Рудольф Дизель — знаменитый немецкий изобретатель и инженер. Его имя стало известным благодаря разработке первого дизельного двигателя, который был назван в его честь.
Детство и юность
Весной 1858 года в Париже появился на свет Рудольф Кристиан Карл. Его отец был переплетчиком книг, а Теодор Дизель, будущий изобретатель, управлял магазином кожгалантереи. Родители Рудольфа были немцами, которые поселились во Франции. Однако во время франко-прусской войны немцы в стране стали подвергаться преследованиям, и семье Дизеля пришлось переехать в Лондон. В связи с этим родителям было тяжело обеспечивать семью из многих детей, и им пришлось отправить Рудольфа к его тете и дяде в Германию, когда ему было всего 12 лет.
Рудольф отлично учился в школе, и за свои успехи он даже получил бронзовую медаль. После окончания школы он поступил в политехническую школу в Мюнхене, где ему удалось получить государственную стипендию.
Во время учёбы в университете Рудольф занимался исследованиями. Дизель пытался повысить КПД тепловых машин. В 1878 году в своем дневнике он задумался, можно ли создать тепловые машины с циклическим процессом. В 1880 году молодой человек успешно закончил университет. Интересно, что результаты его выпускных экзаменов были признаны самыми выдающимися за всю историю университета. После окончания университета ему предложили работу в компании, производившей холодильное оборудование. В дальнейшем фирма стала крупнейшим концерном. Интересно, что она занималась не только разработкой новых холодильных средств, но и аммиачным двигателем. Лишь через 12 лет Рудольф подал заявку на запатентованный им уникальный вид двигателя, который стал важной частью технической революции 19 века.
Карьера
В заключение XIX века разработка новых двигателей была рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений современной науки. В промышленности уже широко использовались новые источники энергии — бензины. Многочисленные эксперименты показали, что эти углеводородные соединения могут стать отличным топливом. Ученые того времени считали, что новые соединения могут полностью заменить газ и бензин.
Основным преимуществом солярки и керосина было то, что рабочая смесь воспламенялась от сжатия. Благодаря этому свойству конструкция двигателя становилась более простой, и теоретически новое топливо могло дать гораздо больший эффект.
Заинтересованные в использовании солярки и керосина были не только Рудольф, но и другие исследователи. Поэтому молодой ученый вскоре находит новых сторонников среди промышленной аристократии Германии. Один из самых влиятельных покровителей ученого — владелец машиностроительного завода Генрих фон Буц.
Внедрение нового двигателя в промышленность
Изобретение Дизельного двигателя сыграло огромную роль в прогрессе технической мысли в Европе в XX веке. Это изобретение стало важным этапом в истории технической революции прошлого века. Однако, судьба его изобретений была разной. Первый портативный двигатель (А) был разобран, затем его показывали в Техническом университете Мюнхена. Сейчас опытный двигатель можно увидеть в музее корпорации MAN.
Исследователь создал новейший четырёхтактный двигатель. Путём экспериментов он выяснил, что эффективность работы агрегата возрастает при увеличении степени сжатия топлива. Однако слишком большое сжатие горючей смеси может привести к повышению температуры и давления, вызывая детонацию. В связи с этим исследователь решил сжимать не топливо, а воздух. В результате, только по завершении сжатия воздуха в цилиндр двигателя подавалась жидкая горючая смесь. Таким образом, исследователь смог повысить эффективность своего нового изобретения. Двигатель не имел системы зажигания, так как уже имел встроенный топливный насос.
Первый рабочий мотор от Дизеля пошёл в производство зимой 1897 года. Этот агрегат в настоящее время выставлен в Немецком музее в Мюнхене. Вес механизма составлял 4,5 тонны, при мощности 20 л.с. при 172 об/мин, а КПД достигал 26,2 %.
Эти показатели значительно превышали существующие двигатели Отто, чей КПД составлял всего лишь 20%. Однако официальной датой представления новейшей модели двигателя Рудольфа Дизеля считается 16 июня 1897 года. И именно в этот день двигатель был продемонстрирован на одном из собраний Ассоциации немецких инженеров, которые собрались в городе Кассель. Новейший двигатель сразу же нашёл популярность в других странах. Однако в родной для Дизеля Германии двигатель не получил должного спроса. Так вышло, что доводкой изобретения Рудольфа занимался другой эксперт.
Рудольф Дизель был счастлив в своей личной жизни. В 1883 году он вступил в брак с женщиной по имени Марта, от которой родилось трое детей. Старший сын был назван в честь своего знаменитого отца. Вместе Марта и Рудольф прожили почти 30 лет счастливой семейной жизни.
Получив огромное богатство, Дизель погрузился в коммерческую деятельность. Он открыл собственное дело и вложил большую часть своего состояния в это предприятие. Хотя его изобретение пользовалось популярностью за границей, в Германии оно не приобрело успеха. Это сильно сказалось на здоровье Дизеля: у него начались головные боли, которые не проходили. Постоянный стресс превратил ранее спокойного и уравновешенного человека в нервного. Даже супруга отвела его к психиатру.
Вскоре в Германии начался экономический кризис, стоимость нефти повысилась, а цены на уголь снизились. Крупные производители угля начали осаживать ученого, который решил стать их конкурентом. Из-за неправильной эксплуатации и недостаточного ремонта часть проданных двигателей перестала работать. Дизельные двигатели подвергались неустойкам и штрафам.
Слава и скандалы
После блестящего триумфа изобретения Дизеля он получил коммерческий успех. Его изобретение стало незаменимым в промышленности, и с этим связано огромное количество прибыльных контрактов. Молодой человек моментально обогатился, став богатым и в состоянии позволить себе любые капризы. Дизель стал частью буржуазного класса, встречаясь с выдающимися учеными, изобретателями, политиками и писателями своего времени.
Однако вскоре ученому пришлось узнать и оборотную сторону финансового успеха. Из-за нескольких спекулятивных сделок с земельными участками он чуть не обанкротился. В окружении Дизеля было много недоброжелателей, которые почти довели его до финансового краха. Бесчисленные патентные тяжбы сильно повлияли на здоровье исследователя.
В 1913 году осенью один мужчина решил продвинуть свою работу и привлечь внимание общественности. Он выпустил книгу, в которой рассказал о преимуществах и принципах своего нового механизма. Однако Рудольф не стал ждать реакции общественности и отправился в Лондон на открытие нового завода одной из своих корпораций. На первый взгляд казалось, что ученый в отличном настроении, но утром в его каюте его так и не нашли.
Исчезновение и предположения
Таинственным образом Рудольф Дизель исчез из собственной каюты, оставив многих в недоумении. Многие свидетели видели, как мужчина входил в помещение, но на следующее утро никого не оказалось в комнате. Несколько недель спустя местные рыбаки обнаружили кольца, снятые с тела хорошо одетого мужчины, чье тело позднее нашли в море. Сын Дизеля без труда узнал украшения, принадлежащие его отцу. Так великий изобретатель и встретил свой конец, ведь на момент смерти ему было всего лишь 55 лет. В соответствии с древним обычаем тело погибшего было вновь предано морю.
Интересно, что в музее корпорации MAN в Аугсбурге хранится удивительный экспонат — миниатюрная коробочка с лекарствами, которая была при Дизеле в момент его смерти. Этот артефакт хранится рядом со школьной медалью исследователя, которая стала его первой наградой в мире науки.