Сара Бернар – французская актриса театра и кино, знаменитая исполнительница основных ролей в постановках «Дама с Камелиями», «Гамлет», «Федра» и многих других.
В начале 20-го века Сару Бернар считали самой знаменитой актрисой за всю историю, она была восхваляема за свое божественное, но вместе с тем земное обаяние. Сейчас, спустя столько лет, это утверждение можно поспорить, ведь кинематограф обогатился множеством более ярких звезд. Но одно остается неизменным – в свое время Сара Бернар была великой личностью с удивительным талантом, которым восхищаются зрители последующих поколений.
Детство и юность
Генриетта Розин Бернар родилась 22 октября 1844 года в столице Франции. Отцовства неизвестно, но есть много информации о ее матери. Юдифь Бернар была дочерью голландского предпринимателя Морица Баруха Бернардта, еврея по происхождению. В молодости она жила в Амстердаме и работала модисткой, но потом переехала в Париж, где стала куртизанкой.
После рождения Генриетт была немедленно разлучена с матерью и отправлена на воспитание к няне в Бретань. В один прекрасный день девочка осталась без присмотра и получила серьезные ожоги от раскаленных углей камина. После этого несчастного случая мать забрала ее к себе в Париж, где организовала для нее учебу в школе мадам Фрессард. Здесь в течение двух лет будущая актриса осваивала грамоту, математику и занималась в театральном кружке. Во время одного из представлений Сара увидела входящую в зал свою мать, которая внезапно приехала навестить ее. У молодой артистки случился нервный срыв, она забыла текст и не смогла продолжить выступление. Страх перед сценой преследовал Бернар всю ее жизнь, даже когда она стала мировой знаменитостью.
Частота нервных припадков увеличивалась, а вскоре к ним добавился безостановочный кашель. Врачи подозревали туберкулез и делали пессимистические прогнозы. Подозрительная Сара заставила свою мать приобрести розовый гроб, который стал ее обычной постелью до конца жизни. Однажды Юдифь решила, что брак поможет избавить дочь от приступов, но девушка и слышать не хотела. Когда мать снова подняла этот вопрос, молодая Бернар взглянула в небеса и печально заявила, что отныне ее судьба – служение Богу.
С 1857 года в течение пяти лет Генриетт проходила обучение в драматическом училище. По итогам выпускных экзаменов она заняла второе место по успеваемости среди всех студентов.
Театр и кино
В сентябре 1862 года Сара Бернар впервые вышла на сцену. В возрасте восемнадцати лет она дебютировала в театре «Комеди Франсес», выступив в спектакле «Ифигения в Авлиде» по пьесе Жана Расина. Однако ее выступление не вызвало восторга ни у зрителей, ни у критиков. Даже руководитель театра отметил только мелодичный голос молодой актрисы.
Вскоре между Сарой и главной актрисой труппы мадам Натали возник конфликт, и начинающую артистку выгнали из театра. Некоторое время Сара провела в Бельгии, где могла стать мистрессой, как и ее мать. Однако она не собиралась отказываться от мечты стать театральной актрисой.
В начале своей актерской карьеры Бернар начала свой творческий путь в театрах «Порт-Сен-Мартен» и «Жимназ», где ей приходилось играть в основном второстепенные роли. В середине 1866 года она присоединилась к труппе «Одеон» и получила более значимые роли. Она привлекла внимание зрителей после участия в постановке «Король лир», где ей была доверена роль Корделии. Никто не мог играть сцены гибели героинь так, как это удавалось Саре, таких как Жанна д’Арк, Клеопатра, Маргарита Готье, Дездемона.
В период военных действий с Прессии, Бернар решила остаться в Париже, отказавшись от эвакуации. В театре «Одеон» был устроен госпиталь для раненых солдат, и актриса стала одной из сестер милосердия, помогая другим женщинам. В 1872 году, вернувшись на сцену, Сара сыграла главную роль в спектакле «Рюи Блазе» и была встречена аплодисментами публики.
В те годы слава актрисы уже разнеслась по всему миру, и руководство театра «Комеди Франсез» снова предложило ей сотрудничество. В здании театра она играла роли в трагедиях Вольтера и Расина, а также в драмах Виктора Гюго. В 1880 году она покинула театр и основала свою собственную труппу, с которой отправилась в гастроли в Соединенные Штаты. После турне по Америке Бернар вернулась в Европу и дала несколько десятков выступлений. В Россию она приезжала три раза, посетив Москву, Санкт-Петербург, Киев, Харьков и Одессу.
Во время гастролей в Северной столице Сара побывала на приеме у государя Александра III, где встретила князя Волконского, Константина Станиславского, Ивана Тургенева и Антона Чехова.
Французская актриса «Наполеон в юбке» была прозвана так в России. На родине ее называли современной Жанной д’Арк, но в США отношение к ней было неоднозначным. Многие общественные организации в США описывали ее как «нашествие проклятой змеи и исчадие французского Вавилона».
Продукцию для красоты называли ее именем: парфюм, мыло, пудра, перчатки. Она часто жертвовала свои высокие гонорары на благотворительность, что только увеличивало любовь ее фанатов. В начале 20-го века она, вместе с Энрико Карузо, организовала серию выступлений в помощь раненым российским солдатам в период русско-японской войны.
Бернар был объектом внимания драматургов, которые создавали в основном трагические пьесы специально для него. Викторьен Сарду написал три пьесы: «Федору», «Колдунью», «Флорию Тоску», а Эдмон Ростан — «Орленка», «Самаритянку» и «Принцессу Греза!». В пьесе «Смех лангусты» Марелла Сара Бернар играла саму себя.
В 1893 году Бернар основала театр «Ренессанс», а затем открылся театр «Насьон». На сцене последнего была поставлена пьеса «Флория Тоска» драматурга Сарду.
Художники в конце 19 века изображали образ легендарной актрисы во множестве своих портретов. Свои работы оставили такие мастера, как Бастьен Лепаж, Жорж Клерен, Болдини и Гандар. Талантливый чешский иллюстратор и основатель стиля «ар нуво» — Альфонс Муха, создал десятки ярких рекламных афиш для спектаклей знаменитой французской актрисы. До наших дней сохранилось множество фотографий звезды, сделанных в основном фотографом-мастером Нодаром.
В 1905 году во время гастролей исполнительница получила травму ноги, и спустя 10 лет ей пришлось ее ампутировать. Несмотря на физическое страдание, Бернар продолжала выступать и радовать публику своими любимыми спектаклями. Например, в постановке «Дама с камелиями» она играла лежа и сидя на кровати. Даже во время Второй мировой войны Сара не покидала сцену, продолжая гастролировать вместе с фронтовой бригадой. За свой самоотверженный актерский труд во имя поддержания боевого духа солдат актрису наградили Орденом Почетного легиона.
В свободное время от спектаклей Бернар писала книги и создавала скульптурные композиции. Она стала автором произведений «Моя двойная жизнь», «Мемуары одного стула», где рассказала о своей творческой биографии.
Некоторые источники утверждают, что актриса исполнила роль Шекспировской Джульетты на восьмом десятке жизни, хотя официального подтверждения этому факту нет.
Она покинула сцену «божественная Бернар» в 1922 году, за несколько месяцев до своей смерти.
Актриса предпочитала не выносить на люди свою личную жизнь, поэтому вокруг нее постоянно возникали различные слухи. Ей приписывали романы с представителями королевских семей Европы и другими известными личностями.
В середине 1860-х годов у знаменитости появился сын, Морис, о котором предполагалось, что его отцом является принц Генри де Лине. Шла болтовня, что наследник трона даже намеревался жениться на актрисе, но его испугал гнев влиятельных родственников.
В перечне любовников Бернарда значатся такие известные личности, как Пьер Бертон, Филипп Гарнье, Жан Муне-Сюлли. В 1880-х годах Сара совершила гастроли в Петербурге, где познакомилась с будущим мужем Аристидисом Дамалой, который работал дипломатом.
Брак с греком был коротким – пылкая страсть угасла уже спустя полгода. Еще один увлекательный роман произошел у актрисы, когда ей исполнилось 66 лет. Американский киноактер Лу Теллеген был моложе звезды почти в два раза, но это не помешало влюбленным наслаждаться счастьем в течение четырех лет.
Смерть
В 1922 году здоровье Сары Бернар серьезно подорвалось: у нее начали отказывать почки. Лечение этого заболевания оказалось бесполезным, и 26 марта 1923 года великая актриса ушла из жизни.
Многие тысячи поклонников знаменитой француженки собрались на ее похоронах. Ведущие артисты театра несли гроб с покойной, а дорога до кладбища была усыпана камелиями.
Фильмография
- 1900 — Поединок Гамлета
- 1912 — Дама с камелиями
- 1912 — Королева Елизавета
- 1913 — Адриана Лекуврёр
- 1915 — Жанна Доре
- 1917 — Французские матери
- 1923 — La voyante