Сергей Лемешев — биография и жизнь оперного певца

Сергей Лемешев – известный оперный певец, чьи концерты всегда привлекали полные залы. В молодости он приложил все усилия, чтобы достичь признания и исполнять главные роли в различных операх. Его великий талант и бесконечная энергия позволили Сергею Яковлевичу завоевать любовь всего народа.

Имя Сергея Лемешева у каждого россиянина ассоциируется с уникальным талантом, превосходным голосом и невероятной трудолюбием. Этот лирический тенор, выдающийся оперный певец, за свою жизнь заслужил множество наград и почётных званий.

Детство и юность

Известный артист родился в деревне Старое Князево в Тверской области 10 июля 1902 года. Люди, родившиеся под знаком Рака, обладают необычной настойчивостью в достижении своих целей, и Лемешев не был исключением. Родившийся в обычной крестьянской семье, у него было мало шансов занять достойное место в российской певческой индустрии. Тем не менее, он унаследовал от своих родителей великий вокальный талант, который сделал их лучшими певцами в деревне.

В семье Лемешевых выросло трое детей, а именно Сергей и Алеша, которые были очень близки. Они всегда старались помогать матери, Акулине Сергеевне, которая часто оставалась одна в доме. Яков Степанович, не привыкший бездельничать, уходил в Тверь на различные работы после завершения работ по хозяйству.

Сергей Яковлевич Лемешев

Оба брата унаследовали певческий талант своих родителей. Взрослея, Сергей начал стесняться своего увлечения, предпочитая петь народные и лирические песни только для себя, без зрителей. Оставаться одному в деревенском доме было почти невозможно, поэтому подросток пел в полный голос в лесу, когда мать отправляла его за грибами или ягодами.

В 1916 году дядя отвез Сережу в Санкт-Петербург, где мальчик стал учеником в сапожной мастерской. Доход от ремесла был небольшим, но подросток на это не обращал внимания. Он был увлечен жизнью большого города и впервые увидел театр, кинематограф и оперу. Именно в северной столице он осознал, что пением можно заработать приличные деньги.

В уме у молодого парня в тот период началась напряженная деятельность, он много размышлял, мечтал о своем будущем. Однако в это время случилась Октябрьская революция, жизнь стала опасной, непредсказуемой. Дядя с племянником приняли мудрое решение вернуться в родную деревню, чтобы переждать смуту в кругу родных людей.

После смерти Якова Степановича его сыновья еще не достигли совершеннолетия. Чтобы прокормить семью, оставшуюся без кормильца, мать устроилась работать в школу-мастерскую, которую открыл архитектор Квашнин на территории своей бывшей усадьбы. Советская власть усиленно помогала этому энтузиасту. Николай Александрович относился к своей работе с полной преданностью, работал со страстью, собрав вокруг себя самую талантливую крестьянскую молодежь.

Сергей Яковлевич Лемешев

Сергей и Алексей Лемешевы оказались в списке учеников Николая Квашнина не случайно — они заработали это своим трудолюбием и талантом. Как дети крестьян, они легко справлялись с любой работой: молотили хлеб, водили коней в ночное время, но при этом всегда пели. Их талант услышал руководитель школы-мастерской, Николай Квашнин.

Он был поражен их талантом и тут же пригласил их учиться вокалу в школе-мастерской. Жена Квашнина взяла братьев под свою опеку. Однако братья по-разному отнеслись к предложению архитектора. Сергей занялся с полной самоотдачей, в то время как Алексею все это не особенно нравилось — он считал профессию вокалиста баловством, несерьезной забавой.

Он изучал русскую грамоту, итальянский и французский языки, погружался в историю и литературу. В стенах учебного заведения он усердно запоминал ключевую роль в своем вокальном творчестве — арию Ленского.

Дальнейшее образование

Сергей осознавал, что его душа тянулась к большой сцене, и он был уверен, что рожден для этого. Он не мог больше терпеть жизнь в уединенной деревне и мечтал о действии. Поэтому зимним днем 1919 года он решил отправиться в Тверь, чтобы изменить свою судьбу. Молодой человек, одетый в ватник и валенки, преодолел длинное расстояние в 40 верст и наконец достиг центрального городского клуба самодеятельности.

Сергей Яковлевич Лемешев

Н. М. Сидельников руководил центром культуры, где прошло выступление юного таланта. После внимательного прослушивания репертуара директор пригласил молодого исполнителя выступить перед жителями Твери. Аудитория встретила талантливого певца громкими аплодисментами, выразив своё восхищение. В результате выступления вокалист получил множество советов и требований продолжить певческую карьеру. Однако никто из восторженных слушателей не предложил помощи по делу. Сергею было разочаровано, и ему пришлось отправиться домой.

Через два года произошло долгожданное событие для молодого певца — он был принят в Московскую консерваторию в качестве студента. Местный отдел искусств порекомендовал руководству тверского кавалерийского училища отправить курсанта в столичную консерваторию. Несколько десятков талантливых молодых людей соревновались за одно место студента консерватории, и Лемешев смог успешно пройти все испытания.

В течение следующих четырех лет он изучал вокал в мастерской Райского, известного педагога, камерного и оперного певца. Мэтр был известен своим увлечением редким, малоизвестным репертуаром и обширными знаниями вокальной литературы. Вскоре Лемешев осознал, что не умеет полностью использовать свой голос, поэтому начал обучаться сложному искусству правильного дыхания на сцене.

Обучение было сложным, в стране только начали преодолевать последствия войны. Студенты плохо питались, но их вдохновляло стремление стать настоящими, профессиональными певцами. Лемешев старался использовать любой шанс для улучшения своего образования. Он часто посещал выступления своих кумиров — Шаляпина и Собинова, внимательно изучая их пение.

Райский, улучшая технические навыки своего подопечного, практически не обращал внимания на его вокальное мастерство, считая Лемешева слабым в этом аспекте. Молодой певец, не соглашаясь с мнением мэтра, стремился развивать свое мастерство, делая его более разнообразным.

Поддержку Сергею оказали учителя Н.Г. Кардян, Л.Ю. Звягина, а также семья Соколовых. Он проявил настойчивость и трудолюбие, под руководством своих наставников развил свой голос до сильного, глубокого лирического тенора, справляющегося с самыми сложными партиями.

Затем певец решился дать сольный концерт в ГИТИСе. Это было ошеломляющее событие, а гонорар за него оказался весьма приличным. Все заработанные деньги Сергей потратил на покупку нового дома для своей матери. В 1924 году Лемешев одновременно учился в консерватории и в студии Станиславского, чтобы освоить все тонкости сценического мастерства.

Певческая карьера

После окончания учебы в консерватории, Лемешев пытался пройти службу в Большом театре. Однако руководитель Свердловского оперного театра, Арканов, сделал певцу предложение, от которого было трудно отказаться.

Сергей Яковлевич Лемешев

Арканов обещал Лемешеву отличный годовой контракт и главные роли. Это привлекло певца, потому что в Большом театре было сложно получить первые партии для молодого исполнителя. Он остался в Свердловском оперном театре на протяжении пяти лет. Затем он провел два сезона в Харбине и еще столько же в Тифлисе.

Набравшись опыта, певец отправился завоевывать сердца столичных любителей оперы. Его сразу приняли в Большой театр на главные роли. В течение 26 лет Лемешев, вместе с Иваном Козловским, был одним из ведущих теноров в главном оперном театре страны.

Главные роли в оперных постановках «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко», «Севильский цирюльник» были исполнены Сергеем Яковлевичем. Его выступления в этих спектаклях были только частью его творческого пути. Наиболее любимой ролью артиста стала партия Ленского в опере «Евгений Онегин», которую он исполнил 500 раз. 500-е исполнение этой роли было отмечено особенным юбилеем и состоялось в 1972 году.

Сергей Яковлевич Лемешев

С 1957 по 1965 год великий вокалист участвовал в выступлениях на сцене Большого театра в течение 8 лет. Однако в этот период он активно занимался педагогической и режиссерской деятельностью. Лемешев был признан уникальным исполнителем, так как он настолько убедительно воплощал свои роли, что зрители забывали о том, что они находятся в театре. Благодаря своему природному таланту и упорному труду, он сумел довести свое мастерство до исключительных высот. Зрители, посещавшие его выступления, испытывали полную гамму эмоций, вызванных его выступлениями.

Карьера в кинематографе

Во время Великой Отечественной войны актер часто находился в действующей армии в составе фронтовых бригад. Одно из таких путешествий обернулось для него крайне дорого, сильное простуда переросло в пневмонию. Тяжелое заболевание вызвало туберкулез. Врачи «отключили» актеру одно легкое, поэтому ему уже нельзя было петь. Естественная настойчивость, регулярные упражнения позволили Сергею Яковлевичу вернуться на сцену.

Сергей Яковлевич Лемешев

В 1939 году певцу предложили роль в кино. Он согласился и снялся в фильме «Музыкальная история» вместе с актрисой Зоей Федоровой. После премьеры фильма количество его поклонниц резко возросло, и им не давали спокойно пройти по улице.

Некоторые женщины бросали свои семьи, чтобы следовать за ним по всей стране. Внешность певца и его притягательный голос сводили их с ума.

Также в жизни артиста было два периода (1951-1961) и (1969-1971), когда он занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории. Он также был талантливым режиссером, поставившим оперы «Вертер» и «Травиату».

Личная жизнь

По Москве ходили легенды о романтических историях, в которых главную роль играл певец. Он нуждался в вдохновении для своего творчества, и он находил его в глубоких чувствах, был предан в любви. Для него слово «постоянство» казалось незнакомым, так как он легко переходил от одной влюбленности к другой, словно мотылек.

Все пять жен певца-оперного певца отличались лояльностью, красотой и умом. Говорили, что Лемешев умел выбирать, и эти женщины относились очень доброжелательно к его поклонницам. В молодости певец дважды собирался вступить в брак. Сначала он хотел жениться на своей односельчанке Груше, а затем влюбился в Галину Квашнину.

Сергей Яковлевич Лемешев

Однако эти чувства быстро потухли, после того как он вступил в брак с Натальей Соколовой, дочерью своего преподавателя, затем с Алисой Корневой-Багрин-Каменской, и Любовью Вазер, а затем и с Ириной Масленниковой. Ни одна из этих женщин не смогла противостоять изменам со стороны певца.

И лишь пятая жена, оперная певица Вера Кудрявцева, смогла принести счастье Лемешеву. Они прожили вместе целую четверть века. Четвертая жена, Ирина Масленникова, родила дочь Марию, которая унаследовала певческий талант от отца и стала известной вокалисткой.

Причина смерти

26 июня 1977 года из-за сердечного приступа скончался известный певец. Сейчас прах знаменитого русского тенора покоится на Новодевичьем кладбище.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий