Руаль Амундсен — биография и открытия путешественника

Руаль Амундсен был норвежским исследователем, который открыл множество новых географических маршрутов и объектов. Он успел отметить на карте более ста островов, покорить Арктику на дирижабле, установить точное местоположение Северного магнитного полюса, и преодолеть неизведанный Северо-Западный проход, ведущий к берегам Заполярья.

Ранние годы

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен появился на свет в Борге, Норвегия, 16 июля 1872. Его семья имела удивительную историю, начавшуюся в XVII веке на скандинавском острове Асмалей. Предки были крестьянами, а со временем их потомки стали владельцами судоверфи и имения на побережье Осло-фьорда, когда Руаль, его братья Йенс Уле Антони, Густав Салквист и Леон появились на свет.

Отец будущего исследователя, Йенс Амундсен, нажил немалое состояние, поставляя продовольствие на Кавказ в период с 1853 по 1856 года во время войны. Кроме того, он организовал перевозки наемных рабочих из Китая на Кубу.

Мать Руаля, по имени Ханна Хенрика Густава Салквист, происходила из семьи служащего таможни. Она занималась хозяйством и воспитанием детей. Муж ее заработок не нравился, поэтому она старалась, чтобы дети не следовали его путем. Но ее опасения оказались обоснованными: два сына занялись торговлей, а другие выбрали военную карьеру и путешествия.

Мать не одобряла отцовский подход к воспитанию сыновей. Мужчина старался привить детям любовь к физическому труду, создавая для них спартанские условия. Руаль и его братья занимались гимнастикой, дрались с соседскими мальчишками и участвовали в потасовках еще с детства.

Будущий великий географ проявлял высокомерие и независимость: не придавал значения словам учителей, не стремился превзойти успехи других учеников и часто отставал в учебе. Он сдал выпускные экзамены последним и едва получил свидетельство о школьном образовании.

В 1886 году после смерти отца семья была перевернута, и мать уговорила Руаля переехать в столицу и поступить на медицинский факультет в Университет Кристиании. Молодой человек старался, но, проходя подготовительный курс, осознал, что карьера врача не привлекает его. В 1983 году умерла мама, и никто уже не мог остановить его — упрямый Руаль бросил учебу.

Ощутив свободу и возможность руководить своей жизнью, Руаль все чаще мечтал о путешествиях, интерес к которым появился после изучения биографии британского мореплавателя Джона Франклина. Пройдя военно-медицинскую комиссию и получив одобрение, молодой человек принял участие в лыжном походе на плоскогорье Хардангервидда, а затем устроился на промысловое судно, чтобы осуществить свою мечту и получить звание штурмана северного флота для дальнейших плаваний.

Экспедиции

В 1896 году Амундсен получил звание штурмана и отправился в свое первое путешествие к Южному магнитному полю вместе с исследователем из Бельгии Адриеном де Жерлашем. Экспедиция была международной, поэтому Амундсен получил много впечатлений. Целью исследователей было достичь Антарктиды, оставить четверых членов экипажа на зимовку для сбора данных и вернуться обратно.

Удачный проход через Магелланов пролив отличил Руаля, который смог совершить лыжный переход вдоль берегов острова Ту Хэммок, что до него не удавалось никому. Вместе с остальными членами экспедиции отважный путешественник пробыл 13 месяцев на неожиданной зимовке, которая выявила в нем множество лидерских качеств.

Во время пребывания в ледяных просторах Руаль предложил сшить теплую одежду из имевшихся на борту одеял, а также организовал добычу еды: ловил тюленей и пингвинов, разнообразив питание команды. Вместе с корабельным врачом Фредериком А. Куком Амундсен стремился сохранить дружеские отношения между участниками экспедиции, осознавая тяжесть психологического напряжения. Однако Жерлаш негативно отозвался обо всех усилиях подчиненного, что привело к первому серьезному конфликту на дрейфующем судне.

Прежние правила Национального географического общества утверждали, что только мужчина бельгийской национальности мог командовать экспедицией. Однако норвежец признался, что к 1897 году он полностью взял на себя руководство антарктической миссией. Руаль ценил жизнь людей превыше всего и активно помогал капитану в выведении команды из ледяной зоны. В конечном итоге у него повезло, и 5 ноября 1899 года команда благополучно высадилась в Антверпене.

Опыт, который получил участник бельгийской экспедиции, побудил его остаться в Германии и начать изучать геофизику и исторические материалы, связанные с Северо-Западным проходом. Во время пребывания в Гамбурге он завел важные знакомства с директором обсерватории Георгом фон Ноймайером, основателем метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.

В 1901 году эти люди вдохновили норвежца купить большое промысловое судно с названием "Йоа". После переделки яхты началось планирование путешествия к Северному Ледовитому океану. В июне 1903 года судно отправилось от берега, и к сентябрю уже подошло к Арктическому архипелагу Канады. После двухгодичной зимовки удалось налаживать отношения с местными эскимосами, чьи знания пригодились в дальнейших планах экспедиции, включая два похода к Северному магнитному полюсу.

