда была его страстью. Он лично создавал яхты для гонок, что вызывало восхищение у жюри. Впрочем, эти яхты не уступали в качестве более дорогостоящим моделям, собранным на заводах. Некоторые из изделий Алексеева превосходили в маневренности и скорости купленные образцы.

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Нижний Новгород. Здесь молодой человек поступил в Горьковский индустриальный институт. Осенью 1941 года Ростислав защитил диплом и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда двадцатипятилетний Алексеев мечтал о создании крылатых кораблей.

В начале Великой Отечественной войны, молодой Алексеев оказался в самом разгаре событий. Несмотря на то, что сам он не участвовал в боевых действиях, он старался помочь своей стране насколько это было возможно. Осенью 1941 года, чертежи его новых судов для борьбы с подводными лодками попали в руки народного комиссара Военно-морского флота. В начале ему показалось, что идеи молодого конструктора слишком слабы, но тот не сдавался и продолжал работать.

Ростислав надеялся, что в скором времени его разработки попадут в серийное производство. Для этого он создавал опытные экземпляры своих судов и тестировал их на Волге, укрепляя крылья и проверяя устойчивость судов раз за разом.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Вскоре молодой ученый нашел поддержку у руководства завода «Красный Сормов». Во время военных лет на этом предприятии производились не корабли, а танки. Несмотря на большую загруженность производства, Алексееву разрешили ежедневно заниматься своим проектом в течение двух часов. Готовый образец был спущен на воду весной 1943 года. Это судно могло развивать скорость до 30 км/ч.

К сожалению, ни одно из изобретений Алексеева так и не было использовано для помощи Красной Армии. Однако молодой инженер регулярно предлагал новые идеи и разрабатывал чертежи. Возможно, это принесло пользу самому изобретателю. Алексееву больше всего нравилось создавать «мирные» корабли, хотя правительство не всегда давало ему такую возможность.

В 1954 году ученый был отклонен в своем запросе на разработку пассажирского катера на подводных крыльях. Даже после повторной подачи заявки, ему вновь было отказано. Казалось, что кто-то во власти очень недолюбливал Ростислава Евгеньевича. Вопреки козням недоброжелателей, весной 1957 года удача улыбнулась кораблестроителю. На воду спустили корабль под названием «Ракета». Это судно могло перевозить до 66 пассажиров.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Начиная с этого времени, инженер ежегодно выпускал пассажирские СПК. Алексеев работал над такими судами, как «Комета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник». Некоторые из этих кораблей до сих пор используются на реках России.

Однако он не ограничивался только пассажирскими судами. Он мечтал о создании более быстрых кораблей, и начал разрабатывать экранопланы. В результате его трудов был создан образец, который взлетел в воздух летом 1961 года. Этот корабль мог разгоняться до 200 км/ч. На испытаниях этого образца присутствовал сам Никита Хрущев. Чуть позже был спущен на воду экраноплан «КМ», который в западных странах был известен как «Каспийский монстр». В то время «КМ» считался самым крупным и тяжелым воздушным судном в мире.

Важный вклад в развитие отечественного кораблестроения внёс Ростислав Алексеев. В 1951 году он стал лауреатом Сталинской премии второй степени. А в 1962 году его заслуги были отмечены на государственном уровне. Ученый был удостоен звания «Заслуженный изобретатель» и получил Ленинскую премию.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Так же, как и многие другие выдающиеся личности того времени, Алексеев столкнулся с завистью и предательством. В 1962 году его лишили всех должностей, возможно, потому что советские власти испытывали личную неприязнь к ученому. Перед отстранением Алексеев встретился лично с Никитой Хрущевым. Как закончилась эта встреча, никто не знает, возможно, Хрущев счел, что Алексеев «выскочил из кожи».

Парусный спорт

В течение долгого времени парусный спорт был главной страстью Ростислава Алексеева. Он даже написал собственную автобиографию от лица яхтенного капитана, которую завершил осенью 1945-го года. В своей книге он вспоминал, что полюбил воду и водный спорт еще в 14 лет. В свои юношеские годы Ростислав построил три лодки, был юнгой на парусных вельботах и на шхуне.

В шестнадцать лет Алексеев построил свою первую яхту, на которой тренировался выходить в открытое море. Но настоящим произведением искусства стала вторая яхта Ростислава, которую он назвал «Пират». Будущий конструктор специально создал это судно, чтобы быть быстрее и маневреннее чужих яхт.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

В последующем, Алексеев многократно принимал участие в разнообразных соревнованиях. Начиная с 1937 года, исследователь неоднократно занимал призовые места в парусных регатах.

С 1938 года Алексеев также работал в качестве тренера по парусному спорту. Одновременно с основной работой, ученый занимался проектированием яхт. Все суда, на которых он выступал, были изготовлены им самостоятельно. Также, Алексеев модернизировал свои яхты, улучшал паруса, рангоут.

В 1946 году Алексеев был удостоен звания «Мастера спорта СССР». Через два года конструктор построил свою последнюю яхту, которая получила название «Ласточка». Позднее, изобретатель подарил это судно своим коллегам-гонщикам.

В пятидесятых годах Алексеев вынужден был оставить парусный спорт из-за большой занятости. Однако его интерес к спорту не угас. Интересно, что исследователю нравились различные виды спорта — помимо парусных яхт, он увлекался мотогонками, парашютизмом, водными лыжами, подводным плаванием, дельтапланеризмом. Алексеев также катался на горных лыжах в Чегете и Северной Осетии. Интересно, что он принимал участие в основании горнолыжной базы под названием «Импульс».

Ростислав Евгеньевич Алексеев

У Алексеева были выдающиеся художественные способности, которыми он с удовольствием пользовался, посещая художественную студию. По собственной инициативе Ростислав Евгеньевич оставил за собой обширную коллекцию набросков и этюдов.

Также Алексеев обладал умением управлять различными видами самолетов и вертолетов. Инженер всегда активно участвовал в испытаниях своих экранопланов и судов.

Личная жизнь

Рано Ростислав Алексеев устроил свою личную жизнь. Еще во время учебы в университете он встретил девушку Марину, которая обучалась на химическом факультете. Летом 1941 года они стали семьей. Их брак был крепким и счастливым, но одно обстоятельство постоянно тенило их счастье – у них умирали дети.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Один из детей Алексеевых скончался при родах, а другой умер в раннем детстве из-за сердечного порока. Только весной 1944 года у супругов родилась дочь по имени Татьяна. У новорожденной тоже были проблемы со здоровьем, и родители были очень обеспокоены её будущим. Тем не менее, Татьяна смогла выжить. Позже в семье родился еще один ребенок – сын Евгений.

Смерть и память

Ростислав Евгеньевич не был склонен обращаться к врачам, предпочитая решать свои проблемы самостоятельно. Он считал, что если не чувствует боли, значит все в порядке. Свое свободное время он посвящал всей душой своей работе. Даже после двух поездок в санаторий, он всегда возвращался к своим экспериментам.

Зимой 1980 года он присутствовал на испытании новой версии экраноплана, но в результате аварии получил серьезную травму, после которой последовали несколько операций, но безуспешно.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

В этом году 9 февраля произошло уход из жизни Алексеева. Причиной смерти известного конструктора стало заболевание плевритом. Многие жители Нижнего Новгорода пришли проводить великого изобретателя в последний путь. Похороненный он был на Бугровском кладбище, где установлен его бюст в знак уважения.

Ростислав Алексеев всё ещё остаётся одним из наиболее известных судостроителей России. В его честь было создано Центральное конструкторское бюро по созданию подводных крыльевых судов. В Нижнем Новгороде названа площадь в честь ученого, где был установлен памятник.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий