Савва Мамонтов – российский бизнесмен и защитник искусства. Он происходит из семьи купцов Мамонтовых. Известность ему принесло участие в реализации проекта по строительству Северной железной дороги в последнее десятилетие 1800-х годов.
Просматривая биографии выдающихся личностей конца 1800-х годов, удивляешься тому, как часто их жизненный путь переплетался с Саввой Мамонтовым, самым известным русским предпринимателем того времени. Это не удивительно, ведь интересы этого неординарного человека охватывали широкий спектр деятельности, начиная от железной дороги и русской оперы, скульптуры, развития технических училищ, новейших технологий и заканчивая развитием крайнего Севера. До сих пор не утихают споры о том, кем был Савва Морозов – типичным представителем России на рубеже веков или все-таки «исключительным типом», уникальным и неповторимым в своем роде.
Детство
14 октября 1841 года в сибирском городке Ялуторовске родился Савва Мамонтов, хотя другие источники утверждают, что это произошло 4 октября. Его раннее детство прошло там же. Когда Савве исполнилось восемь лет, его семья перебралась в Москву, где приобрела дом на Мещанской улице. Они жили богато и ни в чем не отказывали себе и своим детям, хотя две дочери трагически погибли.
Отец Саввы, Иван Мамонтов, торговал вином в Московской губернии, а также инициировал основание Закаспийского торгового товарищества и стал владельцем пакета акций Московско-Курской железной дороги. Его мать, Мария Мамонтова, занималась домом и детьми, но умерла осенью 1852 года, когда Савве было всего 11 лет. После похорон матери, отец продал дом и переехал с детьми на Новую Басманную улицу, а летом семья переезжала в подмосковную усадьбу Киреево. Отец умер в 1869 году, и унаследовал Киреево старший сын Федор, а акции железной дороги достались Савве.
Многие торговцы в то время считали, что достаточно обучения дома для детей. Иван Мамонтов, наоборот, стремился расширить кругозор своих наследников, поощрял их интерес к литературе и искусству, прививал любовь к музыке и театру. Все взрослые члены семьи вели себя как настоящие аристократы, и это сильно повлияло на взгляды Саввы Мамонтова. Он получал образование под руководством гувернера, изучал правила этикета, особое внимание уделял изучению иностранных языков.
Сначала Савва пошел учиться в городскую гимназию, а затем поступил в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В то время в России уделяли особое внимание железнодорожному строительству, и Мамонтов-старший видел в Савве своего будущего преемника в этой сфере.
Спустя два года Савва вернулся в Москву. Под давлением отца молодой человек поступил в местный университет на юридический факультет. Его знания латыни были недостаточны, поэтому на вступительный экзамен он отправил подставного человека.
В 1862 году отец отправил сына в Баку, где началась его трудовая карьера. Сам Мамонтов-младший управлял всеми торговыми процессами Закаспийского товарищества.
Через два месяца Савва стал руководителем центрального московского филиала отцовской компании, а в 1864 году отправился на стажировку в Италию. Отец планировал заняться поставками шелка и именно поэтому послал сына в Ломбардию.
В Милане молодой парень побывал в «Ла Скала», посетил оперный театр. Он был впечатлен увиденным и начал самостоятельно изучать вокал, так как еще до этого у него была большая страсть к театру. Мамонтов не пропускал ни одного спектакля, и он начал общаться с представителями творческой интеллигенции.
Оказалось, что Савва обладает хорошими вокальными данными. Он даже исполнил партии баса в спектаклях «Лукреция Борджиа» и «Норма». Когда отец узнал о страсти сына к театральному искусству, он приказал ему вернуться домой немедленно. Никого из его старших наследников не интересовало предпринимательство, поэтому он возлагал надежды только на своего четвертого ребенка – сына Савву.
Предпринимательство
После ухода отца из жизни в 1869 году, Савва взял на себя управление всеми делами семьи. Он не только сумел сохранить состояние отца, но и значительно увеличить его. В 1872 году он стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, чей контрольный пакет акций ранее принадлежал его отцу. Кроме того, Мамонтов-сын владел торговой конторой, занимающейся поставкой строительных материалов.
Савва отлично понимал свою ответственность за семейное дело, поэтому работал с особым усердием. В 1875 году он инициировал проект строительства Донецкой железной дороги. Стоимость работ оказалась завышенной, но именно Мамонтов победил в конкурсе. После этого он начал создание общества акционеров «Донецкая дорога».
Работа шла полным ходом. Строили новые вокзалы, создавали узлы и развязки, оживляли заброшенные станции. Если на пути строительства встречались недовольные крестьяне, Мамонтов не вступал с ними в конфликт, а просто менял маршруты. Общая длина железнодорожного пути составила 479 верст. Это была самая плотная железнодорожная сеть, подобной ей не было нигде в мире.
После успешного завершения этого дела, Мамонтов решил построить морской порт в Мариуполе.
Это было непросто строить такое крупное предприятие. Мамонтов заключил соглашение с министром финансов Сергеем Витте. В результате государство приобрело у Мамонтова Донецкую железную дорогу, а Витте предложил Савве новый контракт — вложиться в Невский механический завод, несмотря на его убыточность. Для начала процесса модернизации требовались значительные средства, и Мамонтов взял кредит в банке, превышающий установленные законом пределы.
Савва уверовал в то, что он сумеет рассчитаться со своими долгами, так как надеялся на прибыль от строительства Петербургско-Вятской железной дороги. Ему пообещали концессию по этому проекту, все проголосовали «за», однако министру юстиции Николаю Муравьеву показалось, что у Витте были свои корыстные мотивы. Мамонтов лишился концессии, а затем его подвергли аудиторской проверке.
В 1899 году его обвинили в присвоении десяти миллионов рублей, и отправили в тюрьму. Акции Мамонтова резко упали в цене. На суде его защищал самый лучший адвокат того времени – Плевако, и Савву оправдали, но он лишился своего состояния, репутации и уважения в обществе.
Его невероятные достижения были быстро забыты. Разбитый бизнесмен не пытался вернуть свою прежнюю известность. Он редко появлялся в обществе, стал замкнутым и отшельником. Большую часть времени проводил в своей мастерской, где создавал уникальную майолику.
Благотворительность
Савва Мамонтов был вдохновлен своим коммерческим предпринимательством. Он мечтал о том, чтобы построить железную дорогу в тундре и начать осваивать новые земли. Чтобы привлечь внимание императора Николая II и Сергея Витте к своему проекту, Савва специально открыл павильон на Нижегородской выставке 1894 года, где демонстрировались богатства севера России. Для организации этой экспозиции предприниматель привлек известных художников, таких как Константин Коровин и Михаил Врубель. Мамонтов всегда реализовывал свои идеи с изыском и величием.
Савва был большим поклонником драматического театра, оперы и живописи, он мечтал объединить эти искусства в одно целое. Мамонтов собрал уникальную оперную труппу, включающую талантливых актеров, вокалистов и художников. Он стал основателем проекта, несмотря на постоянные критики и негативные отзывы общественности.
Мамонтов финансировал спектакли, отклоненные государственными театрами. В его театре звучала музыка Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова. В репертуаре были оперные партии Федора Шаляпина, Татьяны Любатович и других талантливых молодых солистов. Сцену украшали декорации от Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Василия Сурикова.
Театр купца Солодовникова был принят на попечение оперой Саввы Мамонтова. В ближайшее время он должен был переехать в гостиницу «Метрополь», где готовилась специальная площадка. Однако финансовые проблемы Мамонтова помешали завершить проект, и в 1904 году оперу просто закрыли.
Савва поддерживал близкие отношения с членами творческого сообщества, названного «Мир искусства». Он даже финансировал выпуск журнала с таким же названием. Мамонтов, привыкший к великодушным жестам, публиковал в этом издании работы своих друзей и знакомых, что, по мнению его создателей, свидетельствовало о его неизбирательности в области спонсорства.
Однако в дальнейшем он прекратил выделять средства на этот проект. В 1899 году два Саввы – Мамонтов и Морозов – начали выпуск газеты «Народ», но их инициатива не была оценена публикой и проект провалился. При поддержке Мамонтова также издавалась газета «Россия».
Меценат также проявлял интерес к архитектуре, а не только к искусству. Он стремился к созданию комплекса зданий и поэтому арендовал один из кварталов в Москве для строительства собственной инфраструктуры. Петербургское страховое общество выступило спонсором проекта, но из-за финансовых проблем Мамонтова план так и не был осуществлен. Вместо этого средства были направлены на строительство гостиницы "Метрополь" и реконструкцию Ярославского вокзала.
В своё время Абрамцево было приобретено Мамонтовым у законного владельца Сергея Аксакова. Савва вложил много усилий и средств, чтобы обогатить и значительно расширить это поместье. Он построил школу, больницу, церковь, сад с оранжереей и даже мост с плотиной. Предприниматель любил принимать в этом имении многочисленных друзей – литераторов, художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов.
Это здесь, в Абрамцево, Валентин Серов написал своё великолепное произведение – картину «Девочка с персиками», на которой изображена дочь Мамонтова – Вера. Это полотно стало настоящим символом Абрамцево.
После того, как Мамонтов обанкротился, всё, что было его, было отобрано и продано. Все дома, акции, предприятия и коллекции были выставлены на аукцион. Единственным оставшимся у Мамонтова было поместье Абрамцево, которое принадлежало жене предпринимателя.
Личная жизнь
Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова, которую он встретил во время пребывания в Италии. Она происходила из состоятельной семьи, ее отец успешно торговал шелком. Они были идеальной парой, Елизавета не только понравилась Савве, но и его родственникам. Скоро они поженились. В этом браке у них родилось пять детей, каждому из которых дали имя, первая буква которого составляла имя Савва – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.
Савва был любим женой, но многие его идеи и проекты ей не нравились. Елизавета устала от бесконечных праздников, необычных спектаклей и тематических мероприятий. Все это сильно ударяло по их финансовому положению, хотя она сама была не слишком материалистична и с удовольствием занималась благотворительностью. С каждым годом она становилась все более религиозной, поэтому развлечения мужа вызывали в ней негодование. Семейные разногласия стали все чаще.
Слухи о личной жизни Саввы разнеслись за пределы Абрамцево. Говорили, что у Мамонтова появилась любовница – актриса Татьяна Люботович. Эти сплетни шокировали всех родных и близких. Елизавета больше не покидала Абрамцево, а Савва как-то притих и потерял бодрость духа.
Мамонтов стал вступать в конфликты с близкими и друзьями, и это негативно сказалось на его дальнейшей жизни. Появилась какая-то рассеянность, и он перестал замечать рискованные моменты в сделках, возможно по этой причине пришел к банкротству.
Последние годы своей жизни Савва провел у своей дочери. Его жена не простила его, но дети продолжали общаться. 6 апреля 1918 года Савву Мамонтова уже не было. Он скончался от пневмонии, и его похоронили на территории Абрамцево, незамеченным всеми. Возможно, его смерть осталась незамеченной из-за революции, которая началась накануне.
На его могиле так и не появился памятник.
Память о Савве Мамонтове сохраняется в документальных проектах и художественном кино. Жизнь известного мецената подробно описана в книге Владислава Бахревского, которая носит его имя.