Сергей Эйзенштейн – известный советский кинорежиссер, художник, учитель, теоретик и писатель. Его самой известной работой стала картина «Броненосец “Потемкин”», которая была удостоена звания лучшего фильма на Всемирной выставке в 1958 году.
Детство и юность
Зимой 1989 года в Риге появился Сергей Эйзенштейн. Его семья была достаточно состоятельной, ведь отец работал городским архитектором. Благодаря богатому приданному матери режиссера, семья жила беззаботно, у них была прислуга, к ним приходили самые влиятельные люди города.
Родители обожали Сергея, но сам режиссер вспоминал свое детство как «время печали». Он знал, что его любят, но родители были заняты собой и мало времени уделяли ему.
В 1906 году, во время Первой русской революции, семья спешно уехала в Париж. Именно там мальчик впервые познакомился с кинематографом. Первый просмотренный им фильм оказал огромное влияние на будущего режиссера.
В 1908 году семья вернулась в Ригу, и Сергей поступил в местное реальное училище. В детстве младший Эйзенштейн посещал уроки верховой езды и игры на рояле. Мальчик изучал третий язык – английский, занимался фотографией и рисованием. Особенно ему нравилось рисовать комиксы и карикатуры. В дальнейшем рисование станет первой профессией режиссера – долгое время он работал художником-оформителем в театре. Праздники Сергей проводил в доме бабушки в Санкт-Петербурге.
По прошествии времени родители приняли решение о разводе. Сергей остался жить с отцом, а мать уехала в Петербург. Время от времени сын навещал свою мать во время праздников и писал ей письма. По словам режиссера, он испытывал к ней большую привязанность и был послушным ребенком. Отец же всегда был для него авторитетом, и поэтому он так и не начал курить, так как видел, что отец этой привычки не имел.
Творческий путь
Весной 1917 года Сергей был призван в армию, где его назначили прапорщиком инженерных войск. Через год он стал служить под командованием Красной армии. Во время своей воинской службы молодой человек прошел долгий путь – от телефониста до сапера. Во время службы участвовал и в творческой самодеятельности – он был актером, занимался рисованием декораций, и режиссировал любительские постановки.
В 1920 году Сергей познакомился с учителем японского языка. Сложность этого языка настолько увлекла Сергея, что он решил стать переводчиком. Однако со временем будущий режиссер потерял интерес к японскому языку и стал работать в Первом рабочем театре как художник-декоратор.
В 1921 году молодой мужчина поступил студентом в высшие режиссерские мастерские. Легендарный Всеволод Мейерхольд стал его педагогом и наставником, руководящим режиссерскими курсами.
В Первом рабочем театре Эйзенштейн создал свой первый спектакль под названием «Мексиканец», основанный на произведении Джека Лондона. Режиссером постановки был Валентин Смышляев, но Сергей буквально «протестировал» его, поставив спектакль самостоятельно. В этом театре он также участвовал в постановке еще нескольких спектаклей, включая пьесу Островского под названием «На всякого мудреца довольно простоты».
Эйзенштейн с большой фантазией подошел к оформлению классической пьесы. Он превратил постановку в так называемый «монтаж аттракционов». Это определение молодой режиссер придумал сам и даже написал об этом статью. «Аттракционом» Эйзенштейн называл всё, что способно вызвать у зрителей чувства. «Монтажом» он считал соединение разнообразных «аттракционов». В результате от изначальной пьесы Островского осталось мало – только имена главных героев. Сцену Сергей превратил в бутафорский цирковой манеж, а актеры исполняли танцы над зрителями. К подобным «аттракционам» можно отнести и кинематографическую вставку под названием «Дневник Глумова». Этот фильм исследователи считают первой киноработой Эйзенштейна.
В дальнейшем Эйзенштейн принялся за создание киноцикла из 8 фильмов под названием «К диктатуре». Режиссер начал с картины «Стачка», которая вышла в советском кинопрокате в 1925 году. Именно в тот момент он стал настоящим инноватором в мире кино. Фильм был полон новаторских приемов, необычных ракурсов и кинометафор. Советский зритель не ожидал чего-то подобного, однако у фильма нашлись поклонники, которые называли творение Эйзенштейна революцией в кинематографе.
Вскоре Эйзенштейн приступил к съемкам нового фильма, посвященного событиям 1905 года. У режиссера были очень жесткие сроки, поэтому ему пришлось сосредоточиться на рассказе о самом важном событии года. Таким образом, появился фильм «Броненосец «Потемкин»», который получил оглушительный успех. Фильм неоднократно был удостоен почетных премий и признан лучшим как зрителями, так и профессионалами киноиндустрии.
Через два года режиссер завершает следующую картину в цикле. Фильм с названием «Октябрь» стал первым, в котором был изображен образ Владимира Ленина. Интересно, что роль лидера революционного движения исполнил не профессиональный актер, а рабочий Василий Никандров. В этой ленте режиссер представил новую концепцию создания киноленты – отсутствие главного героя и драматического сюжета. Фильм снова вызвал ожесточенные споры среди кинокритиков и творческой интеллигенции. Одни хвалили ленту, другие – критиковали. Интересно, что даже Владимир Маяковский заявил, что образ Ленина лишен мысли и совершенно пуст.
На немецкой радиостанции выступал Эйзенштейн, читал лекции в университетах Гамбурга, Лондона, Брюсселя и Амстердама. Советский режиссер получил аплодисменты от Европы. В США ему предложили контракт на съемки фильма по романам Теодора Драйзера. Однако партнерство не состоялось из-за неудовлетворенности американцев сценарием Сергея.
Позже мастер принимает решение приступить к работе над кинолентой «Да здравствует Мексика!». Для съемок этого фильма режиссер и его коллеги использовали средства, полученные от американских спонсоров. Однако на завершение работы не хватило денег, поэтому друзья обратились за помощью к советскому правительству. В ответ на это Сталин направил телеграмму американской стороне, в которой критически высказался о Эйзенштейне. Вождь назвал режиссера дезертиром, лишившимся доверия своих советских товарищей. В итоге Эйзенштейну пришлось срочно вернуться в Россию. Несмонтированный материал был продан американским кинопроизводителям, и на его основе было создано несколько фильмов, имевших мало общего с первоначальной задумкой советского режиссера.
После того, как режиссер вернулся в Москву после трехлетнего отсутствия, он заметил значительные изменения. Властям уже не нравился Эйзенштейн, который когда-то был одним из ведущих деятелей советского кино. Его не приглашали к участию в высоких наградах, о нем мало упоминали на культурных мероприятиях.
После возвращения в Россию режиссер начал преподавательскую и научную деятельность. Он стал заведующим кафедрой режиссуры в Государственном институте кинематографии. Эйзенштейн писал научные статьи, разрабатывал учебные программы для будущих режиссеров.
В 1935 году известный режиссер был удостоен звания заслуженного деятеля искусств. Через три года за свою работу над фильмом «Александр Невский» Эйзенштейн получит степень доктора искусствоведения и орден Ленина.
Несмотря на достижения и одобрение высших властей, далеко не все произведения Эйзенштейна были признаны великими. Например, фильм с названием «Бежин луг» столкнулся с жесткой критикой и в итоге был отвергнут. Советская цензура была беспощадна, и авторов ленты обвиняли в излишней «святости» и обреченности. К сожалению, во время войны единственная копия картины исчезла. Существует легенда, что пленку уложили в специальный контейнер и закрыли на «Мосфильме». Впоследствии картина так и не была обнаружена.
В годы войны режиссер снял фильм под названием «Иван Грозный», который стал последним в его долгой творческой биографии. Первая часть ленты была завершена в 1945 году, за что он был удостоен почетной Сталинской премии.
Личная жизнь
В личной жизни у Эйзенштейна было много радости. Режиссер был женат на журналистке и кинокритике по имени Перл Фогельман, известной также как Пера Аташева. После смерти мужа она посвятила себя сохранению его архива, вложив в это дело много сил.
Фогельман принимала участие в создании посмертного сборника работ Эйзенштейна, который включал в себя 6 томов. Кроме того, она подготовила юбилейный альбом под названием «Советское искусство, 1919-1939».
Режиссер уделял много внимания рисованию, и как в детстве, так и в зрелом возрасте удивительно много творил на бумаге. После его смерти было найдено множество его рисунков, сквозных планов, случайных зарисовок и эскизов. К сожалению, за жизни его художественные таланты не были оценены настоящими ценителями искусства.
Малая часть картин Эйзенштейна была выставлена в Америке, при этом особое удовольствие ему доставляли цитаты положительных отзывов из The New York Times, которые позднее появились в его мемуарах.
Только через девять лет после смерти Эйзенштейна в Москве прошла большая выставка его графических работ в Центральном доме работников искусства.
В 1961 году был выпущен первый альбом с рисунками Эйзенштейна.
Смерть
1948 год стал временем ухода из жизни легендарного режиссера. Сердечный приступ стал причиной кончины талантливого художника. Новодевичье кладбище стало местом захоронения Сергея Эйзенштейна.
Память
Сергей Эйзенштейн навсегда останется легендой мирового кинематографа благодаря своему безупречному режиссерскому таланту. Картины этого советского режиссера до сих пор являются образцом для изучения современными кинематографистами.
В 1965 году в Москве был открыт мемориальный кабинет режиссера в квартире на Смоленской улице. В декабре 2018 года кабинет был перемещен на ВДНХ. В Москве и Риге есть улицы, названные в честь этого режиссера. На его честь выпущены юбилейные серебряные монеты и выпущены почтовые марки.
Фильмография режиссера
- 1923 — Дневник Глумова
- 1924 — Стачка
- 1925 — Броненосец «Потёмкин»
- 1927 — Октябрь
- 1929 — Старое и новое
- 1929 — Буря над Ла Сарра
- 1929 — Горе и радость женщины
- 1930 — Сентиментальный романс
- 1931 — Землетрясение в Оахаке
- 1931–1932 — Да здравствует Мексика!
- 1935—1937 — Бежин луг
- 1938 — Александр Невский
- 1944 — Иван Грозный