Руаль решил не останавливаться на достигнутом и принял активное участие в полярной гонке, но не смог обогнать Роберта Пири и Фредерика Кука, которые прибыли на Северный полюс, пока его экспедиция норвежца готовилась к отправлению.

После неудачи Амундсен изменил планы и отправился на другую сторону земного шара. Такая же идея пришла к Роберту Скотту, капитану королевского флота Великобритании. Он реализовал свое намерение, но только через две недели после Амундсена.

Руаль организовал экспедицию и перебирался на собачьих упряжках поэтапно, благодаря чему ему удалось зимовать в лагере "Фрамхейм" в Китовой бухте, а 14 декабря 1911 года он достиг Южного магнитного полюса Земли.

Вначале, экспедиция Амундсена проводилась с научной целью, поэтому исследователи вынуждены были многократно проверять географические координаты, опираясь на данные секстанта и искусственного горизонта, чтобы достичь максимальной точности. В итоге команда норвежского исследователя сделала необходимые отметки и оставила послания потомкам на трех различных местах, на небольшом расстоянии друг от друга.

Один из шатров, на котором развевался флаг Норвегии и «Фрамхейма», содержал письмо, адресованное отстающему Роберту Скотту и его команде. Первооткрыватели Антарктиды обратились к исследователю как к «покорителю Южного полюса №2», не сумев сдержать своего ликования.

Спрятанные запасы были хорошей поддержкой во время обратного пути. Преодолев ледники Китовой бухты, путешественники старались вернуться на материк как можно быстрее. Во время путешествия возникали конфликты между членами команды из-за разногласий. Это произошло из-за того, что Амундсен присвоил себе авторские права на дневники и другие участники экспедиции не могли опубликовать свои наблюдения.

Несмотря на то, что Руаль имел успех, до 1912 года он оставался неуверенным в своем открытии. Мировое сообщество признавало его достижения и ценный вклад в науку, но молчание экспедиции Скотта вызывало некоторые сомнения.

Позднее Руаль отправился в экспедицию к Беринговому проливу, откуда привез важные географические данные и информацию из других научных областей. Он также разработал план по покорению полюсов с помощью воздушных судов, для чего были приобретены гидропланы. Амундсен освоил управление ими и получил лицензию пилота. В 1925 году он осуществил полет над Гренландией и Баренцевым морем. Позже, управляя дирижаблем с названием "Норвегия", Руаль кружил над Северным Ледовитым океаном без посадки в течение 72 часов.

Личная жизнь

Несмотря на продолжительные путешествия, Амундсен все-таки пытался основать семью, но ни один из его романов не закончился браком, в основном из-за того, что избранницами были замужние женщины.

Например, дневник, опубликованный в 1990 году, содержал информацию о романтических отношениях с Сигрид Кастберг, Кристиной Элизабет Беннет и Бесс Магидс.

В 1909 году произошла встреча с первой избранницей, которая стала началом романа продолжительностью в четыре года. За это время полярный исследователь неоднократно предлагал женщине оставить своего мужа и выйти за него замуж, однако она, несмотря на ожидания, не смогла принять такое предложение, их связь была окончательно разорвана.

Следующая романтическая история путешественника связана с женой английского бизнесмена, которая часто бывала в Норвегии с 1912 по 1925 год. И снова Амундсен испытывал готовность к браку, его намерения были настолько серьезны, что перед очередной экспедицией он завещал свою усадьбу в Свартскуге своей возлюбленной.

Последний роман был особенным, потому что случился во время путешествия через Берингов пролив в 1922 году. Исследователь завоевал сердце канадки украинского происхождения своей храбростью и изобретательностью. В этот раз женщина согласилась на предложение руки и сердца, но в 1928 году полярник погиб, так и не став счастливым семьянином.

У путешественника не было собственных детей, но на одном из фотопортретов он запечатлен с маленькими девочками (Каконитой и Камиллой), которых он усыновил на Чукотке. Сестры жили в семье родного брата Амундсена, поскольку полярник большую часть времени был занят экспедициями и их подготовкой.

Руаль Амундсен прожил яркую жизнь и оставил после себя не только громкое имя, но и важные географические данные. Никто не мог предположить, что исследователь, совершивший множество путешествий по океану, найдет свою смерть в воздухе. В 1928 году Амундсен отправился на поиски Умберто Нобиле, который занимался полярными исследованиями и пропал.

С помощью правительств Италии и Норвегии он арендовал гидросамолет и направился к архипелагу Шпицберген. Через 2 часа 45 минут он перестал выходить на связь, и обломки его самолета были обнаружены позже. Однако его тело не было найдено на месте крушения. Официальная дата смерти Амундсена назначена на 18 июня 1928 года.

Имя знаменитого полярника, проявившего героизм в смертельной ситуации, увековечено в названиях географических объектов и памятников. Последние события, связанные с норвежцем во время спасательной миссии, были отображены в художественном фильме под руководством Михаила Калатозова «Красная палатка». В усадьбе «Ураниенборг», которая принадлежала Руалю Амундсену, был открыт Мемориальный музей.

Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на него.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий