Скульптор, художник и график Сергей Тимофеевич Коненков, известный как «русский Роден», был не только талантливым художником, но и активным участником Декабрьского восстания. Его наследие включает в себя не только известные скульптуры «Юная» и «Купальщица», но и портреты отечественных писателей и поэтов, таких как И.С. Тургенев и В.В. Маяковский, а также памятники А.С. Пушкину и Л.Н. Толстому.
Детство и образование
Сергей Тимофеевич родился в зажиточной крестьянской семье. Предки скульптора накопили немалое состояние, так как после Отечественной войны в 1812 году они владели большой суммой, чтобы выкупить себя из крепостничества.
Первоначальное образование он получил в прогимназии, а затем успешно сдал вступительные экзамены в классическую гимназию. С 1892 по 1899 годы он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками в это время были С. М. Волнухин и С. И. Иванов, которые помогли ему стать будущим художником.
Жизнь начинающего художника кардинально изменилась в 1897 году.
Сергея Тимофеевича, одного из самых талантливых студентов, отправили за границу из учебного заведения: он посетил Францию, Германию и Италию. «Путешествие» было оплачено средствами, полученными за премию С.М. Третьякова. Практически сразу после возвращения на родину, в 1898 году, он создал скульптуру «Камнебоец».
С 1899 по 1902 год является периодом, который отмечается как один из самых важных. Это время учебы в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге под руководством В. А. Беклемишева. Экзаменационная работа с названием «Самсон, разрывающий узы» была выполнена с большим талантом, что привело к назначению звания скульптора в 1902 году. Позже в произведении было обнаружено скрытое революционное настроение, поэтому оно было изъято по указанию Академии художеств.
Творения скульптора
В 1906 году после участия в Декабрьском восстании, был создан цикл портретов участников боев на Пресне. Один из них был посвящен герою сражений — Ивану Чуркину, и назван «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин».
Сергей Тимофеевич оформил кафе Филиппова на Тверской в 1905 году и создал барильефное панно под названием «Пиршество» в 1910 году.
В 1907 году была представлена выставка под названием «Лесная серия», где все статуи славянских богов были выполнены из дерева. Эти произведения совместили в себе архаические традиции и модернизм. Для мастера лес — это символ могучих природных сил и необъятности.
Автор усовершенствовал обычные образы русских преданий, используя народную резьбу. «Серия» включает в себя следующие шедевры: «Старенький старичок» (1909 год), «Старичок-полевичок» (1909 год), «Стрибог» (1910 год), «Вещая старушка» (1916 год), «Дядя Григорий» (1916 год), «Нищая братия» (1918 год).
Создание «Вещей старушки» было вдохновлено известной в начале XX века сказительницей М. Д. Кривополеновой, которая была простой крестьянкой, но сумела завоевать Россию своим искренним талантом.
Параллельно с «Лесным циклом» автор работал над «греческим циклом», в который вошли произведения «Юноша» и «Горус».
В 1910 году была предпринята попытка создать лучший монумент в честь Александра II, но проект так и не был завершен.
Вspirationalных 1912 году художник наслаждался красотой Греции и Египта. После революции 1917 года его творчеством начали интересоваться чиновники, подозревая его в призывах к революции через искусство.
В 1918 году мастер работал над памятной доской «Павшим в борьбе за мир и братство народов», которая впоследствии была установлена на Сенатской башне Кремля.
Сергей Тимофеевич был одним из первых скульпторов XIX-XX веков, который дерзнул изображать обнаженные женские фигуры. Большинство его работ объединены традиционными идеями деревянной резьбы: «Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).
В ходе путешествия по Италии (1928—1929 годы) у меня был шанс встретиться с М. Горьким и успешно провести выставку в Риме. По предложению писателя я создал бюсты самого М. Горького, А. Довженко, И. Павлова, Ф. Шаляпина. Прощаясь с Максимом Горьким, я дал ему слово, и спустя несколько лет я его сдержал: написал портреты близких к Максиму Горькому людей (внучки Марфы, ее дочери Нины и мамы Надежды). Эти произведения получили название «Три возраста». Благодаря кисти и руке Сергея Тимофеевича, я создал портреты ведущих деятелей культуры, искусства и науки (И.Тургенева, В. Маяковского, К. Циолковского), монументы (А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому), а также надгробие М. Пришвину.
В моей богатой портретной галерее особое место занимают изображения И. С. Баха и Н. Паганини, а также других известных композиторов.
Общественное признание
Уникальный подход к искусству, использование различных техник в скульптуре и живописи, а также оригинальное видение мира принесли художнику широкое признание еще при жизни. В 1909 году он стал членом Союза русских художников.
Летом 1916 года молодой портретист был принят в члены Императорской академии художеств, и вскоре после этого провел свою первую выставку в собственной мастерской на Пресне. В декабре того же года была организована вторая выставка, а в ноябре 1917-го – уже третья.
Также в 1917 году он был включен в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, а также в Коллегию художников театра и комиссии «Красоты Москвы». В течение 1917—1919 годов он был организатором и председателем Московского профессионального союза скульпторов и художников. С 1918 по 1922 годы проводил занятия во ВХУТЕМАСе и студии Пролеткульта в Москве. Он также был членом Общества русских скульпторов и Ассоциации художников революционной России.
В 1923 году он принял участие во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, где вырезал из дерева статуи «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица» и другие.
Выставки личных работ, проведенные в 1925 году в Нью-Йорке и в 1928 году в Риме, были очень популярны.
В 1935 году по инициативе Принстонского университета был установлен бюст А. Эйнштейна. Выбор русского скульптора был неслучаен: великий физик был ценителем искусства и в полной мере оценивал творения мастера.
В период Второй мировой войны он был членом Комитета помощи России. После его смерти были обнародованы письма, написанные адресованным И.В. Сталину. Он создал скульптурные портреты военачальников: Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева и Р. Малиновского, опираясь на фотографии.
Также заинтересованный факт заключается в том, что по указанию И. В. Сталина в 1945 году пароход «Смольный» был забронирован и отправлен в США, на котором скульптор и все его работы прибыли на родину. За патриотическую направленность его творчества скульптору было подарено помещение под мастерскую на улице Горького.
В 1965 году в Москве состоялась выставка в доме художника на Кузнецком Мосту, посвященная 90-летию со дня рождения.
Личная жизнь
Творческий жизнь художника прошел через два брака. Вместе с Татьяной Яковлевной у него родился сын. В последствии Кирилл Сергеевич сделал карьеру инженера-конструктора, а его внучка, Анна, стала кандидатом культурологических наук.
Брак с Маргаритой Ивановной Воронцовой не принес потомство, однако был долгим и полным счастья.
Смерть и память
В Москве ушел из жизни великий художник 9 октября 1971 года. Его могила находится на восьмом участке Новодевичьего кладбища, где над ней возвышается автопортрет, за который художник был удостоен Ленинской премии.
В 1974 году, к столетию скульптора, в его доме было открыто торжественное «Мемориальное музейное пространство», включающее несколько залов: его мастерскую, личную комнату, холл и вестибюль. Одну из стен украшает мемориальная доска-барельеф.
Скульптор Сергей Тимофеевич известен не только в России, но и за ее пределами. В честь него названы улицы и проспекты в таких крупных городах, как Москва, Смоленск и Рославль. Также его имя носит Музей изобразительных искусств в городе Смоленске.