Салих Сайдашев — биография и творчество татарского композитора

Салих Сайдашев – выдающийся композитор, чей талант помог татарской музыке приобрести современное звучание. Он по-новому интерпретировал национальный фольклор, делая его более актуальным для современного мира.

Салих Сайдашев первым смог объединить национальные мотивы с профессиональной музыкой, создавая шедевры, которые звучали на современных инструментах. Его творчество принесло новое звучание татарской музыке, делая его национальное достояние узнаваемым во всем мире.

В жизни Салиха Замалетдиновича были как светлые, так и трудные моменты, но его талант и вклад в мировую музыкальную культуру остаются вечно в памяти татарского народа.

Детство и юность

Рождение музыканта произошло в день 3-го декабря 1900 года в городе Казань, который спустя несколько лет стал столицей Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Отец мальчика, обувщик и торговец Замалетдин, скончался незадолго до рождения сына, поэтому мать мальчика, Махубжамал Сайдашева, осталась вдовой и взяла на себя все заботы о доме и детях.

В семье Сайдашевых было десять детей, но выжили только двое — Амина и Салих. После смерти кормильца помощник покойного Насретдин по завещанию отца стал помогать семье. Он женился на двоюродной сестре Салиха и вместе с ней поселился в доме подопечных, чтобы помогать им выжить.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Пятилетний Салих демонстрировал уникальный музыкальный талант. Первым его инструментом стала печная заслонка, на которой он выстукивал новые мелодии, заставлявшие домашних танцевать. Позже его тетя научила играть на гармони, которая стала одним из любимых инструментов для мальчика.

Когда пришло время получать образование, мальчика отправили в медресе. Тогда Насретдин владел небольшой лавкой и пытался привлечь Салиха к делам, но торговля совсем не нравилась юноше, поэтому он искал любой повод, чтобы не ходить в лавку.

Жизнь мальчика изменилась, когда его старшая сестра Амина вышла замуж за казанского журналиста и преподавателя Шибгая Ахмерова. Муж сестры оказался очень умным человеком, который чувствовал талант в людях. Он поддерживал интерес мальчика к музыке и даже купил ему дорогой рояль. Освобожденный от всех обязанностей в доме, Салих начал заниматься музыкой под руководством известного казанского пианиста-ансамблиста Загидуллы Яруллина.

Салих Замалетдинович Сайдашев

В доме народного композитора царила атмосфера творчества, в которую погрузился молодой музыкант. К нему в гости часто заходили известные личности, такие как поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, актер Галиаскар Камал и многие другие.

Получив основы у Яруллина, Салих продолжил обучение в Казанском музыкальном училище, на фортепианном отделении. В 1916 году он присоединился к столичному оркестру, а через два года организовал свой собственный ансамбль.

После прохождения военной службы в Российской армии, Сайдашев начал работать в Оренбургской музыкальной школе. В 1922 году он вернулся в Казань, где стал руководителем музыкального отделения Татарского государственного театра.

Здесь молодой композитор познакомился с известным представителем культуры Каримом Тинчуриным. В результате их сотрудничества появилось понятие «татарская музыкальная драма». Раньше музыканты не пытались объединить народный фольклор с профессиональным композиторским исполнением. Первыми результатами их творческого союза стали постановки на татарском языке: «Кандыр буе», «Зәңгәр шәл», «Казан сөлгесе», «Сүнгән йолдызлар». Особенно восхищение у публики вызвал спектакль «Наемщик» по пьесе Тази Гиззата, в котором звучит божественный вальс Салиха Сайдашева.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Давно была необходимость создания театрального оркестра, и в 1923 году этот коллектив был наконец собран. В качестве дирижера симфонического односоставного оркестра был выбран Салих Замалетдинович.

Хотя композитор посвятил много времени работе в театре, его деятельность охватывала не только эту сферу. К концу 1930-х годов в Казани появилось первое радио, созданное товарищами Салиха. Его пригласили на должность музыкального редактора. За три года работы в радио музыкант провел значительную работу: запустил передачи на двух языках, ввел в эфир песни различных народов, создал хор и привлек молодое поколение к работе.

В это же время Сайдашев начал активно гастролировать. В 1929 году он выступил в качестве дирижера на премьере оперы «Сания» в казанском театре, а через год представил оперную постановку «Эшче» в Москве. Каждое выступление артиста сопровождалось громкими аплодисментами, и это был пик славы композитора.

В середине 1930-х Салих учился и работал в Москве. В Московской консерватории он творил песни, марши и другие музыкальные произведения в течение четырех лет. За свой шедевр «Марш Советской армии» композитор был награжден именными часами от самого Климента Ворошилова.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Осенью 1939 года Сайдашев получил звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Однако после этого начались тяжелые испытания: Салиха уволили из театра и отправили в ссылку под Казань, чтобы возглавить Ливадийский Дом культуры. Отдаленность от столицы не помогла ему избежать жесткой критики своего творчества на композиторской конференции. Подготовка декады татарского искусства и культуры в Москве продолжалась, но Салиха Замалетдиновича не позвали принять участие в этой работе.

В начале войны внимание к Сайдашеву ослабили чиновники, и он вернулся в театр. Он много работал: сочинял, ездил на гастроли. Однако после войны для творческих людей наступила новая волна гонений. Под резкую критику попали такие талантливые композиторы, как Хачатурян, Шостакович, Прокофьев под участием партийного идеолога Андрея Жданова. Преследования затронули большинство композиторов из разных республик. Внимание к Сайдашеву возобновилось, и его опять отстранили от работы в театре. Он больше не мог дирижировать или выступать с концертами на радио.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Оставшись практически без средств к существованию, музыкант принимал любые подработки с невысокими гонорарами. Чтобы не угодить в депрессию, Сайдашев вставал рано утром, брился и направлялся к театру по привычной дороге. У храма Мельпомены он останавливался, чтобы изучить театральные афиши.

Люди узнавали любимого маэстро. Сочувствующие жители подходили к известному композитору, поддерживали его и приглашали в гости. Общество Казани старалось защитить честь великого соотечественника: устраивались мероприятия в поддержку, отправлялись коллективные письма. Благодаря активистам удалось провести юбилейный вечер в честь Сайдашева, на котором 50-летнему юбиляру было присвоено звание «Народного артиста Татарской АССР».

Личная жизнь

Большую часть своего успешного творческого пути Салих благодарит своей первой жене Валентине. В 1920-х годах она приехала из Костромы в Татарию, чтобы учиться в медицинском училище. Молодые люди познакомились, и вскоре им стало ясно, что у них есть много общего. Как и юный артист, Валя была влюблена в музыку, обожала театр и поэзию.

Свадьба молодоженов состоялась в 1925 году, и уже через год у них родился сын Альфред. В процессе родов женщина заразилась кровянистой инфекцией, которая привела к ее смерти в 1926 году. Оставшись один наедине со своим новорожденным, Сайдашев очень долго не мог преодолеть утрату любимой жены.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Во второй раз великий музыкант вступил в брак с астраханкой по имени Сафия Алпаева, которая трудилась в театре кассиром. Их союз продержался около пятнадцати лет, после чего произошел разрыв.

Третьей женой Чайковского стала наследница татарских купцов по имени Асия Казакова, и она была рядом с композитором до конца его дней. По словам современников музыканта, его личная жизнь в новой семье наконец-то наладилась.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Один из сыновей Сайдашева, стал известным юристом в городе Казани. Помимо него у него было еще трое детей — Эмиль и Реляф, которые умерли в детском возрасте, и Науфаль, который прожил до 2000 года.

В последнее время артист столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. В 1954 году племянник исполнителя, заметив что-то подозрительное, отправил его на обследование в больницу. Рентген показал наличие кисты в легком, которую врачи из Казани решили не трогать. Артиста отправили в Москву, где ему провели успешную операцию. Его состояние вызывало беспокойство, поэтому его поместили в обычную палату.

В какой-то момент Салих Замалетдинович решил встать, но из-за слабости ноги подкосились, и он упал. Падение привело к раскрытию швов и внутреннему кровотечению, которое врачам не удалось остановить. 16 декабря 1954 года великий татарский композитор скончался.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Прощание с народным любимцем прошло в театре, где он работал много лет. Траурная музыка звучала на похоронах, написанная Сайдашевым для его умершей жены, Вали. Артиста похоронили в Ново-Татарской слободе недалеко от Казани, где установили скромный монумент из черного камня.

В июне 1993 года в казанском доме мастера открыли музей, посвященный его творчеству. Организаторы старались сохранить атмосферу, в которой жил и творил великий сын татарского народа.

Салих Замалетдинович Сайдашев

Вблизи Нижнекамска расположен международный аэропорт «Бегишево», который изначально хотели назвать в честь известного музыканта, но победил другой кандидат. Однако в его честь переименован Большой концертный зал в Казани и улица в Вахитовском районе татарстанской столицы.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий