Если мы говорим о Преподобном Серафиме Саровском через призму художественных терминов, то можно назвать его «золотым сечением» русской православной церкви, а если использовать музыкальные значения, то он становится камертоном Истины. Не смотря на все эти высокие понятия, многие верующие воспринимают его как родного, близкого и любимого покровителя Руси, защитника грешных душ. Биография Преподобного Серафима Саровского – это свидетельство того, что спасение подобно полноводной реке, которая может быстро очистить берега, убрав весь мусор с души, или как исповедь, погружающая в мутные воды искушений, или как сердечная молитва, исцеляющая душу.
Детство
Великий старец Прохор Мошнин, по свидетельству при рождении, появился на свет 19 июля 1754 года (согласно некоторым данным — 1759 года) в Курске Белогородской губернии. Исидор и Агафия, обеспеченные люди, были его родителями. На момент его рождения они уже воспитывали своего старшего сына Алексея.
Исидор Мошнин – это был предприниматель, владеющий несколькими кирпичными заводами в Курске. Он также занимался строительством жилых зданий и церквей. Он начал строительство храма в честь Сергея Радонежского, но увы, не дожил до его завершения из-за смерти. В это время его сын Прохор был всего лишь трехлетним мальчиком. Супруга Исидора, по имени Агафия, продолжила дело своего мужа.
Прохор всегда увлекался церковной архитектурой с малых лет и часто сопровождал свою мать в церковь. В семь лет он даже попал на колокольню незаконченного храма и упал с нее. Несмотря на значительную высоту, мальчик чудом не пострадал.
Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения он сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его. Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице.
Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.
Подвижничество
В возрасте 17 лет Мошнин отправился в паломничество и посетил Киево-Печерскую лавру, где понял, что хочет стать монахом. Его мать поддержала его выбор, почувствовав его особую связь с Богом. В 19 лет он начал подготовку к монашеству в Саровской пустыне.
В 1786 году Прохор принял монашеское имя Серафим и стал чтецом, а спустя семь лет пребывания в монастыре стал священником.
Серафим был истинным аскетом, что неудивительно для тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Он жил в лесной келье, и каждый день преодолевал пять километров до монастыря пешком.
В любое время года он носил одни и те же наряды, употреблял пищу, предоставленную лесом, мало спал и соблюдал строгий пост. Он проводил много времени за изучением священных текстов и молитвами. У самой своей келей он обустроил огород и начал пчеловодство.
Долгие годы он принимал на питание только одну траву, называемую снытью. В дополнение к этому, он совершал обряд столпничества, который включал в себя беспрерывные молитвы на камне в течение тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что означало подражание Богу через определенный образ жизни. Иногда пришедшие к нему люди застали его, когда он кормил огромного медведя.
В его биографии был случай, когда разбойники собрались его ограбить. Они заметили, что Серафим часто принимает богатых гостей и подумали, что и он должен быть богатым. Пока он читал молитву, его начали бить. Монах не оказывал сопротивления, хотя он был молод и сильный. К удивлению преступников, келья Серафима была пустой.
Он выжил, но его спина осталась согнутой. Когда преступников поймали, Серафим простил их, и их отпустили.
С начала 1807 года Саровский изолировал себя от общения с людьми и принял обет молчания. Через три года он вернулся в монастырь, но был в затворничестве в течение пятнадцати лет, находя утешение только в молитвах. После этого он снова начал принимать людей, и к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Согласно его жизни, он стал целителем и прорицателем, и к нему явился сам император Александр I.
Иеромонаха Серафима постигла смерть 2 января 1833 года, когда он читал коленопреклоненную молитву в своей келье. Ему было 79 лет.
Житие
Жизнь Серафима была подробно описана иеромонахом Сергием, который начал эту работу через четыре года после его кончины. Сейчас это основной источник информации о Серафиме, несмотря на то, что текст был отредактирован несколько раз.
В 1841 году житие Серафима было переписано митрополитом Филаретом. Это было необходимо из-за цензуры того времени, требовавшей соответствия определенным стандартам.
Следующее издание вышло под редакцией настоятеля Георгия. Он добавил в описание детали о кормлении зверей и о том, как Серафиму явилась дева Мария.
Канонизация
Во время жизни Серафиму поклонялись и просили о помощи. Но лишь 19 июля 1902 года, по требованию императрицы Александры Федоровны, жены Николая II, его канонизировали. Царская семья считала, что молитвы Серафима помогли им зачать наследника. Однако Константин Победоносцев, представитель императора в Святейшем Синоде, яро противился его канонизации. Он утверждал, что царь не имеет права вмешиваться в этот вопрос, поскольку он должен решаться Синодом.
Серафим Саровский по сей день остается почитаемым всем православным миром. Часто в СМИ можно увидеть статьи, описывающие чудесные исцеления от различных болезней у людей, которые почувствовали силу его мощей.
В современные времена сохранился образ святого иеромонаха Серафима, написанный по портрету художником Серебряковым за пять лет до его кончины. Существует множество молитв, которые дошли до нас и которыми люди обращаются к святому за помощью. Верующие уверены, что святой Серафим способен излечить от болезней, принести умиротворение и покой смятенным душам, а также даровать гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят указать на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном жизненном попутчике. Бизнесмены также обращаются к нему за помощью в торговле и других делах.
Храмы в честь Серафима Саровского находятся во многих городах России. Жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и даже некоторых сел могут прийти поклониться великому старцу. Верующие продолжают чтить его память.
Пророчества
Согласно некоторым сохранившимся источникам, преподобный делал предсказания относительно рода Романовых. Он утверждал, что род возникнет и исчезнет в одном месте — в доме Ипатьева. Доказательством этому стало то, что первый царь Михаил был коронован в Ипатьевском монастыре, а все члены царской семьи были убиты в доме Ипатьева в Екатеринбурге.
Серафим каким-то непостижимым образом предсказывал деяния декабристов, Крымскую войну 1853 года, отмену крепостного права, российско-японскую войну, мировые войны, Великую Октябрьскую революцию. Он верил, что через 600 лет придет время антихриста.