Сергей Королев – известный советский проектировщик и разработчик ракетно-космических систем. Его вклад в отечественную космонавтику был огромен, и его работа помогла в освоении космоса.
Имя выдающегося конструктора Сергея Королева известно во всем мире. Он был талантливым ученым, который положил начало развитию отечественной космонавтики. Результаты его труда по сей день актуальны в ракетостроении и других смежных отраслях.
Детство и юность
Родившийся 31 декабря 1906 года в Житомире, Сергей Королев был сыном учителя, который покинул семью, когда мальчику было всего несколько лет. После этого Сергея отдали на воспитание к родственникам матери, и он вырос в Нежине. В 1917 году он воссоединился с матерью и их семья переехала в Одессу, где он пошел учиться в школу.
Начало трудовой деятельности
В начале 1920-х годов Сергей заинтересовался авиацией, когда познакомился с членами летного отряда. В возрасте 17 лет начинающий конструктор представил модель безмоторного самолета К-5, которую вскоре порекомендовали к постройке. После окончания строительной школы талантливый юноша поступил студентом в Киевский политехнический институт, откуда в 1926 году перевелся в столичное техническое училище. В Москве молодой человек активно участвовал в авиационной жизни: был одним из организаторов планерной школы, в аэродинамическом кружке разрабатывал легкие самолеты, проводил испытания моделей и обучал летчиков. На четвертом курсе Королев был принят на работу в конструкторское бюро.
В конце 1929 года изобретатель встретился с Константином Циолковским, что стало ключевым событием в его жизни. Ученый подарил ему книгу «Космические ракетные поезда» и посоветовал заняться изучением космических полетов. По его рекомендации Сергей начал сотрудничать с инженером Центрального аэрогидродинамического института Фридрихом Цандером.
В начале 1930-го года Королев представил модель самолета СК-4, работая под руководством Андрея Туполева. Одновременно он работал над проектом планера «Красная звезда», который мог выполнять петлю Нестерова. В 1931 году он получил должность старшего инженера по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. В это же время Сергей возобновил сотрудничество с Цандером, который проводил испытания двигателя ОР-1.
Впоследствии инженер возглавил научно-технический совет столичной организации, занимающейся созданием ракетного оружия для защиты страны. Королев основал первое в СССР конструкторское бюро, которое стало известным по всему миру.
Одним из основных достижений Сергея Павловича в те годы стали успешные испытания ракеты ГИРД-09, которую удалось запустить на высоту почти в полкилометра. После этого он опубликовал книгу под названием «Ракетный полет в стратосфере», где подробно описал все этапы своей работы и развил тему некосмического применения ракет в научных и военных целях.
В середине 1930-х годов Сергей Павлович стал руководителем конструкторского отдела РНИИ, где вели разработку ракетной техники. Современники инженера отмечали, что он обладал удивительной интуицией и огромным опытом, подкрепленным обширными знаниями в различных областях.
Репрессии
В 1938 году Королева был арестован по доносу «доброжелателей», так же как и многие его коллеги. Обвинения заключались в том, что он якобы занимался антисоветской деятельностью, преднамеренно ослабляя обороноспособность страны в пользу нацистской Германии. Ученого судили по 58-й статье, что привело к слому жизни тысяч советских людей.
За свои действия Королева был приговорен к 10 годам лишения свободы и поражению в правах на 5 лет. Весной 1939 года его отправили в лагерь на Колыму, где заключенные работали на золотодобывающих приисках. Тяжелые условия труда и жизни серьезно подорвали его здоровье – он заболел цингой. Лагерные врачи едва смогли спасти ему жизнь.
Время, когда Королев был заключен под стражу, не означало конец борьбы его родственников за его освобождение. В конечном итоге, дело изобретателя было пересмотрено, и в 1939 году его перенаправили в столицу. Только через год ученый оказался в Москве из-за обострения заболевания во время путешествия, что вынудило его проходить лечение в больнице. Новое судебное разбирательство привело к тому, что Сергею Павловичу было назначено 8 лет лишения свободы, однако он отбывал наказание в спецтюрьме. В этом учреждении, конструктору пришлось возобновить свои исследования в области авиационного дела.
Годы войны
В тюрьме Королев сотрудничал с Львом Терменом, который занимался разработкой беспилотных летательных аппаратов. Затем он начал сотрудничать с Андреем Туполевым и работать над разработкой такого вида военного оборудования, как аэроторпеды и бомбардировщики. В начале войны заключенных спецтюрьмы перевезли в Омск, где вскоре был запущен легендарный самолет Ту-2.
Королев был на высоких позициях, и позже его перевели в Казань. Здесь изобретатель улучшал ракетные двигатели, которые впоследствии нашли широкое применение в гражданской и военной авиации. В 1943 году Сергей Павлович руководил запуском пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, над усовершенствованием которого он работал несколько месяцев. В следующем году он был освобожден по приказу самого Сталина и принят на службу в Казанский авиационный институт.
Весной 1946 года советским правительством был основан Государственный союзный научно-исследовательский институт реактивного вооружения. Институт под номером 88 находился в Калининграде, который затем был переименован в Королев. Сергей Павлович стал членом руководящего состава нового научного центра.
В то время ракетостроительная отрасль развивалась очень быстро. По указу Иосифа Сталина была создана копия немецкой ракеты, проводились испытания ракеты A-4, собранной из захваченного оборудования. Ученые выпустили ракеты, полностью собранные из отечественных деталей. Сергей Павлович проявил себя не только выдающимся инженером, но и способным руководителем, который четко координировал работу всех отделов.
К началу 1950-х годов значительным достижением в сфере военного вооружения стало изобретение ракеты, способной пролететь 300 километров. Однако вскоре советским ученым удалось разработать еще более мощное вооружение — ракету Р-2, способную покрывать расстояние в 600 километров. Впоследствии была создана ракета с ядерной боевой головкой и дальностью 1200 км, способная достигать некоторых военных баз Соединенных Штатов. Испытания стратегической ракеты проводились в феврале 1956 года на полигоне под Семипалатинском.
В 1950-х годах Королев активно занимался разработкой многоступенчатых ракет межконтинентальной серии. Он разработал баллистическую ракету Р-7, которая имела дальность полета 8000 км, а позже появился модернизированный вариант — Р-7А, способный преодолевать расстояние до 12000 км. В то время американцы опережали: они уже применяли ракеты на твердом топливе, в то время как в СССР продолжали использовать жидкостные ракеты. Это послужило толчком для разработки твердотопливной ракеты, которая получила название РТ-1.
Кроме военных проектов, Сергей Павлович занимался проектированием космических аппаратов. В 1957 году под его руководством был запущен первый искусственный спутник Земли в истории человечества. Через месяц на орбиту был выведен еще один спутник с собакой Лайкой на борту.
12 апреля 1961 года стал одним из самых важных праздников для советского народа, когда Королев и его команда запустили Юрия Гагарина в космос, чей подвиг известен каждому человеку на Земле.
За свою жизнь конструктор участвовал в семи запусках космических кораблей с пилотом. Кроме того, было запущено десятки спутников, которые принесли огромное количество научных данных. В конце своей карьеры Сергей Павлович разрабатывал программы для исследования Марса и Луны.
Личная жизнь
У Королева была довольно устойчивая и благоприятная личная жизнь. Он вступил в брак с одноклассницей по имени Ксения, и в 1935 году они вместе приветствовали появление дочери. После войны их отношения испытали трудности, и в результате семья распалась.
Среди сотрудников ученый встретил Нину Котенкову, которая стала его второй избранницей. Она занимала должность переводчика в НИИ-88.
14 января 1966 года нашел свой последний час выдающийся советский инженер-конструктор. По информации медицинского персонала, причиной его ухода была остановка сердца во время операции по удалению полипов. В ходе хирургического вмешательства было обнаружено образование опухоли в кишечнике у ученого, что потребовало срочного удаления.
Были проблемы, включая сложности с интубацией (во время допросов в 30-е годы Королева получил перелом челюсти). Нагрузка, которой он подвергся, оказалась для его организма чрезмерно тяжелой.
Интересные факты
- В 1939 году инженеру пришлось путешествовать из Магадана до столицы на пароходе «Индигирка», который выполнял свой последний рейс перед закрытием навигации. Из-за личных обстоятельств ученый опоздал на посадку, что в итоге спасло его от гибели. Позже выяснилось, что пароход попал в сильный шторм в Японском море и потерпел крушение.
- Время испытаний наступило для Королева, когда он стал занимать высокие должности. Требования к его подчиненным были строгими. В 1963 году, после успешного полета первой женщины-космонавта Валентины Терешковой произошел необычный случай, о котором мало кто знает. Когда она приземлилась в населенном пункте, Валентина нарушила должностные инструкции, поев угощения от местных жителей. В ответ на их гостеприимство, она раздала им космическую еду в тюбиках, что тоже было противоречием уставу. Когда Королев узнал об этом, он серьезно поругал ее и заявил, что больше никогда не отправит в космос женщину.
Музей, посвященный легендарному конструктору, открыт в его родном городе – Житомире. Аналогичный комплекс существует и в столице. Название города, где он работал на благо отечественной науки, было дано в честь этого выдающегося человека. Десятки улиц и площадей по всей стране были переименованы в его честь.
Даже известный Илон Маск проявил уважение к советскому ученому, назвав главный конференц-зал своей компании «SpaceX» его именем. Часто миллиардера сравнивают с Сергеем Павловичем и считают его современным продолжателем дела великого ученого.
Образ инженера можно увидеть во многих советских и российских фильмах. В разные годы роль Королева играли Кирилл Лавров, Георгий Жженов и Владимир Ильин. Биография конструктора описана в книге воспоминаний его дочери – Натальи Сергеевны.