Сергей Королёв: биография, личная жизнь, фото и видео

Сергей Королёв: биография, личная жизнь, фото и видео

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) был выдающимся советским инженером-конструктором, членом Академии наук СССР и учёным. Он занимался разработкой и испытанием космической техники и ракетного оружия, и был инициатором запуска первого человека в космос и первого искусственного спутника Земли. Королёв был награжден званием Героя Социалистического Труда дважды и был Лауреатом Ленинской премии.

Детство

Сергей родился 12 января 1907 года в городе Житомир (который тогда принадлежал Российской империи, а сейчас находится на территории Украины).

Его отец, Павел Яковлевич Королёв, родом из Могилёва, преподавал русскую литературу. Он получил образование в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую жену.

Мать, Мария Николаевна Москаленко, родом из купеческой семьи Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Когда Сергею было около трех лет, семья Королёвых переехала в Киев, но брак родителей распался, и отец ушел. В этот момент мать решила отправить его в Нежин, где за ним принялись дедушка и бабушка Москаленко, которые очень любили своего внука.

Первый раз Сергей увидел полет человека на аэроплане, когда ему было всего четыре года. Это произошло в 1911 году в Нежине, когда в город прилетел русский летчик Уточкин. Мальчик уже был очень впечатлительным, а полет и сам аэроплан еще больше потрясли его.

Когда Сергею исполнилось восемь лет, его мама вышла замуж за инженера Григория Михайловича Баланина, забрала с собой сына у бабушки и дедушки и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Сергей начал учиться в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

Сергей Королёв

Позже юный Королёв случайно встретил Василия Долганова, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина проводил время с моторами, объяснял мальчишке, как всё работает, а тот усердно слушал каждое слово. Быстро поняв теорию, Сергей начал практиковаться, целым летом он проводил в гидроотряде, помогая механикам подготавливать самолёты к полёту. Вскоре он стал незаменимым помощником для всех лётчиков и механиков.

Авиационное общество

В Одессе в 1923 году было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей был одним из первых, кто вступил в это общество и присоединился к созданному им планерному кружку. К тому времени, Королёв уже успел совершить полет на гидросамолёте в качестве второго пилота, который был уговорен механиком Долгановым взять с собой молодого парня.

Сергей уделял ОАВУК почти всё своё время. Вскоре он стал лектором по изучению авиации, делился своими знаниями о планеризме и истории авиации с рабочими. И все это, не проходя специального обучения, а черпая свои знания из книг. В строительной школе его учил преподаватель Готлиб Карлович Аве, который проводил занятия только на немецком языке. Сергей отлично владел этим языком, так как отчим также был владельцем этого языка. Благодаря этому, Королёв в совершенстве выучил немецкий и читал на этом языке книги об авиации.

Сергей Королёв

После завершения строительной школы, Сергей Королёв принял решение обрести серьезную профессию. Его трудовой путь начался в 16 лет — сначала он работал плотником, покрывая крыши черепицей, затем переквалифицировался на производстве за станком. Когда он заявил родителям, что хочет строить самолёты, его мама выразила недовольство, в то время как отчим поддержал Сергея. Григорий Михайлович стал для него опорой и поддержкой в любой ситуации.

Институты

В возрасте семнадцати лет Сергей разработал проект безмоторного самолета К-5. Его изобретение было одобрено компетентной комиссией и рекомендовано к осуществлению. Королев решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии, но вступить туда можно было только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Поскольку у Сергея не было ни того, ни другого, он отправился в Киев, где поступил студентом политехнического института на факультет авиационной техники.

Ему приходилось комбинировать учебу с работой, чтобы свести концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их в Соломенке, за что зарабатывал восемь карбованцев. Ему приходилось также заниматься столярными работами, вспоминать навыки кровельщика и зарабатывать как грузчик.

Несмотря на это, Королёв всё же находил время для участия в планерном кружке в своём институте. Он с увлечением работал здесь и часто оставался в мастерской до поздней ночи, засыпая на куче стружек. Быстро он стал известен как мастер на все руки, и многие его проекты принимали участие в международных конкурсах.

Сергей Королёв

  • После того как он учился два года в Киевском институте, Королёв перешёл в Москву в ВТУ имени Баумана. К этому времени его мать с отчимом уже переехали в столицу. Сергей начал изучать аэромеханику в специальной вечерней группе, параллельно продолжая заниматься изобретениями, конструированием и следя за каждым новым достижением в авиации:
  • 1926 год – он вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал на различных планерах. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – он приступил к работе на авиационном заводе в Филях.
  • В 1929 году студент-выпускник Королёв проходил практику в Конструкторском бюро Туполева и успешно защитил диплом, в котором создал проект двухместного легкомоторного самолёта СК-4. Туполев, известный своей скрупулезностью и строгостью, руководил проектом и подписал его, не внося никаких исправлений — что было редкостью. Позднее самолёт был построен и протестирован.

К моменту получения диплома Королёв уже успел заслужить репутацию талантливого авиаконструктора. Помимо СК-4, он также разработал летательные аппараты «Красная Звезда» и «Коктебель».

Научная деятельность и изобретения

Специалист с дипломом Королёва начал свою карьеру в авиационном заводе имени Менжинского, а с 1931 года перешёл работать в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Сергей Королёв

В 1931 году осенью, совместно с ученым и изобретателем Цандером Ф. А., Королев основал ГИРД (группа, занимающаяся изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года он перешёл на работу в РНИИ, занимая должности главного инженера, заместителя начальника института и руководителя отдела крылатых ракет.

Летом 1938 года ученого арестовали, обвинив в принадлежности к «троцкистской организации». Ему было назначено десять лет заключения, и его выслали на Колыму. Затем он был признан виновным в «вредительстве в области военной техники». Однако в 1944 году его осудили, а в 1957 году его полностью реабилитировали.

После окончания войны в Подмосковье был основан НИИ Министерства вооружения. При этом учреждении существовало секретное конструкторское бюро, которым руководил Королев.

Уже в 1948 году была проведена испытание баллистической ракеты Р-1, которая была принята на вооружение в 1950 году. Затем он начал разработку различных модификаций Р-1, завершил работу над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующим проектом стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морская версия Р-11 ФМ.

В 1956 году Королев возглавил создание двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Даже до испытаний Р-7 Сергей Павлович предложил правительству задуматься о запуске искусственного спутника Земли с помощью ракеты.

Идея была одобрена руководством страны, и 4 октября 1957 года был запущен первый в истории человечества искусственный спутник на околоземную орбиту. Этот событие принесло огромный успех, и СССР моментально приобрел высокий авторитет на мировой арене. Как заявил сам Королёв: «В маленьком спутнике осуществилась смелая мечта человечества».

Сергей Королёв

В дальнейшем под руководством Королёва были разработаны и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела рядом, «Луна-2» доставила на Луну флаг СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

В 1961 году Королёв поразил мировое сообщество своими изобретениями, спроектировав первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором полетел советский космонавт Юрий Гагарин. Это было началом для человечества в освоении космического пространства. Через полгода Герман Титов совершил второй полет на корабле «Восток-2» и находился в космосе целые сутки.

Под руководством Королёва в августе 1962 года был осуществлен запуск двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Через год, летом 1963 года, при запуске кораблей «Восток-5» и «Восток-6» в космос отправилась первая женщина, Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал сложный космический корабль под названием «Восход», где могло поместиться до трех человек – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года с корабля «Восход-2» первый человек совершил выход в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов провел 20 минут за пределами корабля, покинув его через шлюзовую камеру.

Сергей Павлович занимался созданием улучшенного космического корабля под названием «Союз», на котором космонавты могли бы находиться и проводить научные исследования в течение длительного времени. Однако он не дожил до запуска «Союза». Он также не успел осуществить свой замысел по отправке человека на Луну. Великий конструктор и ученый скончался 14 января 1966 года от саркомы прямой кишки. Урну с его прахом похоронили в Кремлёвской стене.

Сергей Королёв

Жёны и дети

Еще в молодости в Одессе Сергей Королев встретил свою первую жену, Ксению Винцентини. Он ухаживал за ней семь лет, и наконец летом 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была отличным хирургом. В 1935 году у них родилась дочь Наташа, которая последовала по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, столь долго мечтавший о своей возлюбленной Ксении, со временем охладел к своей жене и нашел утешение в объятиях других женщин. Когда их дочери Наташе исполнилось 12 лет, она узнала от матери о изменах отца, после чего разорвала все его фотографии и стерла его из своей жизни. Это разрыв оставался неизменным, и Королев очень редко виделся со своей дочерью, даже не был приглашен на ее свадьбу.

В 1947 году, весной, он встретил свою вторую супругу, Нину Ивановну, которая тогда работала переводчицей в его научно-исследовательском институте. Они провели вместе почти двадцать лет, до его самой смерти.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий