Сергей Гончаров — биография русского архитектора Московского модерна

Сергей Михайлович Гончаров – замечательный архитектор из России, который является ярким представителем стиля, известного как «Московский модерн». Он создал множество зданий в исторической части Москвы.

Детство и юность

Сергей Гончаров — известный представитель дворянской семьи. Он окончил Училище живописи, зодчества и ваяния в Москве и заслужил славу своими проектами доходных домов, выполненных в стиле псевдоготики, модерна и эклектики. Среди его известных работ — особняк семьи Болотновых на улице Щепкина, дом купца Синицына Александра в Благовещенском переулке, и знаменитый кинотеатр, принадлежащий купцам Солодовниковым. Все постройки Гончарова характеризовались богатством деталей, сложной композицией и "выразительными силуэтами".

Родившийся в Москве 21 апреля 1862 года, Сергей Михайлович был весьма столичным. Его отец, Михаил Сергеевич Гончаров, был коллежским секретарем, а его матушка, Ольга Львовна Гончарова, в девичестве Чебышева, была сестрой известного механика и математика Пафнутия Чебышева. Также несомненное влияние на происхождение Сергея оказал его прадед Афанасий Абрамович Гончаров, посадский человек из Калуги, ставший известным промышленником и купцом, основавшим поселение Полотняного завода. Весьма гордясь своим дворянским происхождением, отец Сергея также не мог не упомянуть о своем прямом отношении к Наталье Гончаровой, будущей супруге поэта Александра Пушкина.

Сергей начал увлекаться живописью еще в детстве, когда его родители заметили его талант и наняли художника для частных уроков. В 1879 году он поступил в училище живописи и ваяния в Москве, где изучал архитектуру. Еще во время обучения у него появились первые заказы от знатных дворян, которые хотели иметь уникальные усадьбы и церкви. В 1885 году Гончаров перестроил родовую усадьбу в Большом Палашевском переулке и занимался строительством дома на Малой грузинской улице, который к сожалению не сохранился до наших дней.

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов XIX века, благодаря труду Сергея Гончарова в Москве возникли замечательные здания — особняк Ипатова-Малютина, который сегодня можно посетить по адресу Нижняя Красносельская, а также дом семьи Болотновых. Все проекты архитектора отличаются своей уникальностью, благодаря избранному им стилю — эклектика. Сергей Гончаров мастерски сочетал колонны, богато украшенные фасады и округлые углы, используя основные элементы совершенно различных архитектурных стилей.

С 1894 года он занимал должность почетного старшины в совете Детских приютов в Москве. По его обязанностям входило выполнение всех необходимых проектов и работ по приютам абсолютно бесплатно. В 1895 году он занял пост почетного старшины приюта имени Долгорукова.

С 1898 по 1904 год Гончаров работал в отделении Губернского Правления в Москве в качестве техника. Также в это время он открыл свою собственную архитектурную кантору и пригласил на работу С.Д. Кучинского. После октябрьской революции у него было мало заказов.

В это же время он начал уделять особое внимание живописи, что сказалось на оформлении многих его проектов того времени. В 1910 году он приобрел свой собственный дом в Трехпрудном переулке.

Архитектура Сергея Гончарова

  • В 1894 году Сергей Михайлович присоединился к Совету детских приютов в Москве. Позднее его назначили почетным старшиной, что повлекло за собой определенные обязанности, включая строительство учреждений для сирот.
  • В 1898 году он начал работать в губернском правлении по Москве в качестве архитектора, ответственного за разработку и проверку чертежей зданий различного назначения.
  • В начале 1900-х годов Сергей Гончаров занимался проектированием и строительством нескольких доходных домов в стиле модерн. Эти постройки отличались уникальными окнами, богатым оформлением фасадов и цветочными мотивами, продуманным декором.
  • В 1905 году Алексей Лебедев заказал постройку доходного дома на улице Садово-Каретной. Архитектурный ансамбль здания был дополнен двумя башнями с разнообразными крышами. Фасад украсили колоннами, облицованными многоцветной майоликой.

Спустя некоторое время известная искусствовед и исследователь работ Мария Нащокина Гончарова написала в своем труде: «Первое впечатление от этого здания – его выразительный силуэт. При ближайшем рассмотрении можно обнаружить забавные декоративные элементы».

  • В период с 1908 по 1909 годы Сергей Гончаров посвятил себя строительству доходного дома по заказу купца Александра Синицына. Сегодня этот дом можно посмотреть по адресу Благовещенский переулок, третий дом. Синицын был владельцем известной мануфактуры "А.И. Синицын с сыном". Изначально работу предложили архитектору Петру Щекотову, однако из-за осложнений в процессе возведения здания, Гончаров разработал свой собственный проект, сочетающий модерн и псевдоготику. Доходный дом приобрел черты немецкого замка, а на его крыше появилась небольшая башня с остроконечным шпилем.

Гончаров разработал уникальные панно специально для этого проекта, создавая их по собственным эскизам и используя керамическую плитку в качестве основного материала. В итоге они стали основным украшением фасадов зданий. К сожалению, керамическая плитка не сохранилась до нашего времени и осталась лишь в архитектурном проекте, так как была уничтожена в процессе реконструкции здания в семидесятых годах прошлого века.

Позднее, по просьбе Александра Синицына архитектор разработал и возведен Троицкий собор, который ныне можно увидеть в Щелкове.

  • 1909 год – строительство на участке М.П. Шмелева.
  • 1910 год – проектирование и строительство нового доходного дома на Пятницкой улице для В.П. Смирнова. Также в этот год был занят проектом на владениях Ф.А. Васильева.
  • 1911 год – возводимый доходный дом для В.И. Донского. В этот же год был построен жилой особняк для П.И. Жукова на Втором Брянском переулке. К сожалению, до сегодняшних дней этот дом не сохранился. Также в этот год велись строительные работы по проектам Гончарова на владениях князя Голицына.

В период с 1912 по 1914 год Сергей Гончаров активно занимался перестройкой складских помещений купцов Солодовниковых, превращая их в кинотеатр. Новый зал вмещал двести восемьдесят зрителей и был оборудован гримерными и кассами. Здесь же время от времени выступала труппа театра "Ассамблея". После Октябрьской революции это место стало домом для Театра народа, принадлежащего советской власти, где представлялись спектакли-митинги с политическими лозунгами и шествиями.

Дом Соловниковых, построенный в стиле модерн, был украшен пятью керамическими панно по задумке Сергея Гончарова. Четыре из них изображали боевые сцены и были подписаны архитектором строками из произведения "Боривой" Алексея Толстого.

Пятое панно было повторением известной картины "Девушка с сережкой", выполненной по эскизам Михаила Врубеля. Девушка на этой картина была известной балериной по имени Бронислава Гузикевич.

В 1917 году архитектор написал письмо своей дочери Наталье Гончаровой, в котором рассказал о том, что количество строительных работ в его жизни уменьшается с каждым днем. Он также упомянул, что продолжает изучать акварель, чтобы использовать ее для изображений на фасадах зданий. Архитектор выразил желание найти подходящие краски во Франции или Италии и попросил дочь выслать их ему.

Личная жизнь

Екатерина Беляева, дочь профессора духовной академии, вышла замуж за известного архитектора. Она мечтала стать профессиональной пианисткой, увлекалась музыкой с детства, но из-за финансовых проблем семьи не смогла получить нужное образование. Девушка вынуждена была работать в дворянских семьях в качестве гувернантки. Своего будущего мужа она встретила на литературном вечере случайно.

В начале восьмидесятых годов XIX века поженились молодая пара, а через год у них появилась на свет дочь, которую они назвали Натальей. Через четыре года у родителей родился сын, которого они назвали Афанасием в честь знаменитого предка. Их дети, так же как и родители, увлекались искусством и с удовольствием учились рисовать у отца, который был художником. В будущем имя Натальи Гончаровой станет известным благодаря ее работам в стиле авангарда. В то время как Афанасий Гончаров последовал по стопам отца и стал успешным архитектором.

Спустя несколько лет после появления на свет второго ребенка, семейная жизнь Сергея Гончарова начала разлаживаться. Супруги перестали жить вместе, обосновавшись в разных квартирах, и почти не пересекались. Тем не менее, официального развода пара так и не оформила. Сын и дочь Сергея Михайловича всегда проживали с матерью.

Ни жена, ни даже дети не смогли стать опорой для Гончарова. Он почти не появлялся в квартире супруги. Воспитанием и образованием полностью занималась хрупкая Екатерина Ильинична. Она учила детей читать и писать самостоятельно, так как денег едва хватало на пропитание. Биографы Натальи Гончаровой впоследствии предположат, что именно из-за тяжелого детства девушка всю жизнь отличалась скрытностью и сдержанностью.

В 1926 году Сергей Гончаров завершил свою последнюю работу — выполнение государственного заказа на перестройку помещения Зоотехнического института.

Известный архитектор, который придумал свой уникальный стиль, скончался 23 июня 1935 года в своем родном городе, Москве. Место его захоронения остается неизвестным.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий