Сандро Боттичелли — биография и произведения художника

Сандро Боттичелли — выдающийся художник из Италии, он был одним из важнейших мастеров эпохи Возрождения и представлял флорентийскую школу живописи. Его самыми известными работами являются "Весна", "Венера и Марс" и "Рождение Венеры", благодаря которым он достиг славы во всем мире.

Когда речь заходит об эпохе Возрождения, первое имя, которое приходит на ум, — Сандро Боттичелли. Этот век был золотым для талантливых людей, к числу которых принадлежал и Боттичелли. Его имя неразрывно связано с историей Флоренции, и он оставил после себя ценное наследие, которое было ценно только спустя несколько столетий после его смерти.

Детство и юность

Истинное имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Его дата рождения – 1 марта 1445 года. Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, был кожевником, а мать его звали Смеральда. Сандро был самым младшим в семье. У него было трое старших братьев – Джованни, Симоне, и Антонио.

Два старших брата занимались торговлей, а Антонио был ювелиром.

Происхождение фамилии Боттичелли остаётся загадкой для всех. Историки до сих пор спорят на этот счёт, предлагая разные версии. По первой из них, прозвище появилось из-за того, что старшие братья занимались торговлей и слово «botticelle» в переводе означает "бочонок". Вторая версия утверждает, что прозвищем Сандро Боттичелли стал из-за его полноты, которую "наградил" его брат Джованни.

Есть также исследователи, которые считают, что живописец получил новую фамилию от брата Антонио, потому что «battigello» переводится как «мастер серебряных дел». Точно неизвестно, какая из версий верна, но одно факт остаётся фактом: весь мир знает художника именно под именем Сандро Боттичелли.

Живопись

Датировать большую часть полотен Боттичелли точно не представляется возможным. Приблизительные даты были определены специалистами с использованием стилистического анализа. Историки считают, что первой самостоятельной работой Боттичелли была «Аллегория силы», над которой он закончил работу в 1470 году. Картина была приобретена Торговым судом Флоренции и размещена в их зале. В настоящее время она является частью коллекции галереи Уффици.

Первые работы художника отличаются большим количеством изображений Мадонн. Особенно известной стала картина под названием «Мадонна Евхаристии», написанная примерно в 1470 году. В это время Боттичелли открыл свою собственную мастерскую и начал обучать молодых талантливых художников, в том числе сына своего бывшего учителя — Филиппино Липпи.

После 1470 года в стиле Боттичелли начали проявляться новые особенности. Его картины приобрели более яркую палитру, искусство передачи оттенков кожи стало более мастерским благодаря использованию насыщенных охристых теней. С годами художник научился передавать драматизм ситуаций более выразительно, его образы стали более живыми, чувственными и выразительными. Одним из ярких примеров этого творчества стал диптих раннего периода (1470-1472 годы), на котором Боттичелли изобразил ветхозаветный подвиг Юдифи, обезглавившей ассирийского захватчика Олоферна.

Впервые Боттичелли создал полотно с обнаженным телом в работе под названием «Святой Себастьян». 20 января 1474 года, в день празднования этого святого мученика, картина была торжественно представлена жителям Флоренции. Вертикальный холст отлично вписался на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.

В середине 70-х годов художник снова принялся за изображение портретов. В это время он написал «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи». Кто был этот юноша, запечатленный на полотне в 1474-1475 годах, остается загадкой навсегда. Есть мнение, что это автопортрет Сандро Боттичелли.

По мнению других исследователей, в качестве модели для работы художник пригласил своего родного брата Антонио. Также выдвигается и еще одна версия: на картине изображен сам автор-разработчик медали, или это один из представителей семьи Медичи.

Художник сумел войти в близкие отношения с могущественным флорентийским семейством и его окружением в 70-х годах. В январе 1475 года брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи, участвовал в турнире со штандартом, который был расписан Боттичелли. В 1478 году Боттичелли написал портрет самого Джулиано, брата главы Флорентийской республики.

Знаменитая картина "Поклонение волхвов" сохраняет лица всей семьи Медичи и их свиты. Сам Боттичелли также изобразил себя в правом углу этой картины.

В 1478 году был организован заговор против семьи Медичи, в результате которого был убит Джулиано Медичи. Заговор провалился, выживший Лоренцо заказал у Боттичелли фреску для украшения ворот палаццо Веккьо. На фреске были изображены повешенные заговорщики. Однако фреска не продержалась на воротах долго — после изгнания из Флоренции неудачливого правителя Пьеро Медичи изображение было уничтожено.

В конце 70-х годов XV века Сандро Боттичелли стал известен далеко за пределами своей родной Тосканы. Его картины привлекли внимание Папы Сикста IV, и он пожелал, чтобы художник принялся за украшение стен новой капеллы. В 1481 году Боттичелли прибыл в Рим вместе со своими коллегами, чтобы приступить к работе над фресками. Он лично написал три из них, включая «Искушение Христа», а также одиннадцать портретов Пап. Через тридцать лет Микеланджело возьмется за роспись потолка Сикстинской капеллы, и этот творческий подвиг станет известен во всем мире.

Самые важные шедевры в своей творческой карьере Боттичелли создает в начале 80-х годов, после возвращения из Ватикана. По мотивам античной культуры и философии гуманистов, следующих идеям неоплатонизма, художник нашел тему для своих произведений. Его приближение к этим идеям произошло именно в те годы.

В 1482 году Сандро представил свою новую работу – картину «Весна», ставшую самым таинственным его произведением. До сих пор ее точное толкование не установлено. Считается, что художник создал полотно вдохновленный поэмой Лукреция «О природе вещей», особенно отрывком, где сказано, что Весна приходит в сопровождении Венеры и ее матери Флоры.

Эти картины, включая «Рождение Венеры» и «Паллада и кентавр», были в частной коллекции троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, флорентийского герцога. Они отличаются своей музыкальностью, пластикой и скрытой мелодичностью. Боттичелли смог передать на полотне гармонию и ритм, которыми не мог похвастать ни один из его современников.

С начала 1470-х по начало 1480-х Сандро создавал иллюстрации для «Божественной комедии» Данте. Некоторые из них дошли до нас, включая «Бездна ада». Также в это время он написал картины со сценами из религиозных сюжетов, такие как «Мадонна с младенцем на троне», созданная в 1484 году, «Благословение Честелло», которую он создавал с 1484 по 1490 год, «Мадонна Магнификат» 1481-1485 годы, «Мадонна с гранатом», примерно в 1487 году. «Мадонна Магнификат» стала известной в жизни художника и принесла ему признательность. Герои на этих картинах изображены на фоне пейзажа, как и на других его полотнах.

В период с 1490 по 1500 год живописец был под влиянием учения, которое проводил монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он критиковал церковные обряды того времени и излишества, которыми изобиловала мирская жизнь. Боттичелли так сильно воспринял идеи доминиканца, его призывы к покаянию и аскетическому образу жизни, что отказался от радостных оттенков палитры, выбирая более темные и сдержанные тона.

Художник больше не занимается написанием портретов на фоне пейзажей и элементов интерьера. Примером этого стало полотно «Портрет Данте», созданное примерно в 1495 году. Из характерных работ этого периода творчества художника можно отметить картины «Оплакивание Христа» и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», выполненные около 1490 года. В 1495 году Боттичелли создает еще одно полотно на мировую тему — «Клевета Апеллеса».

В 1498 году Савонаролу был обвинен в ереси и казнен, а перед этим умер Лоренцо Медичи, в Тоскане произошли политические потрясения — все это серьезно повлияло на жизнь и творчество Сандро Боттичелли. Его картины стали еще более темными и загадочными. В 1500 году художник создает новое произведение искусства — картину «Мистическое рождество», которая стала основным достижением того времени и последней значимой работой. Эта картина оказалась единственной, которую мастер датировал и подписал. Последними, очень редкими работами Сандро Боттичелли стали картины, изображающие повседневную жизнь римлянок Лукреции и Виргинии, а также сцены из жизни Святого Зиновия.

Личная жизнь

Найти какие-либо детали личной жизни художника довольно сложно. По известиям, он так и не обрел своего семейного счастья, несмотря на то, что был влюблен несколько лет. Объектом его пылкой страсти стала Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции, и возлюбленная Джулиано Медичи.

Этот образ появляется на многих полотнах Боттичелли, именно его он изображал в своих лучших работах. Возраст девушки на момент смерти составил всего 23 года, она скончалась в 1476 году, находясь в цветущем возрасте.

У Сандро Боттичелли не было прямых наследников.

В течение примерно пяти лет до своей смерти художник отошел от работы и стал настолько беден, что если бы его не поддержали Лоренцо Медичи и другие богатые люди, то он мог бы умереть от голода. Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года в возрасте 66 лет. Знаменитый художник нашел свое последнее пристанище на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Одним из кратеров на Меркурии названо в честь Сандоро Ботичелли.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий