Семён Петрович Гудзенко (1922-1953) был советским поэтом-фронтовиком, чья жизнь была короткой, но оставила свой яркий след в русской литературе. Его стихи о войне и о тех, кто не вернулся с фронта, оставляют в сердце болезненную печать, которая не забывается. Творчество Гудзенко стало голосом целого поколения людей, чьи жизни были определены войной. Многие знакомы с его строками, такими как:
«Когда на смерть идут, поют, а перед этим можно плакать…»
и
«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели»
.
Родители
Семён родился 5 марта 1922 года в Киеве, который находится на территории Украины. Его отец, Пётр Константинович Гудзенко, был инженером, а мать, Ольга Исаевна, работала учительницей. Родители Семена были евреями, и его мать дала ему необычное имя – Сарио. Однако это имя не прижилось, и все звали мальчика Сариком.
В 1943 году, уже будучи поэтом-фронтовиком, Гудзенко принял имя Семён. Он решил, что Сарио звучит слишком опереточно, а Сарик — слишком детски. Он хотел иметь более мужественное имя, подходящее для суровой эпохи, и ему понравилось имя Семён. Когда его стихи были опубликованы в газетах «Знамя» и «Смена», он написал маме: «Если увидишь стихи, подписанные Семёном Гудзенко, знай, что это мои. Просто имя Сарио не очень созвучно с фамилией. Ты же не очень на меня за это обидишься?». Свои первые стихи мальчик написал в пятилетнем возрасте.
Школьные годы
В семилетний возраст Семён поступил в школу № 45 в Киеве в 1929 году. Параллельно с учёбой в школе, он начал посещать литературную студию во Дворце пионеров. Один из товарищей, занимавшихся вместе с Гудзенко, вспоминал, что у мальчика была фантастическая память. Семён мог наизусть читать сотни стихов различных поэтов, включая Сашу Чёрного, Киплинга, Иннокентия Анненского, Вийона, не говоря уже о классиках русской поэзии. Руководитель студии часто вступал в дискуссии с начитанным мальчиком.
Первые свои стихи Гудзенко написал на украинском языке и немного освоился сочинять их на идише. В пятнадцать лет он создал поэму, посвященную столетию со дня смерти великого поэта А. С. Пушкина. Его произведение было опубликовано в журнале «Молодая гвардия» в марте 1937 года, и за это Гудзенко был награжден — ему досталась путевка в известный детский лагерь «Артек».
Семен был добрым, принципиальным и отзывчивым мальчиком. В «Артеке» он завел множество новых друзей и стал капитаном волейбольной команды лагеря.
В 1939 году он получил аттестат о среднем образовании, и, несмотря на то, что в Киеве было множество престижных учебных заведений, Семен решил поступать в университет Москвы.
Институт
Приехал он в Московский город из зелёного Киева с мечтой стать великим и беспокойным поэтом. Здесь он выглядел как пришелец в широких штанах и ковбойке. Руки были загорелыми и крепкими, а рукава были закатаны выше локтя. Таким образом, Семён ступил на столичный вокзал из поезда.
Он стал студентом Московского института философии, литературы и истории имени Чернышевского (МИФЛИ). Семён любил вести дневник и когда отправлялся в столицу, чтобы осуществить свою мечту, он записал в нем: «Если ты ни разу не задыхался от любви или горя, стихов не пиши».
Семён страстно изучал литературу и поэзию, стремясь извлечь что-то полезное и поучительное. Его увлекали произведения Эрнеста Хемингуэя и Джека Лондона. Он восхищался стихами Николая Тихонова и Велимира Хлебникова. С завистью он следил за развитием поэзии нового поколения – Бориса Пастернака и Константина Симонова. Пытался подражать Всеволоду Багрицкому, когда-то увлекся творчеством Владимира Маяковского, но впоследствии разочаровался.
В мае 1941 года у Семёна закончился первый дневник, и он начал новый, шутливо назвав его «Жалобная книга». В нём он успел сделать только одну запись, понятную многим студентам: «Денег нет, и не у кого занять». Во время сдачи экзаменов на втором курсе Советский Союз был захвачен немецкими войсками. Как и многие из его друзей, он всё чаще ощущал неизбежность войны.
Война
Через три недели после трусливого нападения Семен с товарищами решил записаться на фронт – в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. У Гудзенко были проблемы со зрением, и его сначала не приняли. Но бои уже разгорались под его родным Киевом. Эта новость причиняла боль юному сердцу, но Семену все-таки удалось попасть на фронт. Для него это было очень важно: вместе со всеми советскими людьми он хотел прогнать немцев с родной земли.
Он завел себе военную книжку для записей боевых эпизодов и стихов. Но вместо поэтических строк там сначала появились конспекты занятий по подрывному делу. Раньше ребята были филологами и спортивными рекордсменами, а теперь их готовили в разведчики и подрывников по ускоренной программе.
Через пару-тройку месяцев спецназовские отряды уже бродили по тылу противника. В сентябре 1941 года немецкие войска штурмовали Москву, а парней готовили к уличным боям в столице. Но 6 ноября Гудзенко вместе с другими курсантами складывал присягу во дворе Литинститута, а 7 ноября проходил по Красной площади во время знаменитого парада. На следующий день он уже находился в зоне фронта. В спецгруппах он проникал в оккупированные области – Смоленскую, Калужскую, Брянскую.
2 февраля 1942 года Гудзенко получил осколочное ранение миной в живот. Он больше всего не хотел такой раны, никуда кроме как в ногу, руку, плечо, только не в живот. После этого его объявили негодным к боевой службе.
Фронтовой поэт
У многих поэтов есть мечта стать лидером нового поколения сразу после публикации своих первых стихов. Именно таким лидером был Семён Гудзенко в глазах многих фронтовых поэтов, которые начали свой литературный путь на полях Великой Отечественной войны, так же как и он.
В своих стихах Семён передавал все тонкости окопного быта, жизни на фронте и в тылу, клич победы, крики ненависти и боли:
- «Я был пехотой в поле чистом»;
- «Моё поколение»;
- «Могила пилота»;
- «На снегу белизны госпитальной»;
- «Мы не от старости умрём»;
- «Небеса»;
- «Баллада о дружбе»;
- «Камень с надписью»;
- «Первая потеря»;
- «Победительница»;
- «Подрывное действие».
Мастера слов отметили талант молодого поэта на его первом творческом вечере, который прошел весной 1943 года. Поэтесса Маргарита Алигер описала его стихи как очень земную поэзию, в которой ощущается живой пульс и настоящая жизнь.
Все стихи, которые Гудзенко прочитал на своем первом творческом вечере, были продуктом войны. Поэт покинул фронт из-за ранения осколком мины. Он долго выздоравливал от тяжелой раны, больше года провел в госпиталях. И все это время он продуктивно писал стихи, возвращаясь мыслями к тому, что увидел в первый год войны.
Начиная с лета 1942 года, Семён, уже после выздоровления и выписки из госпиталя, присоединился к коллективу газеты «Победа за нами». Ежедневно он читал свои стихи в литературном институте, в клубе МГУ.
С 1943 года Гудзенко трудился в качестве военного корреспондента в газете «Суворовский натиск». Вместе с другими журналистскими бригадами он путешествовал по всей стране. День Победы он встретил в Будапеште. За свои боевые подвиги и литературные достижения Семён был удостоен награды – Ордена Отечественной войны II степени.
Послевоенная деятельность
После войны, поэт работал в военной газете в качестве корреспондента. Он объездил Среднюю Азию, Западную Украину и Туву, практически не задерживаясь в Москве. На Курской области он наблюдал за посевом, а на Украине за уборкой урожая. Помимо основной работы, он читал свои стихи, слушал молодых поэтов и редактировал их начинающуюся поэзию. Каждый год выходил новый сборник его стихов:
- 1947 – «После марша»;
- 1948 – «Битва», «Закарпатские стихи»;
- 1949 – «Поездка в Туву»;
- 1950 – «Дальний гарнизон»;
- 1953 – «Новые края».
Как много еще прекрасных стихов смог бы написать Семён, если бы его сердце не остановилось так рано.
Личная жизнь
Семён Жадов был великолепно счастлив в своем браке с Ларисой Алексеевной Жадовой. Её отец был военным начальником в советской армии, а сама Лариса по образованию была искусствоведом. В 1951 году у них родилась дочь по имени Катя, которую Семён бесконечно любил.
Спустя четыре года после смерти своего супруга, Лариса Алексеевна вступила во второй брак с известным поэтом Константином Симоновым, который принял в усыновление её дочь, Катю. В настоящее время Екатерина Симонова-Гудзенко является заведующей кафедрой истории и культуры Японии в институте стран Азии и Африки при МГУ.
Болезнь и смерть
В сентябре 1951 года у Семёна начались сильные боли в голове. Врачи поставили диагноз – опухоль головного мозга, вследствие военной травмы. Семён перенес две сложные операции. Он был прикован к постели и понимал, что скоро умрёт, но продолжал творить стихи. В последние месяцы он уже только диктовал свои строки.
12 февраля 1953 года Семёна уже не стало, он скончался в нейрохирургической клинике. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В тот момент, когда ему надлежало исполниться 31 год, Семён покинул этот мир, находясь в самом расцвете своих сил. Он выделялся поразительной внешностью – его лицо было открытым и благородным, и весьма привлекательное. Видимо, он был предназначен для того, чтобы воплощать все сильные эмоции. Семён был общительным, искренним и отзывчивым человеком, который обладал неиссякаемым запасом веселья и юмора. И самое важное, за свою короткую жизнь он успел обрести счастье во всем – в любви, работе, быту, путешествиях, дружбе…